Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-10-18 08:22

Древности питерского метро

Ирина Юрьевна Бугрова — доцент кафедры осадочной геологии Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета. Одна из интересующих ее тем связана с палеонтологическими остатками в облицовке петербургского метро.

— Эту тему мне подсказал мой коллега, профессор Андрей Глебович Булах, который попросил помочь ему разобраться с камнем, представленным в облицовке станции метро «Площадь Восстания». Было известно, что там использованы мраморизованные известняки из Грузии (месторождения Шроша и Салиети) и с Урала (Сапальское месторождение близ Нижнего Тагила). Внешне они очень похожи, те и другие имеют морское происхождение, но значительно отличаются по возрасту — одни образовались в юрский период (это мезозой), а другие — в силурийский (палеозой). Надежно отличить один известняк от другого можно было только по скелетным остаткам древних организмов.

Зачем нужно изучать камень в облицовке? Прежде всего, для реставрации. Например, на станции метро «Московские ворота» некоторые плиты повреждены. Заменить их точно таким же камнем нельзя, потому что сейчас мы не закупаем его в Грузии. Значит, нужно подыскивать что-то похожее — лучше всего подойдет горная порода, сформированная в тот же период времени, в аналогичных условиях…

— Как вы отличаете камень из одного месторождения от камня из другого?

— Мы знаем, какие организмы обитали в то время, когда эти известняки накапливались. В камне сохранились их остатки. И если мы видим раковину аммонита, то понимаем, что это мезозой, а если четырехлучевой коралл — палеозой.

— Легко ли обнаружить эти остатки?

— Палеонтологические остатки не всегда имеют хорошую сохранность, и распознать их по фрагментам сможет только палеонтолог. Те, кто в силу своей профессии имеет дело с древними организмами, представляет себе, как они могут выглядеть и что именно нужно искать. На станции «Московские ворота», например, я только на одной стороне вестибюля обнаружила 13 раковин древних головоногих моллюсков, любителю это будет сделать труднее.

Однако попадаются и вполне узнаваемые окаменелости. Так, на «Площади Восстания», рядом с переходом на «Маяковскую», за будкой смотрителя хорошо видна раковина юрского головоногого моллюска. Ее найти нетрудно.

Целые скелеты организмов, встречающихся в облицовочном камне метро и многих зданий Петербурга, можно увидеть в Палеонтолого-стратиграфическом музее Санкт-Петербургского университета и на его сайте.

— Какие организмы встречаются в облицовочном камне?

— Известняки, использованные в облицовке станций петербургского метрополитена, содержат остатки разнообразных водорослей, губок, кораллов, брахиопод, мшанок, двустворчатых, брюхоногих и головоногих моллюсков, морских лилий и морских ежей. 

— Как их всех опознать? Есть ли у них современные аналоги?

— Среди самых эффектных, узнаваемых можно назвать раковины головоногих моллюсков, в том числе наутилоидей. Самый яркий из их ныне существующих потомков — наутилус, который еще называют «жемчужным корабликом». Его любят коллекционеры и ювелиры, и в XVII–XVIII веках из его раковин делали подарочные кубки, пороховницы. Их можно увидеть, например, в Александровском зале Зимнего дворца.

Древние представители этой группы неплохо представлены в облицовке станций метро. Там можно отыскать срезы прямых и спирально свернутых раковин, разделенных перегородками на камеры. Моллюски жили в этих раковинах, но занимали не всю внутреннюю полость, а, как и современные наутилусы, только последнюю жилую камеру (ближе к «выходу»). Заполняя остальные жидкостью, они могли погружаться на глубину, а выделяя газ — подниматься к поверхности.

— На каких станциях можно найти остатки таких моллюсков?

— На станциях «Московские ворота» и «Площадь Восстания» встречаются срезы спиральных раковин юрских наутилоидей, на станции «Площадь Восстания» есть небольшая прямая раковина наутилоидеи силурийского возраста. На станции «Площадь Ленина» — единственный пока найденный аммонит (его отличает форма перегородок: у наутилоидеи они ровные, у аммонита — гофрированные). Рядом с «Приморской», в облицовке здания администрации метрополитена, в одной из нижних плит сохранилась замечательная раковина ордовикского прямого головоногого моллюска.

— Кто такие брахиоподы?

— Брахиоподы — это морские организмы, живущие в раковине из двух створок, внешне они очень похожи на двустворчатых моллюсков, но у двустворок плоскость симметрии проходит между створками, а у брахиопод — поперек, через макушку.

Раковины брахиопод во множестве встречаются на станциях «Площадь Восстания», «Московские ворота», «Площадь Ленина».

— Как отличить остатки древних губок?

— Известковые и кремнистые губки — самая многочисленная группа организмов, которая присутствует в облицовке. По очертаниям они чаще всего напоминают сосуд, кубок, который может быть широким, открытым или узким. Скелет их состоит из отдельных игл — спикул, которые при жизни организма могут соединяться, образуя сложную решетку, или находиться в его мягком теле в рассеянном состоянии, помогая сохранить форму. Когда мягкие ткани распадаются, эти иголки рассыпаются по дну. Если же они спаяны, у скелета есть шанс сохраниться. На станции метро «Московские ворота» прекрасно видны срезы этих губок, там они большие — высота кубков достигает 30–45 см при поперечном сечении до 20 см.

— Чем интересны морские лилии? Они похожи на цветы?

— При жизни эти животные действительно похожи на лилии. Они относятся к типу иглокожих. Это родственники морских ежей, морских огурцов, морских звезд. Их скелет построен из отдельных члеников, напоминающих таблетки цилиндрической или призматической формы. Когда организм погибает, мягкие ткани разлагаются, а эти «таблетки» обычно рассыпаются по дну. Интересно, что у разных семейств и родов они имеют разную форму. Членики юрских лилий отличаются от члеников силурийских.

Представители класса морских лилий в изобилии присутствуют в облицовочных плитах на станциях «Московские ворота», «Площадь Восстания», «Площадь Ленина». На темно-красном фоне хорошо видны сечения их фрагментов белого цвета. Продольные срезы имеют прямоугольную форму, поперечные — округлую, пятигранную или звездчатую. А стены вестибюля станций «Гостиный двор», «Василеостровская» и других облицованы серым мраморизованным известняком, вообще почти полностью состоящим их морских лилий каменноугольного возраста (палеозой). Происходят они из Коелгинского месторождения на Урале.

— Какие еще следы древних организмов можно отыскать в облицовке?

— В последнее время в отделке залов и зданий станций («Крестовский остров», «Чкаловская», «Приморская») стали использовать известняки ордовикского возраста — из карьеров, расположенных в Ленинградской области (ордовик — второй период палеозойской эры). На поверхностях плит можно наблюдать не только остатки разнообразных организмов, но и следы их жизнедеятельности. Например, известняки, использованные в облицовке внешней части станции «Приморской», испещрены следами рытья и сверления древних животных. Своеобразный пестрый узор возникает из переплетений, заполненных грунтом другого цвета, норок илороющих организмов и ходов сверлильщиков.

Палеонтологические остатки имеются и в московском метрополитене. Существует даже специальный сайт «Палеонтология московского метро», которым можно воспользоваться как путеводителем. А затем совершить экскурсию по петербургским станциям уже самостоятельно.


Источник: portal-kultura.ru