Теперь посмотрим, что происходит с лесами на Дальнем Востоке.
На 2015 год там было сосредоточено 43% земель лесного фонда РФ и 25% всех российских запасов древесины.
Помимо нефти и газа, одно из наших главных богатств — это леса. И если запасы полезных ископаемых конечны, то лес – это самовосстанавливающийся ресурс и при грамотной эксплуатации этого богатства, его можно заготавливать бесконечно долго, пока существует цивилизация на планете Земля.
По площади лесов Россия первая во всём мире и значительная их часть приходится на Дальний Восток. И мы стремительно теряем это одно из главных наших богатств. Главная беда в том, что уничтожаются зеленые легкие планеты самым хищническим образом.
Как утверждают специалисты, большая часть леса заготавливается и продается по серым и черным схемам, это когда вся выручка попадает в руки преступных группировок и коррумпированных чиновников, а государство, как в свое время от крабового бизнеса, имеет только дырку от бублика, те несколько процентов, от общих объемов продаж.
И винить в создавшемся положении только китайцев было бы неправильно, они просто пользуются предложением, и пока им выгодно покупать кругляк, они будут покупать его во все возрастающих масштабах.
И сам лес в России валят не китайцы, а наши соотечественники, которые идут туда на заработки и занимаются преступным бизнесом не от хорошей жизни. Заготовка леса помогает местным жителям кое-как сводить концы с концами. Если завтра запретить вывоз древесины в Китай, десятки тысяч людей останутся без работы, а, следовательно, и без средств к существованию. А это грозит уже социальным взрывом.
Где выход?
Государство должно повернуться лицом к этой проблеме и начать вкладывать средства в лесную отрасль, в первую очередь для того чтобы восстановить уничтоженные леса и защитить их от черных лесорубов и пожаров. Сейчас огромные площади в тайге выгорают от ударов молнии, поджогов и оставленных туристами костров. Серьезной проблемой являются поджоги тайги, когда целенаправленно уничтожается мелколесье, а вместе с ним и все живое, что там обитает. После таких палов гораздо легче заготавливать древесину.
Основные объёмы древесины для производства и экспорта лесной продукции в Китай заготавливаются не китайцами, а российскими предприятиями. Например, такие отечественные компании как УК «РФП Групп», «Аркаим» и «Сулук» занимаются именно экспортом древесины в Китай.
Проблема в том, что у нас есть пользование лесом, но нет нормального лесного хозяйства и нормальной охраны лесов от пожаров и варварских рубок.
Тайга на Дальнем Востоке сегодня – это, по сути, бесхозная дикая территория, которую уничтожают самым беспощадным образом. И государству нужно сейчас, во-первых, вкладывать силы и средства в охрану лесов, чтобы эта территория перестала быть бесхозной и, во-вторых, заняться лесовыращиванием.
В этом плане за пример можно взять тот же Китай. На сегодняшний день, несмотря на суровые запреты в Китае заготавливается древесины в полтора раз больше, чем в России. Они рубят более 300 миллионов кубов в год, а в России 200 миллионов с небольшим. И это происходит за счет очень мощного развития своего лесного хозяйства, государство в Поднебесной вкладывает огромные средства в лесовосстановление.
Поэтому интенсивность заготовки древесины в Китае гораздо выше, чем у нас. Россия для китайцев — это временный источник относительно дешёвой ценной древесины.
Они наращивают площади вырубленных лесов настолько мощно, что наше лесное хозяйство по производительной способности в десятки раз отстаёт от них.
Наши соседи обращаются со своим лесом, как с главным неиссякаемым богатством, мы же – как с одноразовой вещью. В настоящее время, к сожалению, преобладает такая психология – после нас, хоть потоп. Главное заработать здесь и сейчас, а что останется нашим детям и последующим поколениям – никого не волнует.
Площадь лесов в Китае со 134 миллионов гектаров в 1992 году увеличилась до 195 миллионов гектаров в 2012 году. А 16 января 2018 года агентство Reuters с отсылкой на главу китайского государственного управления лесного хозяйства Чжана Цзяньлуна, отметило, что общая площадь лесов страны в 2018 году составила 208 миллионов гектаров.
Лесные проблемы дальневосточного региона.
- Недостаточная государственная поддержка лесной отрасли, отсутствие грамотно выстроенной инвестиционной политики;
- Устаревшее законодательство, которое нормально не регулирует лесоустроительные работы;
- Слабая востребованность древесины на внутреннем дальневосточном рынке.
- Высокие железнодорожные тарифы и практически полное отсутствие дорог делают неэффективным отправку сырья в центральные районы страны.
- Следующая проблема это незаконные вырубки.
По заявлению Николая Патрушева, секретаря Совета безопасности, более 70% всех средств, обращающихся в лесопромышленном комплексе Дальнего Востока, проходят через теневые схемы.
- Лесные пожары.
Согласно сведениям о лесопожарной обстановке на территории субъектов РФ на 22.12.2017, размещённых на сайте «Авиалесохраны», в Дальневосточном федеральном округе за 2017 год площадь лесных пожаров составила 2 273 520 гектаров. А всего в России огнём пройдено около 4,8 миллионов гектаров. То есть практически половина пожаров пришлась на Дальний Восток.
Как можно переломить ситуацию?
Итак, по большому счёту, ситуация получается такая:
- Нужно постепенно снижать экспорт необработанной древесины в Китай, чтобы избавиться от зависимости и в принципе сохранить лесные ресурсы.
- Но, чтобы экономика региона развивалась, необходимо развивать деревообработку, производить конкурирующую продукцию и подготавливать кадры, коих немного в регионе.
- К развитию отрасли может привести и снижение дорожных тарифов на перевозку древесины.
- Важно внедрение современных технологий лесозаготовок и деревообработки. Производство продукции с высокой добавленной стоимостью должно вывести ЛПК Дальнего Востока из преимущественно сырьевого сектора экономики в высокотехнологичный.
- Необходимо ввести строгий контроль за заготовками и использованием низкокачественной древесины,
- Разработать систему обеспечения достоверной информацией органов государственной власти об объёмах заготовок и источниках происхождения древесины, в том числе отправляемой на экспорт.
Создание системы сертификации тоже может помочь сократить объёмы нелегального оборота древесины.
Пожалуй, тяжелее всего будет воспитать из предпринимателя временщика и браконьера – честного промышленника, патриота России.
Однако это уже совсем другая тема для серьезного разговора.