Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-10-10 10:07

Андрей Макаревич в Новой Зеландии: воинственные маори, вода из-под крана и «ежик в тумане»

Планета Земля

Остров Уайт-Айленд, на языке маори называется Факаари. Это единственный активный вулканический остров Новой Зеландии, где в центре бурлит серное озеро

Каждый год мы с компанией друзей выбираемся в какое-то одно, обязательно далекое и непременно небанальное путешествие. Несколько лет назад мы договорились об этом и решили, что на этой поездке никогда не экономим — летим комфортно, живем удобно, едим вкусно. В этом году в апреле мы выбрали Новую Зеландию.

Лететь туда чертовски долго. Самый короткий путь — это два раза по 10 часов: сначала до Сингапура и оттуда столько же. Обратно я летел жутко: я вспомнил, что у меня в Питере концерт, пришлось лететь через Китай, через какой-то Гуаньджоу, Урумчи...

Дышать на Уайт-Айленд очень тяжело, все ходят в респираторных масках

Поездку мы строили так: прилетаем в Окленд и едем с севера на юг, через всю страну. При этом надо понимать, что на севере у них тепло, а на юге, напротив, холодно, потому что юг ближе к Антарктиде. Сейчас в Новой Зеландии осень. Но климат очень мягкий, 20 градусов тепла — идеальная, комфортная погода.

Вообще, место это совершенно райское. Все население страны — четыре с половиной миллиона человек. Их национальная идея — сохранение природы и экологии. Из любой реки, из любого озера можно пить воду. На бутылках, которые продаются в магазинах, на воде написано: «Разлито из-под крана» — это означает гарантию чистоты и качества. Здесь чудовищные штрафы за ловлю рыбы в неположенном месте, за разбрасывание мусора, поэтому никто этим не занимается — им даже в голову это не приходит. Природа уникальная, абсолютно реликтовая. Этот остров оторвался от Австралии много миллионов лет назад, именно поэтому здесь был потрясающий животный мир, так как не было хищников. Здесь жили пешие птицы, например, и сейчас существующие киви, которые находятся под охраной государства, так как первые колонизаторы привезли сюда не только себя, но и мелких грызунов и кошек, которые жрали птиц и их яйца.

Везде пасутся овцы. Новозеландцы не строят хлевов для животных: все время довольно комфортная температура, и укрывать скот от непогоды не нужно

Мне не показалось, что страна дорогая, но мы потратили немаленькие деньги — по уровню примерно как в Японии. Что же касается магазинов, то еда у них дешевле, чем у нас: мясо, например, в два раза дешевле, при этом это самая лучшая в мире баранина, самая лучшая в мире говядина. Там потрясающие вина — тонкие, вкусные и благородные. Известно, что французы пытались перекрыть кислород именно новозеландским винам, придумав эту историю с пробкой: дескать, если вино закрыто не затычкой из пробкового дерева, то оно плохое. А приобретение пробки перекрыли те же французы. Новозеландцы вбухали очень много денег на исследования  и доказали, что завинчивающаяся крышка ничуть не хуже пробковой. Так что теперь все их вина с закручивающейся крышкой. И это их действительно не портит.

Серное озеро на Уайт-Айленд

Меня совершенно покорила природа Новой Зеландии. Собственно, мы и ехали ради нее — не ради городов и городской жизни, хотя после поездки сразу поняли, что хотим в следующий раз посмотреть уже именно на эту часть страны. Но то, что мы увидели в этот раз, словами описать невозможно. Туманы, потрясающие пейзажи, которые все видели в фильмах «Хоббит», «Властелин колец», «Аватар», «Парк Юрского периода» — и это правда, не фотошоп, не компьютер, это все снималось здесь, на натуре.

Почти сразу мы с нашим гидом приехали в поселение маори. Маори — аборигены, они считаются одними из самых воинственных жителей Океании. Хотя, если быть точным, они не коренное население, а приплыли сюда с каких-то островов, но тем не менее их, как самых старых жителей Новой Зеландии, страшно почитают.

Как только мы добрались до их поселения, нам тут же устроили церемонию. Нас предупредили, что к этому надо отнестись очень серьезно, потому что у них все — ритуал. Принятие пищи, поход на войну, рождение, смерть — ритуал, сопровождающаяся песней. Встреча гостя — ритуал, и тоже поются песни.

Вот как выглядела церемония: к нам вышел мужчина, который стал демонстрировать свою воинственность. Он кричал, танцевал, высовывал язык... Высовывание языка, между прочим, осталась от каннибализма: это он показывает, что он тебя и сожрать может. При этом в танце он постоянно отступал назад и клал на землю разные предметы. С нашей стороны тоже должен быть вождь (мы его специально выбрали из нашей группы для этого случая), который эти предметы с уважением поднимает — значит, принимает его дары. Затем, собрав все предметы, мы заходим в поселение, их вождь говорит нам речь, все поют песню. Потом наш вождь говорит речь, и мы поем песню. И только после этого можно сесть за стол. Мы пели «Подмосковные вечера». С душой.

Готовили еду нам ритуальную, праздничную. Вот так это делается: в специальной яме разжигается костер, на дне ямы камни, которые раскаляются, потом выгребаются угли, внутрь ставится котел с едой, все закапывается землей и часов пять-шесть это печется. Запекают несколько видов мяса, овощи и корнеплоды.

Вообще, конечно, эта встреча очень наглядно показывает, как старинное племя хранит свои традиции, но тем не менее врастает и в современную цивилизацию. Один из воинов этой деревни работает в фитнес-зале. А девчонки, которые долго изображали себя страшно грозными, потом раскололись и захохотали.

Серное озеро на Уайт-Айленд

Отсюда мы поехали дальше на юг, природа менялась, и при этом оставалась нетронутой. Прозрачные холодные реки, чистейший  воздух, потрясающий ландшафт. Одним из самых интересных приключений стало посещение пещеры, которую я никак не мог сфотографировать. И вот почему: это подземные пещеры, наполовину наполненные водой, в них текут реки. На потолках этих пещер живет крохотный червячок, который светится потусторонним синим цветом. И вот что новозеландцы придумали. Так как вода очень холодная, то тебе дают гидрокостюм и автомобильные покрышки, все садятся на края камеры и плывут по течению. Проводник выключает свет. И я лежал на этой покрышке, смотрел ввех и все думал: на что же это похоже? И понял, что это абсолютный «ежик в тумане». Невероятное зрелище.

Оттуда мы полетели на маленьком самолете купаться к горячим источникам (страна вулканическая, поэтому там много гейзеров). После сели на паром, который вышел в открытые воды, пересек часть океана, там сели на вертолет и полетели в кратер действующего вулкана. Он находится на White Island, место называется Whakatane.

Фото предоставлено автором

На дне этого вулкана находится кипящее озеро из серной кислоты. Нас очень аккуратно вел проводник, чтобы мы не наступали туда, куда нельзя. Дышать там очень тяжело, поэтому на нас респираторные маски. Тебя окружает абсолютно марсианский пейзаж - серные дымы, ручьи ядовито-изумрудного цвета булькающие грязевые гейзеры, которые то появляются, то исчезают. По ощущению что-то из фильмов Тарковского «Солярис» и «Сталкер». Когда-то, в начале XX века, здесь была шахта, в которой добывалась сера. Потом ее раздолбало штормом и она закрылась. Сейчас здесь стоят сейсмоприборы, чтобы оперативно предупреждать о землетрясениях: вулкан действующий, и он в любой момент может шарахнуть.

От вулкана мы поехали дальше на юг. По дороге останавливались в маленьких гостиницах, которые стоят в центре страны, посреди ничего. По идее, такие места должны быть обычными дешевыми мотелями, но на поверку это роскошные гостиницы с вкуснейшей едой, отличным сервисом и невероятным видом из окон номеров. Мы проезжали маленькие города, которые стоят на берегу озер, а ивы, что растут у воды, склоняются низко-низко. В таких городах живет около тысячи человек, одна улица, продаются дома — а к дому прилагается шесть гектаров земли, лошади ходят, яхту можно приобрести. При этом никакого ощущения провинции или дыры, как можно было бы предположить. На табличках местных баров — расписание концертов: сюда с громадным удовольствием едут группы первого и второго эшелона со всего мира, отрыва от мировой культурной жизни не ощущается.

Нашими конечными точками на маршруте были три вещи. Первое — озеро, где можно половить рыбу, я этого очень ждал . Второе — ледник, третье — полет над океаном, где можно увидеть кашалотов.

Рыбу мы половили, заплатив за это небольшой налог. При этом ловить рыбу прямо у пирса нельзя, за это тебя могут оштрафовать на десять тысяч долларов: отплыви в центр озера и лови себе спокойно. Это сделано для того, чтобы люди, которые приходят к причалу, могли спокойно любоваться тем, как плещется рыба.

Фото предоставлено автором

К леднику мы слетали, и этот полет был чудесным: никогда не наблюдал ледник  сверху. А вот к кашалотам попасть нам не удалось: случился туман, и самолетик не полетел. Так что прямо с берега океана мы полетели в ущелье, где расположен маленький городок, там и закончилось мое путешествие.