Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Согласно наиболее распространенной версии, скифы сформировались в Северном Причерноморье. Их предковой культурой называют ямную археологическую культуру бронзового века.
Так ли это на самом деле?
Для начала обратимся к письменным источникам.
Геродот в 4 книге "Истории" описывает несколько версий происхождения скифов: от Зевса и дочери Борисфена, от Геракла и химеры. Впрочем, сам Геродот пишет, что не доверяет этим сведениям. И приводит третью версию: "Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их силой орудия, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю".
Помимо того, что Геродот указывает на азиатское происхождение скифов, он дает их описание: у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы.
Гай Плиний Секунд (Плиний Старший) в 6 книге трактата "Естественная история" пишет: "Жители Серики превышают величину людей, у них рыжие волосы, голубые глаза, грубый голос". Это в точности соответствует описанию скифов Геродотом.
Поскольку ни Геродот, ни Плиний больше не упоминают ни один народ, попадающий под подобное описание, то речь, очевидно, идет об одном и том же народе.
Серика, напомню, в представлении римлян – это область, включающая современные Западную Монголию, Южную Сибирь, Восточный Казахстан и Синьцзян-Уйгурский округ. На те времена там проживали саки, тохары и народы, которых современная наука именует сибирскими скифами.
Данные археологии полностью подтверждают эти сведения. Обнаруженные таримские мумии, мумифицированные останки из сакских и пазырыкских курганов дают полное совпадение антропологического облика с описаниями античных авторов.
Более того, ученые установили, что скифские курганы в Южной Сибири, в частности, в Турано-Уюкской котловине в Туве (курганы Аржан-1 и Аржан-2), как минимум, на 200 лет старше самых древних скифских курганов в Северном Причерноморье. Это дало ученым возможность говорить не о скифской, а скифо-сибирской культурной общности и о том, что ее распространение шло не с запада на восток, как считалось ранее, а с востока на запад. И это также соответствует словам Геродота, что скифы пришли из глубин Азии.
Наконец, обратимся к данным палеогенетики.
Носители ямной культуры имели преобладающую гаплогруппу R1b (субклады Z2103, M269, L23 и P297). Аналогичная картина с ее потомковой культурой - афанасьевской культурой Южной Сибири. Сменившая афанасьевскую карасукская культура находит наиболее полные потомковые генетические аналогии в окуневцах и киммерийцах.
Однако, согласно исследованиям ученых, скифы имели в целом однородный генетический состав на всем протяжении от Саяно-Алтая до Причерноморья. Преобладающей гаплогруппой у них являлась R1a (субклады M17, Z2124). Кроме того, результаты масштабного исследования, включавшего Y-хромосомное и митохондриальное исследование и анализ однонуклеоидных полиморфидов, проведенного в 2009 году, также подтверждают данные археологии: жители Южной Сибири бронзового и железного века были светловолосыми и голубоглазыми.
Эти исследования показывают на предковую культуру скифов. Но она оказывается не ямной культурой Северного Причерноморья, а андроновской культурой Южной Сибири.
Получается, что ямники, носители гаплогруппы R1b никак не могли быть генетическими предками скифов, носителей R1a. Однако присущая скифам гаплогруппа R1a-Z2124 прослеживается в Южной Сибири (и нигде более) еще с эпохи позднего неолита.
Таким образом, истоки скифской культуры и генетические корни скифов следует искать именно в Южной Сибири, что подтверждается как письменными античными источниками, так и современными данными археологии и палеогенетики.