Космонавт Сергей Рязанский посмотрел «Марсианина» и объяснил, откуда там что взялось
У российского космонавта Сергея Рязанского с главным героем фильма «Марсианин» Марком Уотни много общего. Уотни — ботаник. Рязанский попал в отряд космонавтов после биофака Московского университета (и стал на 52-м году полетов первым выпускником МГУ в космосе). Уотни борется за жизнь на Марсе. Рязанский был командиром экипажа миссии «Марс-500», имитирующей марсианскую экспедицию на Земле.
GEO посмотрел «Марсианина» вместе с Сергеем и расспросил его, как соотносятся события на экране с настоящими полетами в космос.
Стоп-кадр 1. Про то, как Марка Уотни протыкает антенна, и он сам себя лечит.
Сергей Рязанский: Самая частая травма космонавта — это травма глаза. В невесомости все летает. В фильме «Марсианин» винтики вокруг шлема кружатся, да? На самом деле это очень частая ситуация — ты летишь по станции, широко распахнув глаза, а тебе в глаз прилетает какой-нибудь случайный носок. Или крошка. Или шайбочка. Или гаечка.
В какой-то момент я проснулся, глаза открываю — открылся только один. А второй нет. Я к командиру: «Командир, а чего с глазом-то?» А там гной залепил вообще ресницы. Попала грязь, воспаление. И реально неделю промывали, лечили прямо на борту.
Ситуации бывали и гораздо серьезнее этого моего глаза. Но на станции хорошая, продуманная очень система медпомощи. Есть аппарат УЗИ. Бормашина была еще на станции «Мир», сейчас от нее отказались. Фонендоскоп, аппарат для изучения дна глаза. При этом ты можешь передавать изображение на Землю, а Земля уже там разберется. Делаешь там, не знаю, УЗИ какое-нибудь, отправляешь на Землю, а специалисты говорят — ты вообще не там ищешь почку, там сердце находится.
Мы с командиром экипажа друг другу пломбы вставляли. У обоих выпали во время полета. У него хотя бы из мертвого зуба, а у меня из живого. А еще три месяца летать. Можно Земле пожаловаться и сказать — все, ребята, снимайте меня со станции, но поставишь под угрозу всю экспедицию. Сначала то, что вставили, выпадало сразу, потом нормально вышло, справились.
Стоп-кадр 2. Про ремонт скафандра с помощью скотча.
С.Р.: В МГУ я вел прямой эфир с Международной космической станцией, а потом был час ответов на вопросы. Спрашивают: «А вот есть ли у вас на станции такая штука, как синяя изолента? Я говорю — да, куда же без нее. Вот то, чем он в фильме модуль и шлем себе заклеивает, серая изолента — это американская gray tape, абсолютно стандартная вещь, и, поверьте, на станции ее запасы немереные.
Много вообще материалов, которые используют не по инструкции. Вот упаковка для еды — это такой войлочный матрасик. А космонавты делают из нее звукоизоляцию. У нас там достаточно шумно. Ночью кто-нибудь сходил в туалет — по всей станции очистительные системы начинают работать. И вот всякие шумные механизмы прокладывают этим войлоком. Это по-советски, это по-нашему. А Карен Найберг, она со мной летала, из таких матрасиков вырезала для своего ребенка динозавриков.
Стоп-кадр 3. Марк Уотни выкапывает из-под песка старый марсоход Pathfinder, а команда на Земле работает с точной его копией.
С.Р.: Макет российского сегмента МКС есть в ракетно-космической корпорации «Энергия». Если, предположим, возникает какая-то проблема на борту, не запланированная разработчиками, они идут на этот макет, всё включают, и там реально всё один-в-один. Кроме невесомости. Дальше смотрят, что можно сделать. А есть макет, погруженный в гидролабораторию, расположенную под водой, чтобы невесомость имитировать.
Была на МКС однажды ситуация, когда обесточило пол-станции. Утечка аммиака из радиатора, весь полет под угрозой. Земля вмешивается: «Ребята, ложитесь спать». А в это время, как в фильме показано, на Земле работают с макетом. Они из отпусков повыдергивали астронавтов, которые летали и делали прошлый ремонт. Отовсюду, принудительно. Пока мы спали, они спустились под воду, отработали в бассейне выход в открытый космос, и наутро на станции лежал файл с четкими инструкциями, что надо делать.
Стоп-кадр 4. Марк Уотни переписывается с Хьюстоном.
С.Р.: У нас на станции интернет на самом деле появился только недавно. Есть электронная почта, это включено в основной канал связи, а весь остальной интернет штука отдельная. Чтобы какой-нибудь злобный хакер с Земли не влез и чего-нибудь не испортил, компьютеры с интернетом не входят в общую сеть, и канал связи он забирает по остаточному принципу. Поэтому скорость мне напоминает мой студенческий модем.
Сочинскую Олимпиаду мы смотрели в текстовой трансляции. Увидеть матч Россия — США, естественно, весь экипаж очень хотел. И мы смотрели текстовую трансляцию на сайте «Спорт-Экспресс».
Сайт «Одноклассники» загружается пять с половиной минут. С «Одноклассниками», кстати, была интересная история: зашел и вдруг увидел, что там онлайн мой приятель, который уехал в это время в экспедицию на Южный полюс. Я пишу ему — Слава, ты уже вернулся? Ну как тебе Южный полюс? Он отвечает — нет, не вернулся, сижу на Южном полюсе в своей радиорубке. Он радистом как раз поехал. «Серега, а ты что делаешь на Земле? Ты же должен быть в космосе?» — «Так я в космосе».
Стоп-кадр 5. Про корабль «Гермес», который летит за Марком Уотни.
С.Р.: Их корабль очень похож на МКС. Ни один реальный модуль не скопировали, но в целом похоже. Наша станция — это тоже такая длинная колбаса с шипами, торчащими в разные стороны. Разве что пролететь, не коснувшись стенки, от одного конца до другого не получится, потому что посередине у "колбасы" изгиб, при переходе от российского модуля к американскому. И в принципе ты можешь в эту вот щелочку увидеть конец американского сегмента, и через нее переглядываются командиры сегментов, перед тем как выйти на связь — должен быть готов и российский командир, и американский.
На «Гермесе» свободного пространства побольше, чем на МКС. В российском сегменте вообще нигде не получится и болтаться посередине, пытаясь достать руками до стенок. Рабочее пространство обрезается панелями, за которыми находятся всякие полезные приборы, или места хранения, или каюты экипажа. И, в общем, остается маленькая тесная труба посередине.
В американском сегменте или в японском модуле можно спокойно человека подвесить — и ни до какой стенки он не дотянется. Пока его система вентиляции потоком воздуха не снесет куда-нибудь. Поэтому мы часто проводим видеовстречи с семьями в японском модуле, потому что там можно покувыркаться и детям показать, каково оно в невесомости. И видно, какая станция красивая и широкая.
Почему такая разница? Американские модули выводили в космос на шаттлах с их огромным грузовым отсеком. А наши — на ракете, и их еще надо доставить на Байконур. И везли по железной дороге. Страна большая, ехать надо до Казахстана. Так что максимальный диаметр «бочки» был ограничен размерами всяких мостов и туннелей, куда вагон должен вписаться. Сейчас вроде новые модули разрабатываются уже без учета этого стандарта.
Стоп-кадр 6. Про полеты по «Гермесу» и страхи космонавтов.
С.Р.: Меня поразило, насколько грамотная у всех в «Марсианине» биомеханика передвижения в невесомости. Поза эта, с подсогнутыми ногами — она из парашютного спорта. Как правильно падать с парашютом до его раскрытия? Руки расслабленно лежат на потоке, ноги подняты вверх и тоже свободные. Любая напряженная конечность — как лопасть винта. Тебя мгновенно закрутит, парашют потом намотается на тело, и всё закончится плохо.
Космонавтов воспитывают парашютными прыжками, чтобы они легко умели справиться со страхом. Потому что если человек ничего не боится, это клиент психиатра, и таких в космонавты не берут. А нормальный человек нормально боится и нормально волнуется. Просто он должен уметь в доли секунды выдохнуть, расслабиться и дальше действовать.
Про книгу «Марсианин» Энди Вейра, по которой сняли фильм.
С.Р. Автор «Марсианина», я так понимаю, далеко не специалист в космонавтике. Однако надо отдать ему должное: книжка получилась потрясающая. Ни в фильме, ни в книжке никаких откровенных ляпов. В отличие от «Гравитации», например. Там один полет на огнетушителе — два балла по физике режиссеру и сценаристу.
Жалко, что в фильме очень сильно сократили идейную составляющую, потому что книга не о бескрайнем космосе, а о научном подходе и о потрясающей силе духа. Вот в книжке показывались периоды паники у героя, когда у него опускались руки, когда он не знал, что делать. И это нормально, но в фильме ничего такого не было.