Петроглифы Онежского озера .
Онежские петроглифы - это "грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом".
Петроглифы Карелии относятся к числу уникальных объектов культурного наследия Северной Европы. Это ценнейшие свидетельства далекого прошлого, дошедшие до нас от эпохи неолита. Их возраст 5-6 тыс.лет.
https://www.youtube.com/watch?v=cg-70V83y-k
Серия фильмов "Карелия неизвестная".
Фильм первый "Онежские петроглифы, Бесов нос".
Сенсационное открытие, совершенное учеными, а также любителями приключений и путешествий во время парусной экспедиции на восточный берег Онежского озера в июле 2008 г.
Фотоматериалы предоставлены А. Жульниковым и М.Скрипкиным. Производство ООО "Руна"
http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/katalog-golubaja-doroga-ot-petrozavodska-do-pudozha/pudozhskij-rajon/petroglify-onezhskogo-ozera/
На территории Карелии известно два крупных скопления наскальных рисунков –петроглифы Прибеломорья, расположенные в низовьях реки Выг в Беломорском районе и петроглифы Онежского озера, находящиеся на восточном побережье Онежского озера в Пудожском районе.
Петроглифы Онежского озера располагаются узкой полосой длиной более 20 км на скальных выходах побережья от устья р.Водла до устья р.Черная: на мысах Бесов Нос, Карецкий Нос, Пери Нос, Кладовец Нос, Гажий Нос, на полуострове Кочковнаволок и на прибрежных островах. Этот археологический комплекс включает 23 скопления наскальных рисунков, состоящий из более чем 1200 изображений. Рисунки выполнены техникой точечной выбивки, при которой на отполированной ветром и водой поверхности гранита образуется более светлое силуэтное изображение в виде неглубокой гравировки с шероховатой поверхностью.
Среди Онежских петроглифов преобладают фигуры водоплавающих птиц (лебеди, утки), лосей, лодок с гребцами, солярные и лунарные знаки. Реже встречаются изображения рыб, людей, змей и т.д. Наиболее известными являются изображения, входящие в состав центральной группы петроглифов на Бесовом Носу, особенно 3 огромные фигуры: антропоморфного существа («беса»), выдры (ящерицы) и налима (сома). На Полуострове Кочковнаволок расположена самая большая фигура (лебедь), имеющая длину 3 метра.
Археологический комплекс «Онежские петроглифы» находится на одном из самых живописных мест Русского Севера. Скалы, песчаные пляжи, дюны и сосновые боры на берегу безграничного синего озера производят неизгладимое впечатление.
Территория групп петроглифов, расположенных к северу от устья реки Черной частично благоустроена для использования в туристских целях: проложены тропы, установлены информационные щиты и указатели. В настоящее время планируется благоустройство территории группы петроглифов на полуострове Кочковнаволок.
http://www.ticrk.ru/regions/region/sights/sight/?PID=7516&ID=16975
Петроглифы на Восточном берегу Онежского озера
Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время - от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.
Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 - 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.
Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая "триада" на оконечности мыса Бесов Нос: "бес" (фигура человека больше двух метров с растопыренными пальцами и непропорционально маленькими ногами), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов).
Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский. Жители близлежайших деревень издавна знали о наскальных рисунках и считали их порождением "нечистой силы", о чем говорит само название мыса. Монахи расположенного неподалеку Муромского монастыря пытались нейтрализовать эти "дьявольские картинки", выбивая христианские кресты на некоторых фигурах.
Севернее Бесова Носа находится Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки - 7 разрозненных групп. Еще севернее, на мысу Карецкий Нос, обнаружено скопление из 120 фигур, где петроглифы тянутся почти вдоль всего южного склона. Интересны петроглифы на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский. Они обнаружены в 1970 - 1990-е гг. и насчитывают примерно 200 выбивок, в числе которых трехметровый лебедь, различные сложные сцены мифологического характера с людьми, птицами, лодками.
Онежские петроглифы открыл в 1848 г. геолог из Санкт-Петербурга К.Гревинг.
Немало труда затрачено на выявление широко известных теперь онежских петроглифов. Известные исследователь петроглифов А.Я.Брюсов специально наблюдал за поверхностью скал в разные часы летнего дня. Ему удалось разглядеть ряд плохо заметных изображений, видимых только в определенные часы. "Однажды - пишет А.Я.Брюсов - после большого дождя поднялся сильный ветер, который быстро высушил гладкие поверхности скал, тогда как даже в едва заметных углублениях влага окрашивала их в темный цвет. При этом на Бесовом Носу, восточнее центральной группы, за большой трещиной ярко вырисовалось несколько изображений, которые при иных условиях оставались невидимыми во все часы дня. Только резкая разница в цвете высохшей гладкой поверхности и еще влажных мельчайших выбоин, разница, которую почти невозможно осуществить искусственным путем, создала случайную возможность видеть эти изображения".
И по сей день ученые открывают новые рисунки или же неизвестные ранее важные детали старых изображений. Одна из причин таких сюрпризов - плохая сохранность многих наскальных фигур. Время не пощадило их: выбитая часть сильно потемнела и зачастую сливается по цвету и фактуре с поверхностью окружающих скал, рельеф их стал мельче. Особенно сильно стерлись рисунки, расположенные у самой воды, постоянно омываемые волнами озера.
Еще сильнее сглаживают изображения ледоходы. Высота ледяных торосов достигает здесь 5 - 6 метров. Порой они отрывают от скал целые куски, ставят их в неустойчивое положение, а иногда сталкивают в пучину озера. Чуть выше, куда не достигают волны, рисунки разъедают мхи и лишайники. Трещины и разломы среди скал, многочисленные выбоины и шрамы свидетельствуют о постоянной разрушительной работе стихии, уничтожившей десятки изображений. Но основная масса их все же сохранилась и настолько, что поддается фотографированию без подкраски.
Четкость наскальных гравюр в большой степени зависит от освещения. Лучше всего осматривать их ранним солнечным утром или вечером. Косые лучи восходящего или заходящего солнца делают изображения более рельефными и хорошо заметными. Световые эффекты подчас настолько сильны, что буквально преображают рисунки. Когда солнце совсем низко склоняется к горизонту, по скалам бегут заходящие лучи, и темно-красный, отполированный до блеска гранит сияет мягким розовым светом, а плохо различимые рисунки вспыхивают ярко, как лампочки.
Еще одна любопытная зависимость изображений от солнца: в лучах заходящего солнца рисунки двигаются. Древние онежцы сделали открытие, в котором содержится намек на будущие "живые картинки" - современное кино. Творчество онежских художников создало самый древний в мире кинематограф.
Как добраться:
От Водного вокзала г. Петрозаводск до Шалы ходят пассажирские суда. Далее придется нанять лодку или идти пешком.
Источник: monuments.karelia.ru