В Ростовской области на берегу Азовского моря уже третий год ученые с большой осторожностью извлекают из земли части скелета мамонта. Почему окончило свою жизнь это животное на азовских берегах, какие еще находки удается сделать во время экспедиций и что это вообще за наука — палеонтология, «Живой Ростов» побеседовал с кандидатом биологических наук, палеозоологом, ведущим научным сотрудником из лаборатории палеогеографии ЮНЦ РАН Вадимом Титовым.
Своя флора и своя фауна
— Так что же изучает такая наука, как палеонтология?
— Палеонтология — это наука о вымерших организмах. Не будем путать ее с археологией, которая изучает остатки материальной культуры человеческого общества. Иногда мы пересекаемся: к примеру, в августе на Тамани будем вместе с археологами-палеолитчиками раскапывать место захоронения слонов и носорогов, которые жили в Приазовье полтора миллиона лет назад. Палеонтологов вообще-то мало, а тех, кто занимается палеозоологией на юге России, и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки.
— Но ведь и Ростовская область богата на находки костей древних животных?
— Да, грех жаловаться. Например, на Дону найдены два скелета трогонтериевых мамонтов, скелет дейнотерия, которые представлены в экспозиции Азовском музее-заповеднике.
— Вы принимали участие в недавно завершившейся экспедиции, которая работала на Должанской косе. А в каких случаях палеозоолога приглашают работать в такие экспедиции?
— У нас, естественно, есть и свои чисто палеонтологические экспедиции, а что касается работы на косах Азовского моря, то палеонтология дает возможность понять не только кто и когда здесь проживал, но и позволяет датировать геологические слои. Гео Биостратиграфический метод датировки слоев основан на том, что в каждый период существовала своя фауна и флора. И когда мы бурим и вынимаем из земли керны — а в этом году их доставали с глубины 25 метров — в определенных их слоях встречаются раковины моллюсков. Они и позволяют определить возраст разных горизонтов. Радиоуглеродный метод работает до 50 тысяч лет назад, а раковины моллюсков могут поведать и о более дальних временах.
Как оно родилось
— А что могут дополнить ваши находки к истории происхождения Азовского моря?
— Говорить об образовании Азовского моря — не совсем правильно. Стоит говорить об эволюции этого моря, так как Азовское, Черное и Каспийское моря — это остатки древнего океана Тетис. Во времена динозавров это был единый огромный водоем. Потом вследствие движения земных пластов, поднятия горных массивов Кавказа произошло разделение этих морей. Геологи и палеонтологи на основании данных по остаткам флоры и фауны, по различным гидрологическим характеристикам древних водоёмов знают, что здесь был целый ряд разных бассейнов, которые сменяли друг друга. И что касается современного Азовского моря — оно тоже не есть нечто постоянное. Исследования наши и наших предшественников установили, что на протяжении последних нескольких веков уровень моря повышался и понижался несколько раз на несколько метров. И это отражалось и на условиях обитания тех, кто проживает на его берегах.
Помощь энтузиастов
— А как же удалось обнаружить остатки трогонтериевого мамонта на азовских берегах?
— Как уже сказано, палеонтологов мало, потому мы стараемся держать связь с людьми, которые интересуются этим делом, не будучи учеными. Есть один такой энтузиаст из Таганрога, который увлекается палеонтологией и ходит по берегам, собирая находки, которые выносит море. Он сообщил, что у основания берега торчит кость, как выяснилось, бедренная. Эту кость мы вытащили, а в последующие годы находили и другие части скелета. Этот год — третий, который мы там работаем: нашли челюсть, лопатку, отдельные позвонки. Словом, достали уже много и рассчитываем обнаружить и череп.
— Всегда удивляет география находок мамонтов — от Якутии до наших теплых мест. Они были так широко распространены в те времена?
— Мамонт мамонту рознь. Их видов было много: к примеру, в Якутии жили шерстистые мамонты. В вечной мерзлоте даже находят замороженные туши эти животных. Остатки шерстистых мамонтов находят и у нас на юге. Но здесь они были редки. Был еще трогонтериевый мамонт, хазарский мамонт, которые жили в разные периоды. Можно предположить, что у трогонтериевого мамонта шерсти было поменьше, так как температура воздуха была еще не такой низкой. Жили мамонты на территории Евразии довольно долго.
— А с человеком разумным они пересекались?
— Пересекались, известны явные следы охоты людей на этих гигантов — обломки наконечников метательных орудий, застрявшие в костях. Но ямы, как мы привыкли видеть в школьных учебниках, для этого люди явно не копали, а, скорее всего, загоняли зверя в овраг или подгоняли к какому-нибудь обрыву. Были и другие методы охоты.
Дон — родина не только мамонтов, но и медведей
— Остатки каких еще животных вам попадались на территории области?
— За последние два-три года есть находки уникальные — кости, челюсти, черепа медведей разных эпох. И им от 2,5 до 100 млн лет. Медведи — животные, легко приспосабливающиеся к любым условиям, так что они чувствовали себя хорошо везде, в том числе и у нас в степях. Находили мы и кости оленей, и носорогов. А что касается растений, то в Ростовской области не так много отложений, где встречаются отпечатки тех же листьев. Чаще можно обнаружить фрагменты древесины. Я не говорю о каменноугольных отложениях, где отпечатки растений — обычное дело.
— Археологов очень настораживает тот факт, что при благоустройстве берегов Темерника их не приглашают хотя бы для надзора. А палеонтологу, как вы считаете, там есть чем заняться?
— Везде, где проводят землеустроительные работы, могут быть интересные для нас находки. Низина, где течет Темерник в пределах Ростова, это древняя долина, и течет эта река здесь уже несколько миллионов лет.
— А на территории самого Ростова вы находили кости древних животных?
— Я-то — нет, но, когда строили дома на правом высоком берегу Дона, в склонах находили кости кита цетотерия и тюленей — обитателей так называемого Сарматского моря. Они жили 12 млн лет назад. А само море занимало территорию от нынешней Вены до отрогов Тянь-Шаня и включало в себя современные Черное, Каспийское, Аральское и Азовское моря.
Ну, и конечно, нужно вспомнить и об уникальной и богатой коллекции костей слонов, носорогов, жирафов, верблюдов, гиен и саблезубых кошек, которые были собраны в Ливенцовском карьере, который начал разрабатываться в 1954 году. Эти находки можно увидеть в Азовском музее-заповеднике, Ростовском областном музее краеведения и в ряде других музеев и институтов страны.
— Раньше учителя-энтузиасты выводили учеников на берега рек искать древние окаменелости. Сегодня от этих находок вам что-то достается или все оседает в школьных музеях?
— Школьные музеи нужны и важны. Но в них должны храниться массовые находки. Ведь как случается: если уходит тот же учитель или директор, поддерживающий музей, рано или поздно просят «освободить помещение», и находки… Хорошо, если их складывают в ящики, а не выносят на свалку! Так что лучше ценные находки отдавать в государственные музеи, там у них будет совсем другая жизнь.
Трогонтериевый слон (степной мамонт) (лат. Mammuthus trogontherii) — вымерший вид мамонтов, живший от 700 до 500 тысяч лет назад на просторах Евразии.
Около 600 тысяч лет – возраст трогонтериевого слона (степного мамонта), скелеты которых хранятся в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике
Источник: werawolw.ru