Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-09-08 12:39

КАК ГОРЕЛО, ТАК И ГОРИТ?

лесные пожары

Пожары в Русской Тайге: что изменилось в 2020 году по сравнению с 2019 годом, когда внимание общества было привлечено глобальными пожарами?

Как обычно, самые большие масштабы лесных пожаров в Сибири. По объективным причинам. Это и бескрайние просторы Сибирской Тайги. И труднодоступность многих территорий.

Сейчас (началом осени 2020) пожароопасный сезон еще не окончен! Пик пожаров в лесах приходится на лето. Но и осень, теплая и сухая осень тем более, все еще опасное время. Расслабляться рано. Как рано еще и считать объемы пожаров и нанесенный ими ущерб в этом году.

В Красноярском крае в 2019 году на 4 сентября огнем было пройдено 2,4 миллиона гектар. В 2020 году цифра уменьшилась и составляет 460 тысяч гектар (по оценке властей). Прямо сейчас горит 60 тысяч гектар. Лес горит на территории Эвенкийского района. В Кежемском районе только что снят режим ЧС в лесах. Пожары Сибирской Тайги в Красноярском крае спецслужбы планируют ликвидировать до конца месяца. Вот что говорит Министр лесного хозяйства региона Димитрий Маслодудов: «Надеемся, что конец этой недели - начало следующей нам позволят большую часть пожаров локализовать и ликвидировать. К середине сентября, думаю, подойдем с более спокойной обстановкой по пожарам. В течение, наверное, двух декад, до 20 сентября, надеемся, что с пожарами будет закончено».

Еще один проблемный регион в прошлом году Якутия. Сейчас, по сообщению службы лесного хозяйства Якутии, дым на территории Горного, Хангаласского районов и города Якутска. Лесной пожар на территории Горного района. Площадь возгорания 195 гектар. На пожаре работают 24 парашютиста-пожарника службы Авиалесоохраны, 7 сотрудников Якутлесресурса, 2 представителя лесоохраны и 9 добровольцев из числа местных жителей. Задействованы 3 трактора и один грузовик, ведется опашка кромки пожара. Не очень крупное возгорание.

Но, как понятно из этих примеров, Сибирская Тайга горит. По сообщениям ТАСС: «Как сообщила в воскресенье пресс-служба «Авиалесоохраны», по состоянию на полночь по московскому времени 6 сентября на территории России действовало 18 лесных пожаров на 8 901 га, самая большая площадь пожаров зарегистрирована в Иркутской области (6 777 га) и в Ростовской области (1 598 га). Сутками ранее площадь пожаров в стране превышала 29 тыс. га, из них 20,2 тыс. га приходилось на Красноярский край».

Количество пожаров в нашей стране росло все последние годы.

Сначала рекордным стал 2002 год. Площадь лесов, пройденная пожарами, тогда превысила 1 миллион 369 тысяч гектар. Горело во всех восьми федеральных округах России.

Огромный ущерб принесли пожары 2010 года. Они в первую очередь затронули европейскую части страны. Общая площадь около 2 миллионов гектар. Множество пожаров торфяных. Тогда власти подтвердили прямой вред, нанесенный пожарами людям. По докладу Министра здравоохранения Татьяны Голиковой, аномальные погодные условия июля и августа 2010 года повлияли на общий показатель смертности за год. За 2010 год количество умерших выросло на 20 тысяч человек, или на 1% по сравнению с 2009 годом. Экологи, специалисты-медики прямо говорили тогда о вреде для здоровья людей и от задымленности после пожаров.

Следующим рекордным по пожарам стал 2018 год. По данным "Авиалесохраны", огнем было пройдено 8 миллионов 674 тысяч гектар. В 2,5 раза больше, чем в предыдущем, 2017 году.

За 2019 год на всей территории России было зафиксировано более 14 тысяч лесных пожаров. Поражённая площадь составила около 15 миллионов гектаров. По оценкам WWF – 16, 5 миллионов гектар. Площадь погибших лесных насаждений достигла 63,8 тысячи гектаров. На их восстановление, по оценкам учёных, уйдёт от 60 до 100 лет.

2002 год. 1 миллион 369 тысяч гектар.

2010 год. 2 миллиона гектар.

2018 год. 8 миллионов 674 тысяч гектар.

2019 год. 15 миллионов гектаров. Примерно 1 % площади лесного фонда страны!

На 2020 год по разным данным площади пожаров около 8 миллионов гектар. 4 миллиона гектар на начало лета. Оценки разные. Пока и год не кончился, все не окончательно! Плюс все осложняется необъективностью оценок. Допустим, по данным экологов WWF, в лесах России в какой-то момент весной действовали пожары на площади 930 тысяч гектаров, но в оперативной сводке отражалось только 2% горящих лесов. То, что площадь лесных пожаров в России за первые четыре месяца 2020 года превысила отметку в 4 миллиона гектар – это как раз данные WWF.

Власти говорят, сравнивая пожары 2019 и 2020 года, следующее:

«По сравнению с прошлым годом площадь лесных пожаров и средняя площадь ликвидации пожаров в Сибири сократились в 1,2 раза. Это также можно назвать одним из показателей повышения эффективности охраны лесов от пожаров в этом году».

(Замглавы Минприроды России, глава Рослесхоза Сергей Аноприенко; из интервью.)

Как видите, все цифры – это только цифры. Что-то они отражают. Но не всегда точно. И не всегда понятно, что именно. Например, в этом году чиновники заявляют, что основная причина возгораний это так называемые «сухие грозы». Независимые же экологи указывают на то, что причина такой оценки чиновниками – бюрократические тонкости, а не реальные факторы природной среды. Дело в методиках оценки экономического ущерба от пожаров. При вине человека (поджоги, неосторожность с огнем) применяется повышающий коэффициент в такой оценке, а при природном происхождении – нет. Вот чиновники и заинтересованы все считать естественным. Для улучшения статистики.

Поэтому просто обратим внимания на общие факторы, определяющие ситуацию с пожарами в Русской Тайге.

РЕАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА – ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА УВЕЛИЧЕНИЯ ПОЖАРОВ В РУССКОЙ ТАЙГЕ.

Первая половина 2020 года стала рекордно жаркой за всю историю наблюдений - 130 лет, сообщал Росгидромет.

Волна тепла в Сибири в январе-июне 2020 года была бы почти невозможна, если бы не влияние человека на климат. Это заключение международной группы климатологов в исследовании, опубликованном 15 июля. Ученые показали на компьютерной модели, что выбросы парниковых газов сделали волну жары в Сибири в первой половине 2020 года в 600 раз более вероятной.

По данным Росгидромета, температура в России повышается в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете. Особенно значительные изменения климата наблюдаются в Арктике и зоне многолетней мерзлоты.

20 июня Росгидромет зафиксировал температуру +38 градусов по шкале Цельсия в якутском городе Верхоянске, который считается северным полюсом холода. («Полюс холода» - место, в котором регистрировались самые низкие температуры. Верхоянский рекорд - 67,8 градусов мороза в феврале 1982 года.)

МАСШТАБЫ ПОЖАРОВ РАСТУТ, НО ГОСУДАРСТВО НЕ УСПЕВАЕТ ЗА ЭТИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ.

У нас в стране государственные службы всполошились в прошлом году только под влиянием общественности! Хотя, и в 2017, и в 2018 годах уже наблюдался резкий рост числа пожаров! Росгидрометцентр тоже информацию о потеплении не скрывает! Все доступно и публично. Риск пожаров был предсказуем, но реакция властей наступила запоздало. И только под влиянием общества!

Сейчас в ответственных ведомствах идут изменения. Но они только начались. Начались те изменения, о необходимости которых много лет говорили и независимые экологи, и специалисты самих ведомств. Остается надеяться, что эти изменения продолжатся! И будут хотя бы не сильно отставать от реальных потребностей!

Нет вопросов, что грамотная работа с пожарной опасностью возможна только на государственном уровне. Слишком большие масштабы! Огромная территория. Реальные климатические изменения, которые необходимо прогнозировать и учитывать.

Обществу же необходимо о проблеме не забывать. И напоминать властям! Опыт прошлого, 2019 года, это показывает ясно. Реальные действия властей начались только после того, как природная стихия спровоцировала волну возмущений граждан бездействием властей. С опозданием на три года.

(Автор: Русский путешественник, писатель )