– Еще в старину местные жители обратили внимание на обрыв, из которого торчали кости. Они решили, что был здесь в незапамятные времена бой, в котором сложили головы былинные богатыри. На самом деле кости из обрыва торчали не человеческие, а, скорее всего, – древних слонов и древних носорогов-эласмотериев. Останки животных преимущественно этих двух видов мы находим в Синей балке и сейчас, – говорит постоянная участница этих экспедиций, заведующая отделом природы и палеонтологии Азовского музея-заповедника Галина Тимонина.
Один из самых знаменитых экспонатов этого музея – единственный в мире скелет кавказского эласмотерия в полный рост, в натуральную величину. Этот экспонат нередко еще называют азовским единорогом.
Азовский единорог – сборный. Его собрали из костей пяти особей. А все эти кости нашли во время полевых сезонов в Синей балке.
Извлечение из земли ископаемых останков – дело долгое и хлопотное. Бывает, что одну крупную кость палеонтологи откапывают в течение нескольких сезонов. Копают послойно, каждый слой (это приблизительно 25 сантиметров глубины) тщательно изучают.
Главное орудие труда палеонтолога во время полевых работ – это не лопата, а небольшой раскопочный нож. Некоторые специалисты предпочитают пользоваться не им, а еще более тонким инструментом – скальпелем.
Кости ископаемых гигантов – хрупкие. Воздействие атмосферного воздуха может оказаться для них губительным. Поэтому находку палеонтологи сразу же после расчистки пропитывают специальным составом. Иначе останки раскалываются и даже рассыпаются на мелкие кусочки.Уже много лет «полевой сезон» для донских археологов – это экспедиция на Таманский полуостров, в место с интригующим названием «Богатыри/Синяя балка»
В прошлом году «НВ» сообщало о таманской археологической сенсации: откопали череп самца кавказского эласмотерия. На сегодняшний день – это единственная в своем роде находка (у сборного экспоната в Азовском музее-заповеднике – череп самки древнего носорога).
Картину того, что нашли палеонтологи в нынешнем полевом сезоне, Галина Тимонина описывает так:
– Как будто варили в гигантском чане холодец из костей слонов и эласмотериев, а потом взяли и перевернули этот чан вверх дном.
– А реально было кому варить на этом месте холодец из древних слонов и носорогов? И главное: откуда столько костей в одном месте?
– В начале 2000-х в Синей балке обнаружили артефакт – орудие древнего человека. Так Синяя балка стала не только значимым палеонтологическим объектом, но и археологическим. Уже много лет исследования этих объектов ведутся под эгидой Института истории материальной культуры РАН, который находится в Петербурге. В экспедицию приглашают специалистов разных профилей. Палеонтологи работают бок о бок с геологами, археологами.
Добывать пищу древним людям в этих местах помогали грязевые вулканы. У людей даже не было необходимости охотиться. Древние травоядные гиганты приходили сюда на водопой (ведь такие вулканы выбрасывают на поверхность земли вместе с глинообразной жижей пресную воду) или чтобы принять грязевые ванны. Однако многие из них попадали в природные «грязевые ловушки»: увязали в заполненных жижей кратерах вулканов, как в болоте…
Мясо, добываемое с такой легкостью, древние люди, вероятно, ели сырым. Во всяком случае, следов кострищ пока не обнаружено.
…По прикидкам палеонтологов, эта кладовая древностей может одаривать находками еще лет пятнадцать-двадцать. А потом, вероятно, исчезнет. Находится она на высоком обрыве. Обрыв осыпается. Есть большая вероятность того, что со временем его разрушит и поглотит море. Ведь еще не так давно место раскопок было величиной с футбольное поле. А сейчас в силу естественных природных процессов – это всего лишь небольшой пятачок.
Недавно у «кладовой древностей» Синей балки появилась новая угроза – черные копатели. К счастью, им не удалось добраться до «сокровищ» Синей балки, законсервированных в конце предыдущего полевого сезона участниками экспедиции, но стену раскопа они пробили. Пришлось ученым усиливать свою «линию обороны».
Археологические артефакты из Синей балки в конце полевого сезона традиционно отправляются для дальнейших исследований в Петербург. Палеонтологические находки – в Азовский музей-заповедник и Южный научный центр РАН (Ростов). Здесь их изучают, реставрируют и готовят к показу на новых выставках.
Фото автора и из коллекции Азовского музея-заповедника.
Источник: www.nvgazeta.ru