Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Карымский, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-08-28 20:52

ПАРОХОД "ВАЙГАЧ", ОТКРЫТИЕ В СЕЙСМОЛОГИИ, ОГРОМНОЕ СТАДО БЕЛУХ

Планета Земля

Научное путешествие второго отряда Комплексной экспедиции Северного флота и РГО на острова арктических архипелагов длится чуть больше недели, а первые результаты уже получены. И они дадут кабинетным учёным работы на пару лет. На данный момент команда судна "Илья Муромец" исследовала подводный объект в устье Енисея — с большой вероятностью ледокольный пароход "Вайгач", обнаружила тектонический разлом, а также нашла мачты, которые могут принадлежать шхуне "Геркулес". О невероятных подробностях арктических приключений нам рассказал руководитель медиагруппы Русского географического общества Леонид Круглов.

— Леонид, мы с вами общались полторы недели назад, когда экспедиционный отряд прибыл в Диксон. Что нового произошло с того момента?

— Сегодня шестой день экспедиции, и у нас очень плотный, насыщенный график. Прямо сейчас мы находимся на мысе Стерлегова, на метеостанции, которую в 1944 году атаковали две немецкие подводные лодки. Станция была разрушена, а затем восстановлена. Мы провели на мысе Стерлегова весь день, осматривали предметы и постройки того времени, слушали рассказы полярников — в общем, восстанавливали картину произошедшего.

Ранее на острове Диксон наш историк Павел Филин сделал очень интересную находку — одну из первых полярных радиостанций в СССР, обеспечивающую связь по всему Северному морскому пути. Мы нашли здание радиостанции — избушку, в которой позднее жила какая-то семья. Мы установили местоположение радиостанции, зафиксировали всё на фотографиях.

Фото предоставлено участниками экспедиции

— Ранее мы анонсировали поиск ледокольного парохода "Вайгач". Как прошли поиски?

— Мы подошли к подводной скале Вайгач, которая получила такое название из-за того, что в 1918 году на неё налетел легендарный пароход "Вайгач". Он застрял на скале, медленно сползая вниз, пока не исчез под водой. Несколько экспедиций пытались обнаружить судно, но идентифицировать его так никто и не смог.

Мы потратили на поиски "Вайгача" несколько дней. Погода нам благоприятствовала. Шторма были кратковременными, не мешали работать.

Вместе с военными гидрографами мы обнаружили под водой судно, похожее на "Вайгач". Его длина — примерно 60 метров. Неожиданностью стало то, что судно разломилось: одна треть в результате столкновения со скалой отломилась, судно получило специфический изгиб.

Что ещё любопытно: во время исследования мы обнаружили весьма специфическое место — там, где лежит судно, вода штилевая, а буквально в нескольких метрах вода бурлит с волнами, барашками и так далее. Эта бурлящая вода показывает тот скальный выступ, на который налетел "Вайгач". Выступ довольно далеко тянется в море и в штормовую погоду незаметен. Эта его особенность и стала причиной того, что он погубил множество кораблей. По данным эхолокатора, в этом месте находится несколько затонувших судов.

Пароход "Вайгач". Фото из Научного архива РГО

— Насколько велика вероятность, что исследованное судно — "Вайгач"?

— После исследования эхолокатором начался шторм, и мы сутки не могли начать поиски дроном. Затем, когда течение Енисея уравновесило волны, мы смогли погрузиться на глубину до 30 метров. Там перед нами предстала достаточно интересная подводная картина.

На 8 метрах глубины, на склоне, находится очень много фрагментов судна: разбросанные клёпаные листы обшивки, антенна, реи, мачты и так далее. Вероятнее всего, когда "Вайгач" висел на скале, несколько ледоходов прошли по нему и "причесали", сорвав части обшивки, трубы, мачты. Сейчас это всё лежит на небольшой глубине. Там неплохая видимость.

А вот на глубине 30 метров, где лежит сам пароход, видимость составляет всего 1 метр. И чем ближе было к вечеру, тем мы хуже видели — рассмотрели только отдельные фрагменты корабля.

Пароход "Вайгач". Фото из Научного архива РГО

Существует вероятность, что изучаемое нами судно — "Вайгач", но из-за того, что он зарос актиниями, различными полипами, сильно заилен, а металл изъела коррозия, мы не смогли обнаружить его названия, которое бы, как паспорт, могло развеять любые сомнения.

Два дня работала комиссия в составе гидрографов Минобороны, историка Павла Филина, меня и всех тех, кто наблюдал за погружением. Лично у меня нет сомнений, что мы нашли именно ледокольный пароход "Вайгач". Либо в этом году, либо в следующем объект исследуют водолазы, мы сможем поднять предметы с судна и постараемся с уверенностью его идентифицировать.

Пароход "Вайгач". Фото из Научного архива РГО
Ледокольный пароход "Вайгач" был построен в 1909 году рабочими Невского судомеханического завода специально для гидрографических работ в морях Арктики. Судно имело длину корпуса 54 метра, ширину 11 метров, водоизмещение 1200 тонн. "Вайгач" вместе с судном "Таймыр" служил базой экспедиции в Северном Ледовитом океане, которая прошла в 1910–1915 годах под руководством Бориса Вилькицкого. В ходе экспедиции исследователи впервые с зимовкой в проливе Бориса Вилькицкого освоили Северный морской путь от Владивостока до Архангельска, был открыт архипелаг Земля Императора Николая II (сейчас — Северная Земля).
"Вайгач" затонул в 1918 году, наткнувшись на скалу, не обозначенную на карте. Была проведена спасательная операция, помимо "Таймыра" в ней участвовали речные пароходы — они пытались снять корабль со скалы, пока трюмы не заполнила вода, но предпринятые усилия не увенчались успехом. Попытки снять со скалы потерпевший крушение "Вайгач" предпринимались и в 1919 году, и позже.
В 1984 году при содействии Географического общества СССР аквалангисты ленинградского подводного клуба начали поиски затонувшего ледокольного парохода "Вайгач". В одном из погружений аквалангисты натолкнулись на груду металла. На поверхность подняли то, что было по силам, в частности детали от телефонного аппарата. Но был ли это "Вайгач" — неизвестно. На маленьком безымянном островке между скалой Вайгача и Ефремовым Камнем установили памятный знак, посвящённый ледоколу "Вайгач".
Фото предоставлено участниками экспедиции

— На борту находится научная группа РГО. Удалось ли им провести свои исследования?

— Пока мы исследовали предполагаемое место затопления "Вайгача", группа геофизиков на берегу совершила важное научное открытие — обнаружила мощный разлом, который образовался в результате землетрясения примерно тысячу лет назад. Судя по всему, этот разлом уходит вглубь Арктики, к тем самым островным территориям, к которым мы движемся. На большом расстоянии зафиксирован выход молодых пород.

До сегодняшнего момента сейсмическая история Арктики крайне слабо изучена. Мы не представляем, как образовывались те или иные горы, как поднималась суша, и вот эти новые данные заполняют белые пятна для учёных во всём мире. Та же скала, о которую разбился "Вайгач", поднялась в результате этого землетрясения.

Фото предоставлено участниками экспедиции

— В том же районе находятся острова, связанные с экспедицией Владимира Русанова. Какие-то исследования уже провели?

— После исследований "Вайгача" мы обследовали остров Песцовый, где несколько лет назад обнаружили двигатель, который мог принадлежать судну "Геркулес" экспедиции Владимира Русанова. Гидрографы обследовали подводную часть побережья, проверяя, не может ли там находиться шхуна. Под водой ничего не нашли. А на берегу обнаружили мачты, фрагменты деревянных кораблей, части обшивки, часть подводного основания судна со множеством отверстий, по которым понятно, что судно было большим. Но, к сожалению, ничего такого, по чему корабль можно было идентифицировать, мы не нашли. С собранными артефактами предстоит работать археологам, историкам. Этот залив на острове примечателен тем, что на берег выносит огромное количество плавника, и деревянные фрагменты могут принадлежать нескольким судам.

Затем мы переместились на остров Попова – Чухчина, где когда-то обнаружили остатки снаряжения русановцев: ложки, компас, фотоаппарат "Кодак". Мы обследовали это место очень тщательно, хотя там уже работало несколько экспедиций и даже находится несколько памятных знаков. Нашли несколько деревянных предметов, но ничего принципиально нового.

В заливе Михайлова возле мыса Русановцев мы находились два дня, но очень плотный туман помешал высадиться на берег. На предыдущих высадках к нам уже подходили белые медведи, пришлось отгонять их дроном, поэтому в этом случае мы не рискнули идти в неизвестность.

Сегодня, как я уже говорил, мы обследовали мыс Стерлегова, а ночью мы выйдем к заливу Михайлова, к мысу Русановцев, который будем обследовать последующие дни.

Фото предоставлено участниками экспедиции
Владимир Русанов (1875–1913) родился в городе Орле в купеческой семье. За участие в революционном движении был сослан в Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии, где изучал природу и экономику Печорского края. Осенью 1903 года вместе с женой он уехал в Париж, где поступил в Сорбонну. Блестящее окончание теоретического курса дало ему право на защиту докторской диссертации. Стремясь принести пользу своей родине, Русанов решил собрать материал для диссертации на Новой Земле, геология которой была почти не изучена, а полезные ископаемые не разведаны. В 1907–1911 годах занимался исследованием Новой Земли. В 1912 году получил предложение возглавить экспедицию на Шпицберген на судне "Геркулес" для проведения геологических изысканий. На Шпицбергене экспедицией были найдены угольные месторождения, выполнены значительные гидрологические исследования. Оттуда "Геркулес" направился к Новой Земле. Из Маточкина Шара Русанов сообщил, что "идёт на восток", а затем экспедиция пропала без вести. Только в 1934 году советские гидрографы на одном из островов шхер Минина (п-ов Таймыр) обнаружили столб с надписью "Геркулес, 1913", остатки лагеря и вещи участников погибшей экспедиции.

— Как велико расстояние, которое отделяло экспедицию Русанова от людей, способных оказать им помощь?

— От этих мест до Диксона — примерно 800 километров. Очень тяжёлый маршрут через тундру.

Да у нас и уверенности 100-процентной нет, что Русанов и его команда находились здесь. Хотя здесь нашли ложечку с французской надписью, есть версия, что она принадлежала невесте Русанова. Здесь же на высоком мысу обнаруживали кострище, которое, вероятно, зажигали русановцы, чтобы кому-то подавать сигнал. Есть предположение, что участники этой экспедиции двигались двумя лодками. Одну из них унесло штормом на остров Попова – Чухчина, а другая лодка ушла в залив Михайлова, где укрылась от непогоды. Вероятно, костёр — это был сигнал второй лодке, которая разбилась. Что случилось с Русановым, с его спутниками — неизвестно.

— Есть ещё версия, что Русанова и спутников унесло в сторону Северной Земли…

— Да, в таком случае они стали первооткрывателями Северной Земли. Но эта версия весьма спорная. Острова, к которым, в таком случае приставали русановцы, мы также обследуем. Мы обследуем залив Шокальского с его фьордами и, пока погода благоволит, попытаемся найти что-то важное.

Фото: Александр Малкин

— Как погода? Можно ли сказать, что она не помешает исследованиям?

— Сегодня мы беседовали с полярниками на станции Стерлегова, они говорят, что в этом году аномально тёплое лето в Арктике, в среднем +10°С. Каждый день встречаем оленей — на каждом острове, на который высаживаемся. Олени очень медленные и степенные, что в целом нехарактерно для них. Полярники говорят, что олени просто одурели от жары. Рыбы в реках мало, учёные также видят в этом следствие глобального потепления. Ну а для экспедиции такая погода на руку — мы очень рассчитываем на какие-то находки на Северной Земле.

— В 2019 году экспедиции везло на встречи с арктическими животными. Были какие-то интересные контакты в этом году?

— Когда мы вышли из устья Енисея, то буквально обомлели: у живописных скальных выступов плавало большое стадо белух, взрослые особи и детёныши. Наши биологи насчитали около 200 особей. Это зрелище одно из самых красивых, которое лично я видел в Арктике. Белухи как раз выходили из Енисея в открытое море. И ещё любопытный факт: две белухи заплыли очень глубоко внутрь континента по течению Енисея, примерно 200 километров от моря. Биологов это поразило — они не подозревали, что белухи на такое способны.

Фото предоставлено участниками экспедиции

— Вы сейчас двигаетесь по графику?

— Мы вошли в график, хотя из-за шторма немного отставали. Надеемся, что сумеем выгадать день-два, чтобы зайти на Северную Землю. Завтра будут очень сложные задачи: одна группа обследует батареи времён Великой Отечественной войны, расположенные в тундре, а вторая группа обследует мыс Русановцев.

26 августа 2020 года

Беседовала Наталья Мозилова


Источник: m.vk.com