В 2008 году во время проведения антарктической экспедиции произошла трагедия. В сложных погодных условиях вездеходы доставляли топливо и продукты со станции «Мирный» на станцию «Восток». На их пути оказалась глубокая трещина, образованная в результате движения ледника. Вовремя остановившись, полярники соорудили мост из деревянных брусьев и железных листов и таким образом переправлялись через трещину. Несколько вездеходов прошли, а один упал в трещину. Водитель-механик погиб. Извлечь погибшего сначала пытались своими силами, потом приглашали промышленных альпинистов из Санкт-Петербурга, но безрезультатно.
После этого обратились за помощью в МЧС России.
С декабря 2009 по апрель 2010 года 12 специалистов отряда Центроспас работали в составе 55-й Российской антарктической экспедиции. Их основной задачей было извлечение тела погибшего годом раньше полярника.
- Операция действительно была уникальной из-за того, что тело погибшего было сильно зажато в машине, деформированной при падении. Поэтому нужно было не только спуститься в трещину, но и произвести деблокировку с помощью ГАСИ. Работать предстояло при температуре –20°, хотя в самой трещине было гораздо «теплее»: всего –12°, при этом на поверхности бушевали сильнейшие ветра – до 50 м/сек.
Выяснилось непредвиденное обстоятельство. Оказалось, что за год, прошедший с момента трагедии, ледник сдвинулся почти на 100 метров и координаты места гибели изменились. Визуально найти трещину под 3-х метровым слоем снега было невозможно. Место удалось найти только путем зондирования. Ширина трещины составила около 6 метров, а спуститься по ледовой стене предстояло на расстояние, равное высоте 9-этажного дома.
Весь набор оборудования был хорошо продуман и укомплектован. Но тут обнаружилось, что вездеход в трещине занесен снегом на 15 метров! Чтобы извлечь тело, нужно было еще пробиться через серьезное препятствие, то есть первоначальная задача усложнилась в разы.
К вездеходу спасателям удалось пробиться только на 5-й день. Из-за сильного ветра очищать снежные заносы над трещиной и налаживать страховку приходилось ежедневно. В один из дней строение, где хранились инструменты, занесло так, что откапывать его пришлось более суток. Тогда придумали следующее: над трещиной возвели крышу, чтобы не попадал снег и начали планомерно добираться до места . Мы уже знали, на какой глубине лежит вездеход, его точное местоположение.
Рыли тоннель во льду, используя электропилы, сделали лестницу, чтобы не спускаться по верёвкам. Прорыв горизонтально метров 12-15, мы четко уткнулись в вездеход, в вековом льду вырубили каверну примерно 2х2 метра и начали работу по извлечению тела, используя гидравлический и электроинструмент.
Только на 18-й день тело было поднято на поверхность и доставлено на станцию «Мирный»."