Для археологов, во многих случаях, оружие - этнический маркер, который позволяет с большой степенью достоверности определить к какому роду-племени принадлежал его владелец. Правда не стоит думать, что дело тут в конкретном типе оружия (меч-катана - значит японец, нож-скрамасакс - воин Северной Европы, двуручный меч-«пиньинь» - китаец, складной нож-наваха - испанец и так далее), здесь, скорее, важны мелкие «археологические» нюансы. Ведь, согласитесь, далеко не все люди, кто пользуется автоматом Калашникова - русские...
Есть такой «археологический нюанс» и в средневековых погребениях адыгов, где сравнительно массово встречается нестандартное положение сабля, положенной в могилу вместе с умершим воином – острием к голове и рукоятью (череном) – к ногам. Как известно, более обычным и привычным, «классическим» расположением клинкового оружия (как мечей в более ранних погребениях античного периода и эпохи Великого переселения народов, так и сабель в более поздних средневековых захоронениях) является следующее: острием к ногам, рукоятью – к голове, прямо вдоль тела или наискось, но все же обычно к ступням воина. Как удалось установить краснодарскому археологу-оружиеведу Руслану Схатуму, на основе анализа погребального обряда и инвентаря, «расположение сабель вдоль тела, острием к голове и рукоятью к ногам в адыгских ингумационных захоронениях фиксируется в значительном количестве воинских погребений в многочисленных средневековых могильниках адыгов, таких как Убинский, Казазово 1, Ленинохабльский, Белореченский, Цемдолинский и других».
Обычная археологическая головоломка brain-test.ru
Для более конкретного примера он изучил археологические материалы одного из самых крупных из раскопанных на сегодняшний день средневековых могильников «Казазово 1», точнее его верхний, более поздний слой, оставленный адыгами (первый, более ранний слой был оставлен кочевниками-булгарами) и исследованный археологам Н.В. Анфимовым в 1972 году во время раскопок, предварявших строительство Краснодарского водохранилища.
Из более чем 500 погребений «поздней адыгской группы» (всего на могильнике было изучено 674 погребения, при этом общее количество погребений на могильнике «Казазово 1» могло достигать около 1000–1200 захоронений, но значительная часть погребений еще до начала раскопок была снесена техникой в отвал, где позднее находили много сабель и других предметов, в основном относящихся к поздней адыгской группе) расположение сабли удалось проследить для 116 воинских погребений с саблями. Из их числа в 97 могилах сабля находилась острием к голове (83,7%), при этом в 85 погребениях сабля лежала слева от тела (73,3 %).
Другая выборка погребений с саблями, которую изучил Р.Схатум, была основана на материалах средневекового адыгского Убинского могильника, раскопанного в 1941 году перед началом Великой Отечественной войны. По дневниковым записям и планам погребений, удалось выяснить, что из 44 погребений с саблями в 37 могилах они лежали острием к голове, слева от тела (84 % от общего количества). В еще в нескольких могилах сабля находилась острием к голове, но справа; или сабля лежала острием вверх к голове, но без информации о том, с какой стороны от погребенного; или сабля лежала слева, но в дневниках не было отмечено, куда она была направлена острием.
Обращает на себя внимание тот факт, что при почти в 2,5 раза меньшем размере ее для Убинского некрополя по сравнению с Казазово 1, процент погребений с саблями, расположенными слева и острием к голове, на обоих некрополях, практически совпадает (соответственно 84 % и 83,7 %). Расположение сабли слева острием к голове также было встречено в некоторой части погребений Белореченского, Ленинохабльского могильников, в большинстве могил Цемдолинского могильника под Новороссийском, а также во всех воинских захоронениях могильника Гостагаевская 1 и ряде других могильников позднего средневековья.
Этот признак (расположение сабли острием к голове и обычно слева вдоль тела), на взгляд Р.Схатума является хронологическим индикатором именно для адыгских древностей позднего средневековья (вторая половина XIII – XVII веков). Такое расположение совершенно нехарактерно, например, для кубанских захоронений болгар хазарского времени (вторая половина VII – первая половина X вв.). Неизвестна подобная традиция и в более поздних ингумациях или кремациях (вторая половина X – первая половина XIII вв.) с саблями в могильниках, которые связывают со средневековыми зихами-адыгами или летописными касогами.
Возможно, подобная деталь обряда как расположение сабли в погребении острием к голове, была привнесена к адыгам в результате монгольского нашествия в середине XIII века. На Северо-Западном Кавказе она получила относительно массовое распространение во второй половине XIII – XIV веков. Сама традиция помещения сабли подобным образом просуществовала у адыгов около 400 лет (вторая половина XIII – XVII вв.), то есть на протяжении всего позднего средневековья.
https://vk.com/wall-148607192_64296
Источник: vk.com