Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
«Впервые все, кому хватает смелости не ограничиваться в прогнозах ближайшим десятилетием, сходятся в том, что финал уже не за горами. Человечество не очень-то контролирует жизнь планеты».
Эдвард Уилсон
Кратко: «Будущее Земли» – классный научно-популярный труд о том, что сейчас происходит с живой природой нашей планеты.
Длинно: В мире осталось всего шесть северных белых носорогов. У них нет потомства – и примерно к 2040 году животные вымрут. А вот западный подвид чёрных носорогов уже исчез с лица Земли – «спасибо» браконьерам и дельцам, хорошо платящим за рога. К сожалению, представители альтернативной медицины заверяют, что измельчённый в порошок рог носорога может излечить от чего угодно – начиная от импотенции и заканчивая раком (пожалуйста, только не рассказывайте об этом целителям всея инстаграмм). Вот так «благодаря» шарлатанам – ведь на самом деле рога ничуть не полезнее человеческих ногтей – в эволюции западного подвида чёрных носорогов, длившейся миллионы лет, поставлена точка.
Если вы не боитесь таких душещипательных историй, готовы на протяжении 300 страниц переживать за черепах, зубров и снежных барсов и слушать о том, что нынешний темп вымирания видов и подвидов в 877 раз превышает тот, который существовал до появления человечества, «Будущее Земли» знаменитого биолога Эдварда Уилсона – для вас. Не думайте, книга не совсем пессимистичная – просто любой качественный труд о будущем планеты всегда вызывает что-то среднее между гневом («Ну почему все заботятся только о себе и плюют на биосферу?») и отчаянием («Мы скоро вымрем»). В прошлом году я читала «Шестое вымирание» Элизабет Колберт, ужасно изнервничалась и зареклась покупать книги на такую грустную тему («Отверженные» и «Гроздья гнева» просто встали и вышли, когда в комнату ворвались истории о том, как люди уничтожают жирафов и тигров). Но интерес к спасению биосферы никуда не делся – и вот я уже заказываю на Ozon «Будущее Земли».
На мой взгляд, основной посыл книги Уилсона звучит так: сейчас людям кажется, что неживая природа важнее живой, а главное, о чём нам нужно переживать – о собственном благополучии. Поэтому учёных-натуралистов катастрофически не хватает (профессия стала непрестижной, платят специалистам мало), страны не заботятся об исчезающих видах, экология находится в бедственном положении – Гавайские острова, например, по вине полинезийцев и колонистов из Европы и Азии заслужили славу столицы мира по числу вымерших видов. Люди не хотят задумываться о вымираниях и о том, как сильно загрязняют планету. Но экологическая катастрофа точно произойдёт, если все продолжат сидеть сложа руки, усугубляя ситуацию браконьерством и равнодушием к видам, которые скоро можно будет увидеть лишь на рисунках и фотографиях. «Практически всё, что мы делаем, наносит вред биосфере», – с грустью резюмирует автор.
Да, человечество захватило планету. Однако ситуация не безвыходная: Уилсон предлагает отдать половину поверхности Земли в распоряжение природы – кстати, оригинальное название книги – «Half-Earth». Речь идёт о создании по всему миру системы заповедников «с максимально строгим режимом охраны». Конечно, такой проект требует совместных усилий учёных и политиков всего мира, что выглядит утопично. Но автор надеется: рост уровня жизни приведет к тому, что увеличение численности населения замедлится, как это уже происходит в странах Запада, а благодаря высоким технологиям и совершенствованию методик сельского хозяйства люди станут меньше зависеть от природных ресурсов. Повысится и сознательность граждан (о, мечты), уменьшится «экологический след», оставляемый каждым человеком, так что люди смогут «подвинуться», уступив достаточно места миллионам других живых существ. Так мы замедлим исчезновение видов и сохраним существующие таксоны для потомков. Отчаянно надеюсь, что моим ровесникам не придётся, усадив внуков на колени, рассказывать: «Вот в наши времена, когда сайгаки ещё не вымерли…»
Ближе к середине книги – кстати, она легко читается за день – рассказы Уилсона становятся заметно оптимистичнее. Например, биолог вспоминает, как состоятельные энтузиасты восстанавливали популяции длиннохвойных сосен и прилегающих саванн. Особенно меня вдохновила история предпринимателя из Айдахо Грегори Карра, который возрождал национальный парк «Горонгоса» в Мозамбике. Парк сильно пострадал во время гражданской войны, длившейся с 1976 по 1992 гг., а после браконьеры истребили значительную часть мегафауны Мозамбика — особенно не повезло львам, слонам и антилопам (а вот нильских крокодилов, на которых чрезвычайно опасно охотиться, люди практически не трогали). И вот благодаря Грегори парк восстановился в довоенном виде – при этом бизнесмен обеспечил работой в «Горонгосе» сотни местных жителей, а близлежащая деревня получила больницу и школу.
Я бы назвала автора «Будущего Земли» современным Альфредом Бремом (кстати, большая часть иллюстраций к книге – рисунки знаменитого немецкого зоолога XIX века). Уилсон, как и Брем, с большой нежностью и поэтичностью описывает всю фауну – от пауков и лягушек до тигров, а ещё проводит для читателей экскурсию по самым живописным местам планеты – сильнее всего меня впечатлила природа Борнео и Мадагаскара. Заветная мечта автора – не покупка большого дома, а знакомство с дятлами, которые считаются вымершими (в книге приведена удивительно лиричная фантазия учёного о встрече с этими птицами). По словам биолога, если бы у него была вторая жизнь, он посвятил бы её изучению япигид. К слову, сейчас Уилсону уже 91 год – надеюсь, он проживёт ещё много лет и напишет не одну научно-популярную книгу.
В «Будущем Земли» Уилсон затрагивает множество тем и рассказывает читателям, например, о появлении микробиологии и изучении новых видов – причём делает это намного более захватывающе, чем авторы школьных учебников. А ещё «Брем XXI века» буквально «бомбардирует» читателей интересными фактами из мира живой природы. Например, вы в курсе, что от некоторых орхидей исходит запах разгневанных пчел – он привлекает ос, питающихся этими насекомыми? Или знали, что амфибий — лягушек, саламандр и тритонов — известно чуть более 6600 видов, но считается, что на самом деле их 15 000? Остальные виды лишь предстоит открыть — если к моменту открытия те не исчезнут (по-моему, это ужасно грустно – вид вымрет, а мы о нём так и не узнаем). Иногда Уилсон делится историями из своего «натуралистического» прошлого – однажды биолог опустил руку в жилище огненных муравьёв. За несколько секунд насекомые ужалили опрометчивого учёного 54 раза, а на следующий день каждый укус превратился в зудящий гнойничок. Не пытайтесь повторить!
На мой скромный взгляд, в России тема экологии крайне непопулярна – раньше я работала в научной журналистике и помню, что чаще всего самая низкая посещаемость у новостей про загрязнение воздуха, исчезновение очередного вида пауков или вымирающих животных. При этом часто активистов, предупреждающих об экологической катастрофе, уезжающих спасать коралловые рифы на Андросе или живущих по принципам Zero-waste, считают чуть ли не сумасшедшими. Поэтому, думаю, каждому из нас нужно прочесть хорошую качественную книгу о вымирании и экологии – и понять, почему натуралисты вовсе не сеют панику, заявляя о том, что скоро человечеству будет нечем дышать, а для наших потомков шимпанзе станут как для нас стеллеровы коровы – исчезнувшими животными. Такой хорошей книгой, раскладывающей всё по полочкам, может стать «Будущее Земли» Эдварда Уилсона.
Особенно бы я рекомендовала «Будущее Земли» родителям, в чьих силах сформировать правильное отношение детей к живой природе. А ещё, думаю, книга подойдёт для чтения подросткам – возможно, кого-то из молодёжи автор вдохновит пойти в биологи или заниматься сохранением видов.