В 1977 г. археологической экспедицией Государственного Исторического музея под руководством М.В. Фехнер были раскопаны 24 кургана на территории Тимерёвского могильника.
В одной из насыпей, получившей номер 459, было обнаружено женское камерное захоронение, богатый инвентарь которого включал и необычный крест, вырезанный из дирхема.
Монета диаметром 31,0 мм была отчеканена в правление Мансура I ибн Нуха в 359 г.х. = 969/970 гг. Ее первоначальный вес неизвестен, вес получившегося креста 2,0 г. Сам крест сделан довольно небрежно, имеет асимметричные ветви с расширяющимися концами.
Вероятнее всего, он был вырублен с помощью топора или еще какого-то грубого инструмента. В верхней части одной из «лопастей» креста имеются 2 отверстия, пробитые, скорее всего, кончиком ножа.
Определить положение крестика относительно погребенной довольно трудно, так как сам костяк не сохранился. Скорее всего, крест находился где-то в районе пояса с правой стороны или около правой кисти.
Курган 459 располагался на юго-восточной окраине могильника. На уровне материка был выявлен контур могильной ямы размерами 3,75 х 3 м. Глубина ямы составляла 0,7 м. Деревянных конструкций внутри погребального сооружения {облицовка стен, пола или перекрытие «потолка») не зафиксировано.
На дне могильной ямы был обнаружен разнообразный инвентарь погребения. По составу вещей и особенностям их взаимного расположения можно предполагать, что здесь была похоронена женщина, ориентированная в погребении головой на запад. Среди инвентаря особенно выделяется серебряная витая шейная гривна с завязанными концами.
На нее надеты 6 бусин и 3 подвески, причем в качестве одной из них использовалась переделанная в подвеску позолоченная ременная бляшка.
Также в захоронении были найдены: серебряный перстень, серебряный браслет, серебряная ложечка, обломки двух дирхемов плохой сохранности, бронзовый цепедержатель, стеклянная вставка от перстня красного цвета, железная, обтянутая медью гирька сферической формы, 2 бусины (янтарная и стеклянная), фрагменты бронзовой чаши, железные детали ведра, фрагмент деревянной мисочки, железные ножницы, железные детали шкатулки (?), железный наконечник стрелы, фрагмент личины замка, нож, бронзовая пуговица, зуб лошади и 2 керамических сосуда (лепной и гончарный).
По обряду захоронения, разнообразию инвентаря, наличию в его составе большого количества предметов из серебра можно констатировать не рядовой характер погребения.
На внутренней стороне дна вышеупомянутой бронзовой чаши обнаружено граффити в виде рукояти меча.
Такой рисунок, да и сам обряд захоронения, свидетельствуют о том, что погребенная происходила из «дружинной» среды. Дополнительным аргументом может служить наконечник стрелы - отнюдь не характерный предмет для женских захоронений.
Погребение датируется концом X - началом XI вв.
Но, скорее, его можно отнести к последней четверти X в., или, возможно, к 70-80-м гг. X в.
Следует отметить, что в Тимерёво известно еще одно погребение, в котором обнаружен крест, вырезанный из дирхема 997 или 999 г.
Он найден в кургане № 417 (трупоположение в яме). В инвентарь захоронения входили также боевой топор и бытовой нож. Погребение можно датировать началом XI в.
Кресты из листового серебра встречаются на территории Древней Руси и в Скандинавии с конца X в.
Они найдены в Гнёздово, Тимерёво, Владимирских курганах, Киеве, Бирке, на о. Готланд и пр.
Это лишь одна из категорий археологических находок, свидетельствующих о проникновении христианства в северные и северо-восточные регионы Европы.
Но только в Ярославском Поволжье найдены кресты, вырезанные из восточных монет, причем изготовлены они были специально для погребений.
С.С. Зозуля
Источник: vk.com