Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-07-30 09:56

Интервью с Выдающимся путешественником России, совершившим кругосветное плавание на надувном разборном парусном катамаране собственной конструкции SibCat, основателем и конструктором компании "Кулик"

Интервью с Выдающимся путешественником России, совершившим кругосветное плавание на надувном разборном парусном катамаране собственной конструкции SibCat, основателем и конструктором компании "Кулик" — Анатолием Куликом.

Сегодня Анатолий Кулик готовит парусный надувной разборный крейсерский тримаран для проекта «По пути русских кругосветных мореплавателей». Проект посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды.

В рамках проекта сибирские путешественники, члены Русского географического общества Евгений Ковалевский (Томск) и Станислав Берёзкин (Новосибирск) планируют обойти вокруг света на надувном парусном тримаране конструкции Анатолия Кулика и построенном компанией "Кулик".

И птица, и рыба

— Анатолий Павлович, сколько всего вы построили катамаранов?

— Точно не скажу, но парусных катамаранов сотни полторы, из них десятка три остались в Новосибирске. Для меня это в первую очередь увлечение, а потом уже бизнес. Я мечтал о кругосветке с детства и шёл к этому всю свою сознательную жизнь. А когда мы завершили путешествие, у меня текли слёзы удовлетворения.

— Что для вас самого катамаран?

— Я до 1989 года занимался яхтами: плавал по Чёрному морю, выступал за яхт-клубы — все же мечтали о яхтах. А я всё думал о том, как хорошо бы сходить вокруг Африки. И свой первый катамаран строил от безысходности — потому что дёшево, можно сделать своими руками. Этот первый катамаран разваливался через пять минут, я его переделал, он начал разваливаться через 15 минут. Я продолжал совершенствовать катамараны и делаю это всю жизнь. Последний мой катамаран прошёл за год 17 500 морских миль — и не развалился! На яхтах всё красиво, всё устроено, но то, о чём я мечтал, я получил только на катамаране. Оказалось, что это полёт и красота, это моё продолжение. Я себя в море на границе двух стихий ощущаю одновременно и птицей, и рыбой. Любое моё движение отдаётся во всём движении лодки, и наоборот. Я эту лодку чувствую как своё продолжение.

— Как вы рискнули отправиться в кругосветное плавание? До вас ведь никто этого не делал на разборном надувном парусном судне.

— Сначала было Новосибирское водохранилище, потом Волжские водохранилища, Байкал и Балхаш — приходили опыт, понимание и уверенность. В 2006 году мы прошли по Индийскому океану, впервые 10 суток подряд мы не видели берегов. Пришёл новый морской океанский опыт, и только тогда я решился на кругосветку, надеясь, что после пересечения Индийского и Атлантического океанов у меня будет представление, как я пройду Тихий океан. И в океане я много раз демонстрировал своим участникам пример: первую консервную банку бросаешь за борт, где волны по 2-3 метра, и эта банка, сколько мы её видим, поднимается и опускается по волнам, не тонет. Мы в такой же ситуации, нас не перевернёт: волна поднимает и опускает катамаран, в то время как 300-метровые танкеры ломает пополам. Не бойтесь волн, море не возьмёт нас в пучину, говорю я.

— Океан поиграет и отпустит?

— Не то что он играет, он просто живёт своей жизнью, а мы — своей. Вот это ощущение, которое я почувствовал однажды на катамаране, дало мне свободу, и я прекратил все свои катания на яхтах, это было в 1990-м. Бросил свою научную деятельность окончательно. Задумываясь о кругосветке, я всё-таки не понимал, как пересечь Тихий океан. Он очень большой — нет островов, нет остановок, и слишком велика Стихия. Нужно дойти до этой границы, нельзя человека сразу кинуть на большое. Это всё равно, что не умеющего кататься на горных лыжах, поставить на кручу — он просто переломается. Другое дело, если поставить на небольшую гору и научить азам, — он будет визжать от восторга. Чтобы дойти до Тихого океана и там визжать от удовольствия, нужно пройти много других маленьких и разных морей. И если захочется большего, когда уже не будет хватать морей, тогда тебе нужен Океан.

Катамараны меняются со мной

— Больше тридцати лет, с 1987 года, вы проводите регату «Обское море»…

— Я не ставлю перед собой цель воспитать гонщиков. Тот же яхтенный спорт подразумевает цель — прийти первым. Совсем другие цели и задачи, когда ты путешествуешь: для меня важно — найти себя. В это направление я вовлекаю массу людей, многие интересуются и очень благодарны мне, говорят об этом после. Знаете, бывает, ищешь решение, а его нет, день-два-три проходят, спать уже не можешь — и замкнутый круг: вроде бы оно где-то рядом, а найти не можешь. И вот выйдешь на два часа в море, покатаешься — и понимаешь, как надо делать.

— Хотите сказать, что и в кругосветку вы отправились, чтобы найти себя?

— Нет, это уже по прошествии семи лет, после возвращения, стал проводить мастер-классы, пытаясь донести свою философию. А до этого цели и задачи были более прозаичными — построить судно, чтобы на нём можно было пересечь океан. Я все свои суда наизусть знаю, с 1990-х годов. Они для меня все меняются, и я стремлюсь их делать такими, чтобы они были финансово доступными, а с другой стороны, максимально удобными, чтобы люди могли думать о чём-то ещё, — о себе, о высоком, — чтобы у них после этого жизнь налаживалась, чтобы они уравновешивали свои энергии. Оно должно быть не просто эргономичным, удобным, оно должно приносить наслаждение. И у меня масса идей и планов на этот счёт, катамараны мои меняются со мной.

— Катамаран в широком понимании — это судно возле причала, на котором, отдыхая на море, можно покататься.

— Катамараном во всём мире называют любое двухкорпусное судно. Есть пассажирские межконтинентальные лайнеры длиной в 150 метров на двух платформах. Есть двухкорпусные катамараны танкеры и ледоколы. Я занимаюсь только разборными надувными парусными катамаранами весом от 100 килограмм и более. Хотя в Бразилии, откуда мы стартовали, это был катамаран весом больше тонны, 12 метров в длину, с 12-ти метровой мачтой. Мы всё это привезли с собой, собрали возле моря и прошли на этом катамаране 17 тысяч миль.

— Вас Тур Хейердал вдохновлял?

— Да, мы путешествовали на своём плоту, под нами на расстоянии 30 сантиметров был океан. Я был солидарен с его мыслями и восприятием, он меня воодушевлял. Мы готовились к океану. Мы много спрашивали яхтсменов про океан. Но лучшим учебником стала книга Тура Хейердала «Путешествие на “Кон-Тики”», она была с нами на судне, и мы несколько раз её перечитывали. Через все те трудности, неожиданности и радости, которые он с командой испытали, мы прошли.

Моряки — народ особый

— К России во всём мире относятся не очень-то хорошо. Доминирующее мнение, что в России много ядерных бомб, и она угрожает всему миру, а ещё, что Россия вовлекла весь мир во Вторую мировую войну, но, слава Богу, пришли американцы и угомонили русских…

— И рассказали, что русские, россияне, — хорошие люди?

— Вам приходилось разубеждать?

— Если человек со школьной скамьи до университета слышал об этом. Я перестал смотреть на людей как на немцев или французов. Меня не интересует, как думают французы вообще и думают ли они все так. Я смотрю на человека любой расы и национальности как на Человека! Если тебе интересен этот конкретный человек, то неважно, как думает правительство его страны о России… Моряки — народ особый, понимают друг друга во всех странах. Если говоришь, сколько миль намотали, сразу ясно, через что мы прошли и что видели. Мы такого нюхнули, что яхтсменам на их дорогих яхтах и не снилось. Мы несколько раз испытали на себе 12-балльные шквалы, а возле мыса Доброй Надежды поймали штормовой ветер, который местные называют «дыханием дьявола». Нас так же, как и во времена Колумба, жарило солнце, и так же, как тогда, всё было пропитано солью океана. Кому-то может показаться, что наше путешествие — это праздное удовольствие. Мы же шли ради собственного совершенствования, потому что человек, только пройдя через трудности и испытания, может приблизиться к Богу. Если смотреть «Клуб путешественников» лёжа на диване — ничего подобного не испытаешь.

— Вы сами ощущали присутствие божественного?

— Да, однажды особенно отчётливо это почувствовал. В море все верующие, нет таких моряков, которые бы не верили в Бога. Недаром Станислав Лем придумал свой «Солярис». То, что океан живой, — все моряки знают. Это, кроме того, что в нём кипит жизнь: летучие рыбы, дельфины, акулы, киты. Когда мы вернулись с океана, в аэропорту нас встречали журналисты 12 телеканалов, они задали вопрос: планируем ли ещё. Я ответил: никогда, это чуждая нам стихия, человек рождён на Земле. А через год я снова пошёл через Тихий океан до острова Пасхи — люди захотели приключений.

— Расскажите о новой кругосветке, для которой сейчас строите тримаран?

— Мы начали об этом мечтать со Стасом Берёзкиным ещё в то время, когда шли по Тихому океану, и там набросали эскизы будущего тримарана. Все этапы кругосветки мы проходили на разных судах, вернулся я с массой идей и воплощаю их. Много эскизов было сделано прямо на плоту, в альбомах на миллиметровке. Для новой кругосветки мы хотим сделать судно, которое способно обойти вокруг света быстро, не так, как мы шли — как утюг со средней скоростью пять узлов, — а, положим, 10 узлов, и это судно должно быть очень современное. Сейчас Евгений Ковалевский, руководитель экспедиции, и Станислав Берёзкин получили грант Фонда президентских грантов и ведут большую работу по подготовке экспедиции. Главная идея — рассказать о наших русских путешественниках, совершивших кругосветные плавания, и первых открывателях многих земель, как Крузенштерн и другие. И, конечно, продолжить начатое — народную дипломатию в действии.

— Скольким главам государств вы пожали руки?

— Моя личная честолюбивая мечта — выйти в море или океан на своём судне и достичь благословенных южных морей с пальмами и пряностями — потихоньку превратилась в мероприятие государственного уровня. Мы стали представлять народную дипломатию, хотя к этому даже руки не прикладывали. Представьте, в порт приходит необычное судно, газеты или телевидение дают репортаж, и к нам приходят с приглашением от мэра города. А на Таити нас пригласил сам президент Французской Полинезии Оскар Темару. Королева островов Кука Маргарет Карика принимала нас у себя дома. «Вы пришли на каноэ, вака, на каких плавали мои прадеды», — говорила она нам и показывала фотографии. Мы прятались от шторма на Тонга, за нами тут же пришёл какой-то клерк: вас приглашают в администрацию города. В Папуа-Новой Гвинее мэр города Лэй провёл с нами весь день, возил на своём навороченном джипе. Чем дальше мы шли, тем лучше нас принимали, а когда прибыли в Россию, интерес к нашему путешествию не проявили ни мэр, ни губернатор Новосибирска. Правда, через две недели Дмитрий Медведев, тогда уже премьер-министр, прислал свою книгу с дарственной подписью — фото разных уголков России с самолёта.

— А вы свою книгу пишете?

— Да, когда вернулись в 2013 году, сразу написал 250 страниц, а после уже было некогда. Если бы тогда издал — сейчас пришлось бы переписывать. Я писал географическую книгу о путешествии, а сейчас хочется сделать её более человечной. Недавно переработал все эти 250 страниц, хотел дописать, но начался сезон. В моей жизни сейчас происходит какая-то духовная перестройка. Я очень люблю наше Обское море, привык к нашему Академгородку и его людям. Но чувствую, что впереди меня ждут какие-то глобальные изменения.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

Сибирские путешественники начали подготовку к кругосветному плаванию. Экспедиция стартует в июле 2021 года в Санкт-Петербурге. Фонд президентских грантов и Русское географическое общество поддержали реализацию в 2020 — 2023 годах международного проекта «По пути русских кругосветных мореплавателей». Проект посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды.

В рамках проекта сибирские путешественники, члены Русского географического общества Евгений Ковалевский (Томск) и Станислав Берёзкин (Новосибирск) планируют обойти вокруг света на надувном парусном тримаране. Экспедиция стартует летом 2021 года в Санкт-Петербурге и пройдёт по районам Мирового океана, которые были исследованы и нанесены на карту российскими моряками в кругосветных плаваниях в XIX веке. Цели экспедиции: народная дипломатия — формирование у иностранцев позитивного образа россиян и повышение качества знаний о Сибири и России; образовательная — снять серию фильмов — живых уроков географии, исследовательская — инициировать международные сетевые проекты с зарубежными организациями в сфере туризма, географии и экологии; спортивная — установить мировой рекорд плавания на надувных судах туристического класса, впервые обогнуть на разборно-надувном парусном судне Южную Америку.

Газета «Ведомости» готовит сейчас подробную статью об этом проекте.


Источник: ведомостинсо.рф