Скифы, как известно, были в основном кочевым народом, почти не имевшим постоянных поселений, тем более городов.
Поэтому большинство находок скифских древностей сделано при раскопках погребений.
Первые раскопки скифских курганов относятся еще ко второй половине XVIII века: в 1763 году в окрестностях города Елисаветграда был раскопан курган, вошедший в историю под названием Литого. Называют его также Мельгуновским — по имени генерала А. П. Мельгунова, инициатора этих раскопок.
Уже первые эти раскопки принесли достаточно разнообразный набор древних предметов, в том числе драгоценных, по которым удалось определить, что погребение принадлежит вождю или военачальнику скифской эпохи. Для исследователей особенно интересно то, что среди находок из Мельгуновского кургана есть вещи, выполненные в древневосточном стиле.
На протяжении XIX — начала XX веков был раскопан целый ряд так называемых царских курганов — погребений представителей скифской знати.
Уже в нашем столетий стали систематически раскапывать и многочисленные могильники рядовых скифов, и теперь можно утверждать, что культура скифов Причерноморья известна достаточно детально.
Особой известностью пользуется так называемая скифская триада: вооружение, атрибуты конского убора и своеобразное искусство, получившее название скифского «звериного стиля» — яркий набор весьма специфических предметов.
По определению Геродота, «каждый скиф — конный стрелок», и находки археологов подтверждают это. Почти в каждом погребении обнаруживаются остатки лука и бронзовые наконечники стрел (двухлопастные в ранних могилах, трехлопастные или трехгранные в более позднее время). Характерным предметом вооружения скифа был и акинак — короткий меч с рукоятью особой формы. Знали скифские воины и длинные мечи, из которых самые, пожалуй, известные найдены в уже упоминавшемся Мельгуновском кургане и в одном из курганов Келермесского могильника в Прикубанье. Оба эти меча украшены в древневосточном, ассиро-урартском стиле и относятся ко времени вторжения скифов в Переднюю Азию, где местные мастера изготовили эти мечи, вероятно, по специальному заказу для скифских вождей. Пользовались скифские воины и железными копьями, и боевыми топорами — оружием, фигурирующим даже в скифской мифологии в качестве символа воинского сословия.
Другой элемент скифской триады — предметы конского снаряжения.
На протяжении скифской эпохи они существенно менялись. Важнейшие детали скифской конской узды — удила и псалии (специальные стержни, располагавшиеся по сторонам от рта лошади и служившие для соединения удил с ремнями оголовья и с поводьями). Поначалу конский убор скифов был бронзовым (псалии, впрочем, делали и костяные), позже на смену пришла железная узда.
Но самым ярким элементом скифской триады является так называемое искусство звериного стиля. Скифы не знали монументального искусства, за исключением каменных изваяний, которые они устанавливали на вершине курганОВ.
О мастерстве скифских художников сожно судить лишь по произведениям малых форм, по тому, что в наше время называют декоративно-прикладным искусством.
По причинам, еще не вполне ясным для исследователей, в скифском декоративном искусстве почти нет изображений человека, а встречаются в основном изображения зверей. При этом как набор воплощаемых персонажей, так и их позы и способы изобразительной трактовки были строго каноничными, отсюда и термин — «звериный стиль».
Это и в самом деле весьма специфическая художественная манера.
Ее излюбленные мотивы — олень (в меньшей степени — иные копытные), хищники (преимущественно из породы кошачьих) и хищная птица. Ими украшали оружие, конское снаряжение, предметы ритуального назначения, детали одежды. Материалом для произведений «звериного стиля» служили золото, бронза, кость.
Что еще характерно для скифской материальной культуры?
Большие бронзовые котлы — атрибут кочевого быта и так называемые навершия, венчавшие ритуальные столбы, использовавшиеся при совершении различных обрядов. Навершия делали из бронзы или железа, украшали скульптурными изображениями в «зверином стиле».