Пустыню обычно называют «безжизненной», «знойной», «мрачной». А вот «уютной»… Но, оказывается, есть и такая. Где? Не поверите, в Сибири. На самом севере Забайкальского края лежат знаменитые Чарские Пески.
Дюны высотой 20-25 метров, рябь ветра на песке, поющие барханы и песчаные бури. Ну чем не пустыня? Изредка встречаются останки деревьев и ползучая трава, цепляющаяся за песок. Для полного сходства с какими-нибудь Каракумами не хватает лишь верблюдов и скорпионов. Еще одна важная особенность этих мест – нет гнетущего чувства вселенского одиночества. Ведь Чарские Пески – хоть и настоящая пустыня, но очень небольшая. Ее площадь составляет всего около 50 квадратных километров. Погибнуть от зноя и жажды здесь вряд ли получится. Вокруг песков горы, тайга, да и среди самой пустыни изредка встречаются «оазисы». А вот заблудиться вполне реально. Особенно в непогоду, когда низкие тучи скрывают единственный ориентир – горы.
Это невероятное сосуществование, казалось бы, абсолютно несовместимых типов ландшафтов и является самым удивительным фактом. Пройти пешком всю пустыню за пару часов и тут же оказаться среди сибирской тайги, болот и ручьев – разве не чудо? А увидеть, вдруг наткнувшись на оазис посреди песков, не пальмы, а кедры и лиственницы? Крохотные болотца, в которых даже летом не тает снег?
Пески хорошо видны уже из села Чара, от которого до пустыни меньше десяти километров. Но близость обманчива. Чтобы добраться к Чарским Пескам, надо сначала переправиться через реку, а потом долго шагать по тайге и топким болотам. Проще всего попасть туда зимой. Однако и здесь имеется неслабый аргумент «против»: в это время в Чарской долине бывает очень холодно – до минус 40-50 градусов по Цельсию.
После короткого лета осень в Чарскую долину приходит стремительно, но длится тоже недолго. Уже в середине сентября желтыми барханами можно любоваться на фоне заснеженных гор. А с наступлением зимы скрывается под белым покровом и сама пустыня. Впрочем, частые ветра делают свое дело, и даже в январе снежное покрывало пестрит желтыми проплешинами. Чарская зима отступает неохотно. Приходит март, а весной еще и не пахнет. Снег начинает сходить только через месяц. Постепенно пустыня обнажается, греется на солнце и на самом излете весны вдруг резко преображается. Пески цветут. Из-под земли в огромном количестве пробиваютсясине-лиловые крапинки сон-травы – забайкальского подснежника.