Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Потоки испепеляющей лавы, палящие газовые тучи, вулканические бомбы, пеплопады — эти и другие неблагоприятные явления природы несут немалые опасности для всего живого. Но жизнь существует и развивается в непосредственной близости от вулканов. Чтобы увидеть всё воочию, мы отправляемся в пешее путешествие к северной группе вулканов Камчатки, входящей в состав природного парка «Вулканы Камчатки» (кластер «Ключевской»). В этих местах на относительно небольшой территории есть множество вулканов, три из которых (Ключевская сопка, Плоский Толбачик, Безымянный) действующие.
Заснеженный Острый Толбачик.
Участники пешего путешествия к вулканам Камчатки (слева направо): проводник Евгений Карачаков из Томска, Юрий и Алла Емельяновы из Беларуси и Осип Микунис из Дании. Фото Осипа Микуниса.
Коричневый дым Ключевской сопки и белый дым вулкана Безымянного
Базальтовые столбы, уложенные друг на друга, образовали необычную скалу, названную Поленницей.
А этот зверь живой или из лавы?
«Хозяин» туристического приюта — евражка.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Непоседа-пищуха греется на солнышке.
Белая куропатка — птица непугливая.
Пуночка.
Вблизи лужи что-то выискивает круглоносый плавунчик.
Конёк (предположительно гольцовый).
Любитель шикши.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Следы медведя на вулканическом песке.
Растения на шлаковых полях недавних извержений.
Мозаика из лапилли и «катышков» зайца.
«Подкова» на счастье — эрмания парриевидная
река сухая...
...и река каменная.
Последний «ручеёк».
Вулкан рождает облака. На подходе к Острому Толбачику...
Черношапочный сурок.
В нашей группе — четыре человека. объединяет нас тяга к дикой природе и к пешим путешествиям по тем её уголкам, которые ещё остались не тронутыми человеком.
Маршрут начинается от приюта возле города Копыто, огибает вулканы Плоский Толбачик и Острый Толбачик и заканчивается на стоянке «Клешня».
Исполины в шапочках
Первое, что приковывает наш взор в начале пути — ослепительно белые на солнце конусы вулканов. «Головы» заснеженных великанов прикрыты пушистыми округлыми шапочками. Горы приобретают головные уборы, когда восходящие по их склонам потоки влажного воздуха конденсируются, охлаждаясь до точки росы.
Неподвижно застыли в синеве с подветренной стороны гор дисковидные облака, похожие на летающие тарелки. Но статичность таких лентикулярных (линзовидных) облаков лишь кажущаяся. На самом деле эти динамичные структуры непрерывно формируются на гребнях воздушных волн, возникающих при огибании воздушными потоками препятствий. С наветренной стороны происходит постоянная конденсация восходящего влажного воздуха, а с подветренной — испарение конденсата в нисходящем потоке. Такие области характеризуются высокой турбулентностью, и пилоты самолётов стараются обходить их стороной.
Царящие вокруг безмятежность и спокойствие обманчивы. Постоянно пыхтит клубами беловатого дыма вулкан Безымянный. Испарения идут из конуса, расположенного внутри огромного, скошенного с восточной стороны кратера. В 1956 году взрыв страшной силы (это извержение было выделено учёными в отдельный тип — «направленный взрыв») снёс вершину вулкана. Высота его за секунды уменьшилась на 200 м (в разных источниках указывается от 183 до 250 м). В образовавшемся подковообразном кратере диаметром более 1 км (диаметр увеличился после повторного взрыва в1985 году) вырос новый купол. А ведь до тех пор Безымянный считался потухшим вулканом — он молчал около 1000 лет! Но уже после нашего путешествия в декабре 2017 года пришла неожиданная весть о мощном выбросе пепла на высоту около 15 км.
Периодически поддакивает вулкану Безымянный Ключевская сопка — самый высокий вулкан Камчатки. Мы наблюдали, как рано утром из его жерла начинают вырываться клубы густого коричневого дыма. В течение дня дым постепенно редеет и к вечеру совсем исчезает. А на следующее утро всё в точности повторяется.
К юго-западу от вулкана Безымянный есть необычная скала. Тысячи каменных «поленьев», столбчатых базальтовых образований, формирующих эту скалу, горизонтально уложены друг на друга. Иначе как Поленницей трудно было бы назвать это грандиозное природное сооружение. Поленница — пример того, как из хаоса в природе рождается порядок. Столбчатые базальтовые образования формируются в результате растрескивания медленно остывающей лавы. Есть несколько теорий, объясняющих их возникновение. Одну недавно предложила группа учёных из Пермского государственного университета. В основе их теории — конвективно-контракционная модель, в которой важную роль на начальном этапе играют вертикальные конвективные потоки расплавленного вещества, самоупорядочивающиеся в полигональную структуру, а на последнем этапе — растрескивание по границам полигональных образований из-за возникших при остывании напряжений. Однако это относится к наиболее часто встречающимся вертикальным столбчатым структурам, в образовании которых задействована сила тяжести. Горизонтальные образования, скорее, результат тектонических деформаций ранее сформировавшихся столбов.
Оазис жизни
Ландшафт природного парка, по которому проходит наш маршрут, сформирован вулканами и находится в постоянном изменении. Всё здесь напоминает о былой или недавней вулканической активности. К западу от вулкана Овальная Зимина простирается обширное поле с застывшими шлаковыми конусами, крупнейший из которых — кратер Юпитер. Образовался он в 1945 году в результате вулканических процессов из-за побочных извержений. Магма приблизилась к поверхности трещины, произошло её резкое вскипание из-за выделения растворённых газов и дальнейшее разбрызгивание. Застывший обломочный материал и образовал шлак. Потоки лавы, частично разрушенные на площади в десятки квадратных километров, создали причудливые изваяния, напоминающие животных: взлетающего орла, бредущего медведя, насторожившегося сурка.
Сильно пересечённой местности, по которой мы идём, очень повезло. Древние вулканические отложения со временем затянуло разнообразной растительностью, а взрывы вулкана Безымянный и извержения Толбачика не нарушили развившейся жизни.
Вблизи каменных памятников зверям и птицам поселились солидные черношапочные сурки, более поджарые евражки и крохотные пищухи. Всё это разношёрстное племя облюбовало лавовые кекуры и во множестве мелькает среди останцов. Жизнь здесь кипит, как магма в жерлах вулканов. Звери находят и кров и пищу. Живут зверьки и в других местах парка, но именно здесь наблюдается их обилие.