Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Норвежские археологи планируют провести раскопки погребального корабля викингов в Йеллестаде. Последний раз подобная находка в Норвегии случилась в 1904 году. Теперь у археологов будет возможность провести полные раскопки корабельного погребения, соответствующие современным стандартам. Правительство намерено выделить на раскопки и изучение находок 15,6 миллиона норвежских крон (1,5 млн долларов США). В ближайшее время ожидается одобрение проекта парламентом страны. Ученые готовы приступить к работе уже в июне.
Обычай корабельного погребения существовал у скандинавов и некоторых других германских народов в раннем железном веке (приблизительно с 550 по 1050 годы). Захоронений викингов, в которых использовались погребальные ладьи, в Европе известно не так много. Больше всего их найдено в Скандинавии, три — в Норвегии, четыре — в Швеции и одно — на датском острове Фюн. Самые известные находки — Тюнский корабль (найден в 1867 году), Гокстадский корабль (1880) и Осебергский корабль (1904) — выставлены в Музее кораблей викингов в Осло. Они относятся к IX–X векам. Пять погребальных кораблей викингов были найдены в Великобритании, последний раз это случилось в 2011 году (помимо этого, в Великобритании известны саксонские корабельные погребения). В 2008 и 2010 годах возле деревни Сальме на эстонском острове Сааремаа были найдены две погребальных ладьи викингов с останками сорока двух воинов, павших в битве.
Корабль в Йеллестаде (Gjellestad), на территории муниципалитета Халден на юге Норвегии, был обнаружен осенью 2018 года археологами Норвежского института исследования культурного наследия (NIKU) во главе с Кнутом Поске (Knut Paasche) при помощи георадара. Этот метод позволяет фиксировать свойства почвы при помощи электромагнитных волн и получать изображения скрытых в глубине земли структур.
Остатки древнего кургана, почти незаметного в наши дни, находится посреди поля, и погребальный корабль располагается всего примерно в нескольких десятках сантиметрах от поверхности. Данные геофизической разведки позволяют предположить, что исходная длина корабля — 23–24 метра, ныне сохранившийся корабельный корпус имеет длину около 20 метров, штевни корабля утрачены, вероятно, во время сельскохозяйственных работ. Ученые отметили, что размеры и конструкция Йеллестадского корабля похожи на Осебергский корабль (его длина — 21,5 метра, ширина — 5,1 метра).
Хотя курган в наши дни находится примерно в одном километре от морского берега, в эпоху викингов уровень моря был на 4,5 метра выше, а расстояние от кургана до моря составляло всего 650 метров, так что дотащить волоком корабль до будущего погребения вряд ли было сложной задачей.
Обнаружившие корабль археологи не знали, сохранились ли в почве деревянные детали или же форма корабля на полученных георадаром изображениях отражает лишь измененную структуру почвы в тех местах, где раньше было дерево. Но они были уверены, что в любом случае форму корабля можно будет восстановить после тщательных раскопок по оставшимся гвоздям, как это ранее делалось в англосаксонском погребении Саттон-Ху и в других случаях. Также пока не ясно, был ли курган разграблен в древности или же сделанные там погребения сохранились до наших дней. Была и еще одна загадка — точная дата погребения.
Пробные раскопки погребения были проведены в августе прошлого года. Были обнаружены следы сгнившей древесины и уцелевшие остатки киля. Киль оказался довольно узким, поэтому ученые предполагают, что Йеллестадский корабль мог быть гребной ладьей, а не парусным судном. Во время раскопок были взяты образцы древесины для датировки, а потом раскоп был вновь закрыт землей для сохранения.
Также в прошлом году исследователи, снова применив георадар, обнаружили поблизости от кургана с корабельным погребением останки нескольких длинных домов и курганов, что привело их к предположению, что место захоронения было частью кладбища эпохи викингов. «Погребальный корабль не существует изолированно, а является частью кладбища, которое явно предназначено для демонстрации силы и влияния», — считает археолог NIKU Ларс Густавсен (Lars Gustavsen).
Следует отметить, что непосредственно к югу от поля, где найдено корабельное погребение, расположен курган Еллхёуген (Jellhaugen), который в наши дни имеет высоту всего 9 метров и размеры около 85 на 70 метров, что делает его вторым по величине курганом в Норвегии после кургана Ракхёуген. Среди местных жителей существовала легенда, что в кургане покоится «король Елл» в своем корабле. Но раскопки Эрлига Йохансена (Erling Johansen) в 1968 и 1969 годах показали, что корабля в кургане нет, но есть два разграбленных погребения, которые относятся к 426–598 и 692–896 годам.
«Проект важен, потому что прошло уже более века с тех пор, как мы раскопали корабельное захоронение, подобное этому, — рассказывает Ян Билл (Jan Bill), хранитель коллекции кораблей викингов в Музее истории культуры Университета Осло. — Благодаря технологиям, которые у нас есть сейчас, и современному оборудованию мы получим прекрасную возможность понять, как делались эти захоронения на кораблях».
Исследователи должны спешить. В январе Ян Билл обнаружил, что деревянные детали пострадали от заражения грибком. Рядом с погребением проходит дренажная канава, которая увеличивает влажность почвы, в сочетании с воздействием воздуха после пробных раскопок 2019 года это может ускорить гниение древесины.