Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-04-13 13:50

Забайкалье опять довыжигалось до лесопожарной катастрофы

лесные пожары

По данным ИСДМ-Рослесхоз (государственной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров, оператором которой является ФБУ "Авиалесоохрана", а основным разработчиком - Институт космических исследований РАН), 13 апреля площадь, пройденная лесными пожарами в России с начала пожароопасного сезона 2020 года, перевалила за два миллиона гектаров. Согласно форме 4-ИСДМ, в которой учитываются лесные пожары на землях всех категорий, эта площадь составила на начало суток 13 апреля 2 039 000 га, в том числе площадь действующих лесных пожаров - 930 149 га. Сильнее всего горят леса в Забайкальском крае - на него приходится 584 286 гектаров площади, пройденой лесными пожарами по данным дистанционного мониторинга с начала года (29% от общероссийской), и 300 026 гектаров площади действующих лесных пожаров (32% от общероссийской).

Вот так выглядела ситуация с лесными пожарами в Забайкальском крае вчера, 12 апреля 2020 года, во второй половине дня. Это мозаики космоснимков Aqua MODIS с наложенными термоточками за день; желтая линия - граница Забайкальского края:

Увеличенно - часть западных районов края, на границе с Бурятией:

Увеличенно - часть восточных районов края, на границе с Китаем:

Примечательно, что в официальную сводку ФБУ "Авиалесоохрана", основанную на данных региональных диспетчерских служб, попали всего 9 123 гектара действующих в Забайкалье лесных пожаров (3% от их площади по данным дистанционного мониторинга), и 65738,9 гектаров пройденной огнем с начала сезона площади (7% от этой площади по данным дистанционного мониторинга). Фактически получается, что решения, касающиеся охраны лесов от огня и тушения лесных пожаров, принимаются на основе заведомо недостоверной информации - лесопожарной лжи. В результате, несмотря на катастрофическое развитие в регионе лесных пожаров, режим чрезвычайной ситуации краевого уровня до сих пор не введен, дополнительные силы, адекватные реальному положению дел, к тушению пожаров не подключены.

Почему такое происходит, зачем вся лесопожарная вертикаль, имея вполне качественные данные государственной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров, врет, скрывает реальные масштабы бедствия, и действует на основе недостоверной информации? Причин, видимо, несколько.

Во-первых, всему лесному начальству просто страшно признавать реальный масштаб бедствия: месяца не прошло с тех пор, как Забайкальский край официально был признан готовым к пожароопасному сезону - а тут в самом начале сезона такая беда, и с ней никто справиться не может. Региональной власти страшно признатся, что готовность была ложной, а федеральной - что она эту ложь не заметила, или сделала вид, что не заметила. В итоге получается своеобразная круговая порука - всем начальникам на всех уровнях власти выгодно скрывать реальные масштабы лесных пожаров в Забайкальском крае, и делать вид, что в региональном масштабе ничего необычного не происходит. На уровне отдельных районов - это пожалуйста, в паре районов можно даже режим ЧС ввести; но вот чтобы признать, что изоврались и проворонили катастрофу в масштабах целого региона - на такое наши лесные власти пока решиться не могут.

Во-вторых, значительная часть пожаров (десятки процентов от общей площади - более точную оценку пока дать трудно) действует в "неофициальных" лесах, пожары в которых не считатся лесными пожарами. В основном это леса на землях сельхозназначения - бывшие так называемые "сельские" (колхозные и совхозные), и леса, самовольно выросшие на заброшенных сельхозземлях. Сельские леса в Забайкалье номинально как бы включены в состав лесничеств на землях лесного фонда - но сделано это так криво, что точные границы этих лесов никто не знает, и по лесохозяйственным регламентам их установить в принципе невозможно. А леса-самовольщики вообще никакого статуса не имеют - государство в целом не считает проблемой, что они горят. Значительная часть действующих пожаров не учитывается потому, что действуют они в лесах на сельхозземлях.

В-третьих, особенностью Забайкалья является то, что первым и главным весенним поджигателем в этом регионе является государство - а именно, краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкаллесхоз". Именно Забайкаллесхоз каждую весну, как только появляется возможность жечь сухую траву, начинает массово проводить так называемые "контролируемые профилактические выжигания". Эти выжигания, во-первых, по сути ничем не отличаются от обычных хулиганских (поскольку сил и средств для обеспечения реальных мер пожарной безопасности при таких площадях выжигания у региона просто нет), и во-вторых, являются мощнейшей рекламой наплевательского отношения к пожарной безопасности на природных территориях. На словах чиновники Забайкалья объясняют местному населению, что сухую траву жечь вроде бы нельзя - но на деле показывают, что можно и нужно. Дела оказываются эффективнее слов: многие местные жители, видя, как работники государственных структур без специальных мер предосторожности и совершенно безнаказанно жгут сухую траву, начинают делать то же самое. А большинство лесных пожаров в Забайкалье возникает именно от палов сухой травы. Разумеется, Забайкаллесхоз и те, с чьего ведома и дозволения проводились все эти "профвыжигания", не заинтересованы в расследовании реальных последствий своей деятельности.

Напомним, что ровно пять лет назад, 13 апреля 2015 года, в Забайкальском крае произошла одна из крупных катастроф, связанных с переходом ландшафтных пожаров на населенные пункты - огонь перешел на село Смоленка Читинского района. К сожалению, за прошедшие пять лет ни отношение региональных властей и жителей региона к пожарной безопасности, ни уровень готовности региона к борьбе с лесными пожарами, принципиально не изменились. Красивых слов за пять лет было сказано много - а вот с делами как-то не заладилось.


Источник: www.forestforum.ru