Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-04-15 18:00

Детское погребение на поселении Левобережное (Синташта II)

Археологические памятники, которые исследуют археологи на территории Южного Урала разделяются на две основные группы – это поселения и могильники. Поселения - это места древней жизни, древние посёлки, вернее – их остатки. А могильники – это древние кладбища, места где наши предки хоронили своих умерших. Могильники бывают с курганными насыпями, бывают грунтовыми, но в любом случае мы можем говорить о том, что древнее население нашей территории хоронило людей на специализированных площадках, как мы делаем это и сейчас. Однако встречаются и необычные ситуации в этой сфере, и как раз об одной из них мы сегодня с вами и поговорим.

Это находка, сделанная в течение прошлого полевого сезона 2019 года, в ходе работ в Брединском районе Челябинской области. Здесь, на укреплённом поселении Левобережное (Синташта II), которое наша экспедиция исследовала на протяжении пяти лет, буквально под самый конец раскопок, когда мы завершали работы… Причём, завершали их в условиях совершенно чудовищной погоды - совершенно дикий ветер, который срывал палатки, который ронял приборы, который забивал пылью глаза, резал пылью лицо и, прямо скажем, работать было крайне тяжело, а нужно было завершать раскоп. В углу раскопа, за пределами древнего жилища, древнего дома, на древней улице, разделявшей два ряда таких домов, было найдено детское погребение.

Несколько слов о поселении Левобережное, оно же - Синташта II, оно же Комсомольское, оно же – Селенташ – у этого археологического памятника несколько названий. Это поселение бронзового века, оно входит в состав так называемой «Страны городов». Возникло оно в самом начале II тысячелетия до н.э., самая ранняя радиоуглеродная дата, которую мы получили из этого поселения – это XIX век до н.э. То есть, оно возникло немного позже, чем Аркаим, но, в принципе, в ту же эпоху и существовало, видимо, какое-то время одновременно и с поселением Аркаим. Это тоже укреплённое поселение, как и Аркаим, относится, в целом, к аркимскому типу. Однако, если Аркаим у нас – это кольцевое расположение жилищ, то в данном случае мы видим линейное расположение жилищ. Два основных ряда домов, образованных в такие единые жилые комплексы, расположены по двум сторонам улицы, всё это окружено обводной стеной, рвом – всё как положено на этих укреплённых поселениях.

И вот, собственно говоря, на этой улице, прямо у края дома и оказалась детская могилка. В могилке были найдены кости ребёнка в возрасте до 1 года, по определению специалистов. Он лежал на боку, скорченно – это стандартная поза для захоронений того времени. Людей клали в могилу на боку с подогнутыми ногами и руками, сложенными перед лицом. И в могилку с ним был поставлен керамический сосуд. В принципе, больше ничего в погребении не было, но! Во-первых, сам по себе этот сосуд – он очень необычный. У нас, как правило, керамические сосуды в тех культурах, которые оставили для нас «Страну городов», покрывали орнаментом. Но этот орнамент в 99% случаев – это равномерное повторение одних и тех же фигур по кругу, по окружности сосуда. То есть, это орнамент, построенный на реализации единой закономерности, которая положена в основу того или иного узора. Однако, в данном случае, мы видим иную картину – мы видим, что орнамент меняется. Орнамент образован несколькими крупными фигурами, V-образными, заштрихованными, которые, правда, все нарисованы по-разному, и обрамлён такими сложными фестонами из заштрихованных треугольников, заштрихованных прямоугольников, заштрихованных параллелепипедов и всё это ещё осложнено целым рядом дополнительных фигур. И, в целом, можно сказать о том, что такой сложный, необычный, а главное – неповторяющийся вариант орнаментации, очень редко встречается в археологических памятниках аркаимского круга.

Более того, в этом сосуде были найдены остатки пищи. Это – фрагменты рёбер овцы, вернее часть груди овцы была прямо целиком отрублена и прямо отрубленной частью, блоком, эти рёбра были положены в горшок, ну, и, надо полагать, сварены. То есть, это – судя по всему, мясная похлёбка. В этом плане надо сказать, что именно мясная, а также молочная пища была основой питания и в древнем Аркаиме и в других древних поселениях, которые мы сейчас знаем как археологические объекты. Версии, которые существовали раньше, о том, что это население также практиковало земледелие – они на сегодня никак не подтверждаются после многочисленных исследований, судя по всему эти люди занимались чисто скотоводством. Также у них была ещё охота. Кстати, на Левобережном в этом году нашли два рога сайги – такое интересное свидетельство того, как это население занималось охотой. И, конечно, в какой-то мере они применяли также собирательство – грибы, ягоды, и рыболовство. Но, всё-таки, основа хозяйства – это скотоводство, а основа пищи – это молоко и мясо. Вот, в данном случае, мы видим, что ребёнку в возрасте до года положили в могилу горшок с такой наваристой мясной похлёбкой, сваренной из баранины.

Причём, надо сказать, что именно мясо овцы представляло собой очень важный элемент питания древнего населения аркаимского времени. Почему – потому что овца представляет собой достаточно активно возобновляемый и не очень, скажем так, громоздкий в плане количества мяса, которое нужно потребить или сохранить, источник питания. То есть, овцу реально зарезать, разделать и съесть в течение двух-трёх дней, пока мясо не испортилось, каким-то коллективом, который питается совместно. А корову съесть достаточно сложно, для этого нужен очень большой коллектив, поэтому коровье мясо конечно использовалось, но только зимой-поздней осенью и вплоть до весны. Собственно говоря, мы это и сейчас знаем: по деревням коров режут как раз тогда, когда наступают холода и, соответственно, можно уже мясо сохранять непосредственно в холоде, потому что температура минусовая. А овцу можно резать и летом. Корова была также важным источником молока и молочных продуктов. Кстати говоря, на том же поселении, в этом же году мы нашли горшок с отверстиями в дне, который, судя по всему, использовался для того, чтобы в нём делать сыр. Такой степной сыр, когда творог отжимался и укладывался в горшок, чтобы через эти отверстия стекали из него остатки и он затвердевал. И, так же, конечно же, овца, в свою очередь, это источник шерсти. То есть, исследования современные показывают, что одежда, которую делали древние аркаимцы, была, в основном, из шерстяных тканей. То есть, питание овечьим мясом – это совершенно нормально, и в данном случае мы это видим. Но, необычный сосуд, необычное расположение и сама уникальность такого рода детских погребений говорит о том, что перед нами какое-то весьма неординарное явление древней жизни.

Почему можно говорить об уникальности детских погребений? Вообще-то, детские погребения найдены на всех достаточно масштабно исследованных к настоящему времени укреплённых поселениях аркаимского типа. Но практически везде это погребения более позднего времени, чем первая эпоха - эпоха создания «Страны городов». Они были сделаны когда эти поселения потом уже существовали на следующих своих этапах истории, или, может быть, даже где-то приходило население на места заброшенных посёлков и совершало эти погребения, такого рода вопросы тоже сейчас рассматриваются специалистами. Но именно детских погребений на территории посёлков, именно времени начала развития «Страны городов», которое у археологов называется временем Синташтинской археологической культуры, то есть XXI-XIX вв. до н.э., таких погребений известно всего три, причём каждое из них обладает многими необычными особенностями. Например, такое погребение на укреплённом поселении Куйсак было совершено во внешней обводной стене, которая окружала поселение, и вместе с участком этой стены, когда посёлок разрушался, рухнуло в ров. И в этом погребении был очень необычный сосудик, тоже покрытй необычными орнаментами, украшенный единичными шишечками, что очень необычно для синташтинской культуры, обычно шишечки парные, колоколовидной формы с орнаментами не только на основной поверхности тулова, но и на донышке, и на венчике. Этот сосуд можно увидеть в аркаимском музее.

А другое детское погребение синташтинского времени было найдено на укреплённом поселении Каменный амбар. Там была тоже ребёнку положена сопроводительная пища, жертвоприношение – овца, и там был кусок ткани, причём эта ткань – хлопок. Это уникальная, совершенно невероятная вещь, потому что хлопка в наших краях в бронзовом веке не было и быть не могло, это импортная ткань и откуда-то очень издалека она к нам приехала. Специалисты, занимающиеся изучением древнего ткацкого производства высказывают предположения, что, возможно, из Индии. Но это подлежит дальнейшему исследованию. И вот, третье детское погребение на поселении Синташтинской культуры, и в третий раз мы опять видим уникальные черты: керамический сосуд с необычным, меняющимся, орнаментом, такой сосуд и не у каждого взрослого может быть в могиле, как правило такие сосуды у взрослых не встречаются, а здесь у ребёнка. Причём сосуд с остатками мясной пищи тоже не очень частое явление. Как мы можем трактовать эти необычные детские погребения на территории поселений? Явно это не жертвоприношения, никаких следов убийства на этих детях нет, хотя, конечно, не всякие такие следы могут фиксироваться по костям. Скорее всего, эта необычная форма погребения связана или с каким-то особым статусом этих детей, или с какими-то особыми событиями, которые происходили в жизни древнего общества. Пока что мы не можем однозначно ответить на этот вопрос. У нас, конечно, есть версии, но исследования продолжаются. У нас ещё много таится загадок в древних культурах Зауральской степи, ещё очень много чего здесь нужно понять.

***

Федор Петров

Научный сотрудник Заповедника «Аркаим», археолог, кандидат философских наук.


Источник: m.vk.com