Ferrovia Circumetnea (букв. «Железная дорога вокруг Этны») – узкоколейная (колея 950 мм) железная дорога, окольцовывающая Этну – действующий вулкан на острове Сицилия. На самом деле представляет из себя, скорее, полукольцо. Конечные находятся в Катании и Рипосто – городах на побережье Ионического моря.
Первые проекты железной дороги по склонам Этны от Катании до Бронте появились еще в 1870 году. К концу 1885 года, после долгих обсуждений и планирований была утверждена существующая полукольцевая схема от Катании до Рипосто. Рассматривались также варианты полностью замкнутого кольца, но к тому моменту уже существовала линия широкой колеи Мессина – Сиракузы по побережью, делавшая строительство участка от Рипосто до Катании нецелесообразным.
Первый участок Катания-Борго – Адрано был введён в эксплуатацию 2 февраля 1895 года. Полностью полукольцо с пересадкой на широкую колею на станции Джарре было замкнуто 30 сентября того же года. Участок Джарре – Рипосто был достроен к концу 1896 года, а в 1898 году линия была продлена в центр города Катания – до станции Катания-Порт. В 1999 году участок Катания-Порт – Катания-Борго был частично перешит на широкую колею, частично перепроложен в туннелях и стал частью метрополитена Катании – первого и единственного на острове. C 2006 года проводится модернизация, наземные участки линии в пределах городов Санта-Мария-ди-Ликодия, Бьянкавилла и Адрано были заменены новыми подземными участками. При модернизации участка Патерно – Адрано инфраструктура строилась с возможностью электрификации и перешивки на широкую колею для соединения с метрополитеном Катании.
Линия неоднократно страдала от извержений Этны, так, различные участки оказывались покрыты лавой в 1911, 1923, 1928 (тогда железная дорога была разорвана до 1931 года) и в 1981 годах. Для восстановления движения строились обходы, галереи и туннели. Лавовый поток на снимке – свидетельство извержения, произошедшего задолго до строительства железной дороги. Оно произошло в 1651 году, фактически уничтожив город Бронте. Последнее крупное извержение в этом направлении было в 1949 году, но тогда лава до города не добралась.
В настоящий момент движение осуществляется по маршрутам Катания-Борго – Рандаццо (с интервалом около часа по будням) с укороченными поездами до Патерно и Адрано и Рандаццо – Рипосто (три пары в сутки, в основном для подвоза школьников в школы и обратно).
Основным подвижным составом являются автомотрисы 1980-90-х годов постройки (заводов Officina Meccanica della Stanga/ Tecnomasio Italiano Brown Boveri и ITIN-Italimprese Industrie) с прицепными вагонами, а в 2010 году был подписан контракт с Officine di Costamasnaga на поставку 8 новых двухвагонных дизель-поездов. Но в 2011 году эта компания обанкротилась и, в итоге, контракт на поставку новых поездов был заключен с фабрикой Newag. Четыре состава Newag Vulcano были поставлены в 2015-2016 годах. Также восстановлены две оригинальные "Литторины" FIAT ALn 56 1937 года постройки, используемые для туристических поездок.