Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Для получения лакомства серые крысы (Rattus norvegicus) предпочитают действовать так, чтобы не навредить другой особи своего же вида, сообщается в Current Biology. Нежелание наносить вред не зависит от пола испытуемого животного и степени его знакомства с «жертвой». По-видимому, отношение к «жертве» определяется работой передней поясной коры.
Считается, что просоциальное поведение с оглядкой на действия и чувства других особей возможно благодаря эмпатии: в норме нам не нравится причинять другим боль, так как мы сами частично при этом ее ощущаем. Существует ряд расстройств, при которых человек не испытывает сострадания, и важно понимать, какие нарушения работы нервной системы к этому приводят — подобные нарушения для изучения нередко воспроизводят на модельных организмах.
Сотрудники Нидерландского института нейронаук во главе с Кристианом Кейзерсом (Christian Keysers) решили разработать животную модель, на которой можно изучать нейробиологические основы эмпатии. Для этого они выбрали серых крыс — одно из самых популярных лабораторных животных. Крысы обладают достаточно развитым интеллектом, чтобы они могли испытывать сострадание. Кроме того, известно, какая область мозга крыс содержит зеркальные нейроны, которые активируются и когда животное само испытывает боль, и когда оно видит, как больно другим — это передняя поясная кора.
Авторы использовали 314 взрослых крыс линии Спрег-Доули обоих полов. На время эксперимента животное сажали в установку из двух отсеков: в одном располагались два рычага, нажатие на которые приводило к появлению пищи (один-три шарика из сахарозы), а в другом на полу лежала решетка, на которую могли подавать напряжение.
Сначала исследователи определяли для каждого животного, на какой рычаг оно предпочитает нажимать. Затем, в следующей серии экспериментов, во второй отсек подсаживали другого грызуна — не обязательно знакомого первой крысе. Теперь, когда первая крыса нажимала на привычный рычаг, вторая крыса получала удар током.
Через несколько повторений частота нажатий на предпочитаемый рычаг у действующего животного снижалась, и теперь оно все чаще выбирало рычаг, который раньше редко использовало. Этот эффект был ярче выражен, если оно когда-то само испытало неприятные ощущения от удара током. Получается, что крысы как бы избегали причинять боль сородичам. При этом от пола животных и степени их знакомства результаты не зависели.
В отдельной серии опытов работу нейронов передней поясной коры действующих крыс блокировали мусцимолом — агонистом ГАМК-А рецепторов. В таком случае крысы продолжали нажимать на рычаг, активация которого причиняла боль их партнерам по эксперименту. Это, по мнению исследователей, укрепляет предположение, что передняя поясная кора у крыс обеспечивает проявление эмпатии.
Также нейробиологи меняли размер вознаграждения. В нескольких сериях экспериментов действующие крысы получали не один, а два или даже три шарика, если нажимали на бьющий током рычаг. Нажатие на второй рычаг по-прежнему давало только один шарик сахарозы. Увеличения вознаграждения в два раза не было достаточно, чтобы грызуны выбирали его и тем самым делали «жертвам» неприятно. Но если награда была в три раза больше обычной, животные все-таки выбирали ее, невзирая на то, что их компаньона ударит током.
Серые крысы — очень умные животные, и в последние годы в их поведении находят такие особенности, которые раньше считали характерными только для приматов. Например, они способны усвоить правила игры в прятки и чувствуют щекотку.