Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В полёте краснозобую казарку не спутать ни с одним другим видом гусей
В фауне Арктики среди множества видов птиц особое положение занимают гуси. Прилетая в тундру одними из первых, для многих северных жителей они становятся символом прихода весны. Во многих арктических районах гуси (белый гусь, белощёкая и чёрная казарки и некоторые другие виды) образуют многотысячные и даже миллионные колонии, в значительной степени определяя облик экосистемы. Для многих коренных народов гуси являются важным компонентом диеты, особенно в весеннее время. Также гуси и, в особенности, их яйца и птенцы являются важным кормовым ресурсом для многих наземных и пернатых хищников – песца, чаек, поморников, а в некоторых районах (например, на архипелаге Шпицберген) – и для самого крупного наземного хищника – белого медведя.
В нашей Арктике гнездится девять видов гусей и казарок, и среди них одним из самых необычных и интересных видов, несомненно, является краснозобая казарка Branta ruficollis. На всей территории нашей страны, и особенно в её арктической части, не так много видов птиц, которые не встречаются на гнездовании нигде более – так называемых гнездовых эндемиков. Именно к таким видам относится краснозобая казака.
Краснозобая казарка – один из самых красивых и необычных гусей Российской Арктики
Краснозобая казарка – один из самых мелких гусей нашей тундры. Весит взрослая птица всего около 1-1,5 кг. Среди всех видов гусей краснозобая казарка выделяется благодаря своей необычной яркой окраске. Контрастное сочетание чёрного, белого и каштаново-красного кажется очень непривычным и слишком привлекающим внимание в тундре, где большинство наземно гнездящихся птиц имеют покровительственную (маскирующую) окраску, чтобы быть максимально незаметными для хищников. Тем не менее, несмотря на столь яркое оперение, увидеть казарку, сидящую на гнезде, бывает не так-то просто. Краснозобые казарки гнездятся преимущественно на земляных или песчаных обрывах, где притаившаяся между кочек и куртин травы и кустарничков птица становится почти незаметной. Но выживать и успешно выводить потомство казаркам помогает не эта условная невидимость, так как основные враги гусей – песцы – ориентируются не столько на вид, сколько на запах, и могут находить даже хорошо укрытые гнёзда. Успешно гнездиться казаркам помогают хищные птицы.
Гнездование под покровительством хищных птиц известно для большинства видов арктических гусей. Активно защищая своё гнездо от песцов, чаек и поморников, хищные птицы невольно защищают и гнездящихся рядом с ними гусей. При этом самим гусям, как правило, ничего не угрожает, так как они в большинстве случаев не становятся для своих «покровителей» кормовым ресурсом (большинство видов-покровителей либо являются миофагами – питаются мелкими грызунами, либо, в силу небольших размеров, добывают значительно более мелких птиц: куликов, воробьиных, небольших уток). Наиболее типичными птицами-покровителями являются белая сова, зимняк, кречет и сапсан. Рядом с белыми совами любят гнездиться чёрные казарки и белые гуси, под покровительством зимняков, кречетов и сапсанов могут гнездиться почти все виды гусей и казарок. Но, пожалуй, самая сильная связь с птицей-покровителем сложилась именно у краснозобой казарки.
На всём протяжении своего гнездового ареала – от Западного Ямала до Восточного Таймыра – краснозобая казарка гнездится почти исключительно под покровительством хищных птиц, преимущественно сапсана. И несмотря на то, что по данным недавних исследований в отдельные годы казарки могут гнездиться и без «покровителя», это до сих пор можно считать, скорее, исключением из правила.
Важнейшим районом гнездования краснозобых казарок являются типичные и южные тундры западной части полуострова Таймыр. Считается, что на Таймыре гнездится до 85% популяции вида. Недаром именно краснозобая казарка изображена на гербе и флаге Таймырского Долгано-Ненецкого района (в прошлом – автономного округа) Красноярского края.
Остальная часть популяции гнездится на севере Западной Сибири, на полуостровах Ямал и Гыдан.
Наиболее типичными местообитаниями краснозобой казарки являются обрывистые берега рек и озёр. Чаще всего казарки гнездятся небольшими колониями по три-пять гнёзд рядом с гнёздами хищных птиц. В районах, где казарка редка, птицы часто гнездятся одиночными парами, а местами могут формироваться колонии и больше десяти гнёзд. Важным условием является наличие вблизи места гнездования благоприятных кормовых участков. Казарки, как и все гуси, являются травоядными, но из-за своих небольших размеров и чрезвычайно короткого клюва они особенно требовательны к характеру кормовых растений. Краснозобые казарки предпочитают молодые побеги некоторых видов злаков и бобовых, однако в тундре биотопы, богатые такими кормами, распространены не так широко. Относительная редкость качественных кормовых биотопов, в сочетании с необходимостью наличия птицы-покровителя, в значительной степени определяет дисперсный (рассеянный) характер гнездования краснозобых казарок и их немногочисленность.
Как и все гуси, краснозобые казарки моногамны, пары образуются на зимовке и сохраняются на всю жизнь. Гнездиться птицы начинают, как правило, в возрасте трёх лет. В гнезде, расположенном чаще всего между кочек, куртин травы или кустарничков, -- от 3 до 9 яиц, но чаще всего 5-8 яиц. Насиживает самка около 24-26 дней. Самец всё время находится рядом или ходит вдоль кромки воды, патрулируя территорию и предупреждая самку об опасности. Самка на гнезде сидит очень плотно и часто не улетает даже при приближении человека. Иногда до сидящей на гнезде самки можно дотронуться рукой.
Сидящая на гнезде краснозобая казарка часто подпускает человека совсем близко и улетает только в самый последний момент
Пуховые птенцы краснозобых казарок – самые тёмные из всех наших гусей. Сразу после вылупления, когда пух ещё не обсох, птенцы кажутся почти чёрными, постепенно приобретая буро-оливковый оттенок. В вождении выводков участвуют оба родителя. Выводки, как правило, держатся на реках и остаются рядом с местом гнездования практически до подъёма на крыло. От опасности гусята укрываются на воде. Зачастую выводки объединяются в группы, что в целом очень характерно для большинства гусей. Родители, как и у всех других видов гусей, линяют при выводках, теряя способность к полёту примерно на месяц. Как правило, молодые и неразмножавшиеся птицы линяют в тех же местах, что и гнездящиеся особи. Интересно, что краснозобые казарки очень чувствительны к условиям конкретного года. В неблагоприятные сезоны в размножении может участвовать всего 4-5% популяции.
Птенцы краснозобой казарки в гнезде
Как и все арктические гуси, краснозобая казарка – мигрирующий вид. В начале сентября с мест гнездования в тундрах Ямала, Гыдана и Таймыра краснозобые казарки летят на юг поймой реки Оби. Крупнейшие осенние миграционные остановки краснозобых казарок в России находятся в Двуобье, где Обь, разделяясь на два рукава, образует обширную пойму – место концентрации множества видов водоплавающих и околоводных птиц. Далее пролётный путь казарок лежит через Северный Казахстан, где на озёрах Кустанайской области во время миграционных остановок концентрируются тысячи птиц. После остановки в Казахстане казарки летят на запад, пересекают Каспийскую низменность, далее летят вдоль Кумо-Манычской впадины и озера Маныч-Гудило, где в некоторые годы часть птиц остаётся на зимовку. Большая же часть казарок летит дальше на запад, вдоль северного побережья Чёрного моря к местам основных зимовок в Болгарии и Румынии. Если говорить о зимовках, то в этом отношении краснозобая казарка – вид уникальный. До середины XX века основные места зимовок краснозобых казарок находились в южном Прикаспии (в Кызыл-Агачском заповеднике в Азербайджане и заливе Гасан-Кули в Туркмении), в меньшей степени – в низовьях Тигра и Евфрата. Однако с начала 1960-х годов численность на зимовках в Закавказье стала снижаться, а в 1968/1969 гг. вся популяция казарок практически единовременно сменила место зимовки на низовья Дуная. Точная причина столь резкой смены места зимовки до сих пор неизвестна. Но и сейчас казарки продолжают удивлять орнитологов, иногда внезапно исчезая со своей излюбленной зимовки на озере Дуранкулак в Болгарии. Скорее всего, покидая Болгарию, птицы перелетают в соседние страны – Румынию и Грецию, где также расположены зимовки вида.
В небольшом числе краснозобых казарок в период миграций наблюдают в горах Южной Сибири, на Алтае, под Красноярском и в Предбайкалье. Есть немногочисленные данные о встречах зимующих казарок в Индии и Китае. Возможно, существует небольшая «восточная» популяция со своим пролётным путём и своими зимовками.
Многие учёные полагают, что в прошлом ареал краснозобой казарки был гораздо шире, а зимовки существовали и в Северной Африке. На египетских фресках («Медумские гуси») времён Нового Царства (около 3,5 тысяч лет до н.э.) изображена птица, несомненно, очень похожая на краснозобую казарку. Однако есть и заметные отличия в окраске птиц из дельты Нила от современных краснозобых казарок, что заставляет учёных задуматься, была ли это современная казарка, не совсем достоверно изображенная художником, или в те времена существовал какой-то другой подвид казарки, не доживший до настоящего времени.
Фреска «Медумские гуси». Фрагмент. На фреске (слева направо) – серый гусь, белолобые гуси и, вероятно, краснозобые казарки
Краснозобая казарка – один из самых малочисленных видов гусей. Она занесена в Красную книгу РФ (3 категория – редкий вид), а также Красные книги практически всех регионов, где вид гнездится или через которые мигрирует. Также вид внесён в Красный список Международного союза охраны природы (2019) – категория VU (уязвимый вид), в Приложение II к Конвенции СИТЕС (Конвенции о международной торговле видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения), Приложение I и II Боннской конвенции по охране мигрирующих видов, Приложение II Бернской конвенции, Приложение I Директивы диких птиц Евросоюза и Приложение II AEWA как вид, подлежащий особой охране.
Численность популяции краснозобой казарки, вероятно, никогда не была высокой, что можно объяснить узкоареальностью вида и специфическими требованиями к среде в период размножения (гнездование небольшими колониями рядом с гнёздами хищных птиц в непосредственной близости от кормовых участков). Однако с начала 1960-х гг. численность и так немногочисленного вида начала сокращаться. Большинство специалистов связывают падение численности краснозобых казарок во второй половине XX века с активным хозяйственным освоением севера и, соответственно, усилением фактора беспокойства в местах гнездования и линьки. В настоящее время учёные сходятся во мнении, что популяция краснозобой казарки имеет тенденцию к росту, однако единого мнения о численности вида нет. По одним данным, численность варьируется в пределах 50-100 тысяч особей, по другим – достигает 130-150 тысяч птиц. Так или иначе, краснозобая казарка остаётся немногочисленным видом. Браконьерство на местах пролёта и беспокойство в районах размножения продолжают оказывать на птиц негативное влияние, и этот редкий и уязвимый вид по-прежнему нуждается в охране.
Автор: Ольга Покровская, Рабочая группа по гусеобразным Северной Евразии.