Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Как айсберги попадают в океан? Почему ледники теряют свою массу? Зачем изучать древние айсберги? Об этом рассказывает кандидат географических наук Андрей Глазовский.
Самые безопасные, но самые живописные отколы айсбергов происходят, когда ледник просто лопается, раскалывается на огромные плиты, обрушивающиеся в воду с огромными брызгами. Обычно у таких ледников стоят туристические суда, и туристы любуются этими сценами и снимают их. А крупные медленные расколы приводят к очень существенным плавучим плитам. Они, естественно, могут быть опасными, особенно учитывая, что люди сейчас все больше осваивают шельфы для газа и нефти. Пускай плиты идут медленно, но на людей неотвратимо наваливается такая огромная туша.
Если вы посмотрите на изображения, получающиеся с эхолота, который снимает трехмерную картинку на арктическом шельфе, то увидите, что все шельфы изборождены, исцарапаны. По ним идут огромные, шириной в десятки метров борозды, тянущиеся километры, с волами, которые их обрамляют. Это следы волочения айсбергов по дну моря, причем и от современных, и, что довольно важно для исторической науки, от древних айсбергов. 18 тысяч лет назад проплыл большой айсберг и процарапал борозду. Накопление на дне маленькое, поэтому все борозды хорошо видны. И по этим бороздам можно оценивать, какие айсберги были в далеком прошлом.
Айсберги — и древние, и новые — для ученых и для практиков полезно изучать с двух сторон. Для ученых важно знать размеры древних айсбергов. Раньше как узнавали историю моря: кидали трубки какие-то, доставали осадки и по слоям считали какие-то события. А если там дно перепахано, то счастье, если вы не попадете в такую перепаханную часть. Надо ведь иметь в виду, что можно получить совершенно не то. А те, кто занимается добычей углеводородов, по этим бороздам могут оценивать статистику — какие были айсберги. Обычно период наблюдения довольно короткий, а здесь следы, это все-таки отпечаток длительной истории, того, как там двигались объекты.