Научные миссии зачастую дают любопытные «побочные» эффекты и помогают ученым в тех областях, к которым изначально не имели отношения. Так получилось и с миссией NASA MAVEN. Этот аппарат работает на орбите Марса и изучает атмосферу Красной планеты, в частности, верхние ее слои. В ионосфере Марса MAVEN смог обнаружить слои плазмы и «трещины» - провалы в концентрации заряженных частиц. Это явление широко распространено в ионосфере Земли и вызывает непредсказуемые нарушения радиосвязи, радиопомехи. Однако в земных условиях исследовать эту область очень непросто, поэтому до конца механизм возникновения уплотнений и трещин в ионосфере не изучен. Марс, как выяснилось, удобнее для исследования структуры, которая схожа для обеих планет.
Периодически в земной ионосфере образуются сгустки плазмы, которые действуют для радиоволн как гигантские зеркала, нарушая их обычное распространение. Они могут вносить помехи в течение нескольких часов, а их распространение непредсказуемо. На Земле они формируются на высоте около 100 км, где для исследователей находится «слепая зона». Дело в том, что для исследовательских самолетов эта высота слишком велика, а для спутников – слишком мала. Изучают этот район лишь с помощью зондирующих ракет и на расстоянии, что накладывает большие ограничения и сужает возможности ученых.
На Марсе же орбитальные аппараты могут находиться на гораздо более низких орбитах, непосредственно касаясь этих самых уплотнений. MAVEN как раз имеет несколько научных приборов, которые исследуют плазму. Именно один из этих приборов неожиданно для исследователей обнаружил уплотнения плазмы, которые характерны для земной ионосферы. Изучение уплотнений на Марсе может помочь исследовать их и на Земле. К тому же до этого открытия MAVEN ученые не знали про существование обратного уплотнениям явления – трещин. Это области разреженной плазмы в ионосфере, что ранее на Земле не обнаруживалось. Теперь же есть основания полагать, что они существуют и в земной ионосфере, если в других аспектах она схожа с марсианской. Также исследование показало, что на Марсе эти образования более долговечны и устойчивы, чем на Земле, что тоже расширяет возможности для их изучения.