Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-02-10 18:00

Александр Кананян: «Репутация — единственное, что у меня есть»

С 21 января по 4 февраля общественность Армении и диаспоры следила за событиями в Карвачаре, связанными с голодовкой Александра Кананяна. Активист голодал в знак протеста в связи с надвигающейся экологической катастрофой в этом районе Арцаха.

Проблемы вызваны работой уже существующих и строительством многочисленных новых малых гидроэлектростанций, которые уничтожают местные реки, нарушая экосистему региона. Осушения рек делают непригодными для жизни стратегически важные части Арцаха и Армении в целом. Непростые переговоры с властями Республики Арцах, державшие всех сочувствующих в напряжении в связи с ухудшением состояния голодающего активиста, окончились победой Кананяна. Его условие о создании комиссии по изучению воздействия малых ГЭС на окружающую среду с участием независимых компетентных специалистов было выполнено.

«Первый этап борьбы за остановку строительства малых ГЭС, нарушающих развитие района и создающих катастрофическую экологическую ситуацию, завершен. Создана комиссия для проверки существующих МГЭС на соответствие законодательству и экологическим нормам. Я подтверждаю, что все требования, выдвинутые жителями Карвачара, сформулированные мной и вытекающие из императива национальной безопасности Армении, находятся в силе и изменениям не подлежат. В Карвачаре не будет построено новых МГЭС, а строящиеся будут демонтированы. От этого требования отступления не будет. Действующие станции будут подвергнуты строгому контролю согласно законодательным требованиям. Отныне энергетическая система Арцаха должна развиваться на основе ответственной и комплексной стратегии, которая исключает превращение горных долин в сырьевой придаток и будет способствовать экономическому и устойчивому развитию районов. Я выражаю глубокую благодарность всем моим соотечественникам, которые поддерживали и присоединились к нам на этом первом этапе борьбы», — написал Александр на своей странице в Facebook, оповещая о результатах переговоров и прекращении голодовки на 15-й день.

Активист-одиночка

Пройден первый этап борьбы, объявленной отлаженной машине, за которой стоят власти и финансовые интересы местных олигархов. Но кто он, этот человек, житель городка Карвачар, бросивший вызов системе? 

Кананян — уникальная личность, интеллектуал, беззаветный патриот и армянин с большой буквы. Репатриант, сознательно выбравший жизнь именно в одном из освобожденных районов, в неблагополучном городе. Карвачар скорее похож на село, где на каждом шагу видны следы былой войны. Александр Кананян поселился в этом городке, пренебрегая заманчивыми предложениями и вожделенными для большинства возможностями удачно обосноваться в Европе или в Ереване.

За сутки до развязки этой истории, в тот момент ещё не зная, к чему это может привести, мы приехали в Карвачар, будучи обеспокоенными состоянием здоровья Александра. Беседовали со многими людьми, поддерживающими и навещающими его. Один из них, житель близлежащего села Нор-Геташен, сказал: «Такие рождаются один на миллион. Да что там на миллион — ещё реже! Нам повезло, что он живёт здесь, рядом с нами. Золотая голова и сердце тоже. Его нужно ценить, слушать, учиться у него!».

Да, этот человек — исключительный пример не только принципиальной гражданской позиции, но и осознанной репатриации, служения своему народу. 

Что мы знаем об Александре Кананяне?

Александр родился и рос в Тбилиси, в интеллигентной русскоязычной семье. Армянского языка не знал — ни слова, да и связи с исторической родиной не имел. Но к его 15-ти годам всё изменилось. Сумгаитская резня, Спитакское землетрясение, развивающееся Карабахское движение (позже Кананян писал, что своему возвращению он обязан именно Арцахскому освободительному движению), поднимающий голову грузинский национализм, осязаемый развал Союза — всё это повлияло на юношу, вернув его к своим корням.

«Я впервые осознал себя армянином не в смысле факта этнического происхождения предков, а через причастность к судьбе конкретной национальной общности, которая в горниле назревающей войны взяла путь на восстановление государственной независимости. К концу 1988 года я уже был „сознательным“ армянином, ежедневно интересовавшимся и издали болевшим за судьбу родины. [В 2010 году журнал «Анив» опубликовал с ним большое интервью под названием «Обретение Армении», в котором Александр описывает свой путь к истокам. — Прим.ред.]  В ответ на разговоры своих родственников о необходимости срочно переезжать за границу или хотя бы в Москву я впервые задумался о переезде в Армению. Виртуальное решение о моем возвращении в Армению было принято именно тогда — в декабре 1988 года. Но главным и основополагающим шагом к нему стало именно изучение языка, без знания которого возвращение потеряло бы всякий смысл».

Он стал самостоятельно учить армянский язык, вручную переписывая десятки книг. Он обзавелся всевозможными словарями и пособиями, занимался сутками напролет. Спустя полгода он открыл для себя, что есть восточноармянский, западноармянский и грабар (древнеармянский язык), и начал учить все три. Навыков устной речи поначалу у него не было, но письменный и грамматика были освоены безупречно.

Столь интенсивное самообразование вызывало у близких некоторое недоумение. Однако в декабре 1991 года он, считая Армянскую апостольскую церковь хранительницей духовно-культурных ценностей, на «отлично» сдал экзамен по армянскому языку и литературе в Духовной академии Святого Эчмиаздина.

«Главной причиной моего поступления в Духовную академию было желание стать частью армянского национального института, важнейшего и древнейшего из всех существующих. Я оказался в Армении за несколько дней до провозглашения её независимости и вернул себе утраченное предками двумя веками ранее знание родного армянского языка».

Спустя три года, проведенных в Эчмиадзине, Александр едет в Рим для продолжения учёбы в одном из университетов Ватикана в рамках специальной программы конгрегации Восточных Церквей. С уже освоенной латынью итальянский дался ему без труда. Там же были изучены грамматики почти всех языков древнего мира. (Ныне, в силу скромности, Александр не уточняет количество освоенных им языков, в том числе и мёртвых, но известно, что их число значительно превышает цифру 10.) За четыре года, как одному из лучших студентов, университет предоставил ему возможность объехать всю Италию, другие европейские страны, побывать в Ливане. А потом появилась и работа переводчика с весьма достойной оплатой.

«Очень скоро я осознал простейшую истину — человек может оказаться слабее, чем ему кажется. Перспективы успеха в благополучной и прекрасной стране, где обретённое за годы университетской учебы безупречное знание языка и широкий круг знакомств позволяли мне рассчитывать на успех и стабильность, могли в один из дней надломить мою волю и не позволить мне осуществить то, к чему я стремился и ради чего жил все последние годы — вернуться на родину. Материальное благосостояние и отсутствие прямых обязанностей перед своей страной, где война могла буквально вспыхнуть в любой из дней, способны были сыграть плохую службу. И я вновь принял жёсткое решение — вернуться немедленно. Был конец весны 1998 года. Арцах ждал меня».

На рубеже веков Александр окончил учебу на кафедре политологии ЕГУ и получил степень магистра. Он работал в итальянской дипмиссии в Ереване, но от предложения работать в посольстве Италии в Армении отказался и уехал жить в «богохранимую страну Цар» [одно из названий района Карвачар. — Прим.ред.], которая «была возвращена армянам, на сей раз — доколе стоит мир».

«С того самого дня, как я впервые оказался в Карвачаре, я был поражен несказанной красотой этого края. Карвачар— венец нерукотворного величия Нагорья. Синтез совершенной гармонии глубоких мрачных ущелий и прозрачных горных рек, бьющихся об их гранитные утесы; лесов, которые поднимаются ярким зеленым покровом к заснеженным горным вершинам, и залитых солнечным светом альпийских лугов. Карвачар — это место, где грозы и жжение солнечного дня могут сменять друг друга по нескольку раз в день. Здесь вездесущая влажность окутывает вечной дымкой вершины горных утесов и отрезвляющим холодом проникает в тела людей, преступивших границу края. …Я обошел пешком почти весь Карвачар, желая познать край не от перекрестка к перекрестку его немногих дорог, а от вершины к вершине, и рад, что мне это удалось почти в полной мере», — писал Александр в 2010 году, называя Карвачар «правильным» и священным по чистоте и исключительной гармонии природного и метафизического факторов местом.

При такой чистой и искренней любви к этому месту, он не мог не откликнуться на огромные проблемы, с которыми пришлось столкнуться Карвачару. Не раз он говорил, писал, обращался в структуры, бил в колокола, но безрезультатно — число малых ГЭС продолжало расти. Реки «упаковывались» в трубы, рыба исчезала, сельские жители лишались воды. Река Лев почти обмелела, а в Кашатагском районе обмелели реки Ахавно и Акари. 160 километров арцахских рек уже протекает по трубам, и подобная судьба ожидала и реку Трту (Тартар). Всё это вынудило его пойти на крайнюю меру — протестную голодовку, на 14-й день которой и состоялась наша беседа. Общался он сорванным от бесконечного общения с посетителями, журналистами и официальными лицами голосом. Одного взгляда на Александра было достаточно, чтобы понять, что он — невероятно сильный, спокойный, уверенный, при этом мягкий и в высшей степени интеллигентный человек. И он обстоятельно рассказал нам о текущем положении дел.

Александр делился воспоминаниями детства, рассказал, как его мальчишкой ещё тянуло к природе, и именно к горам. Когда его привозили к морю, он разворачивался и смотрел на горы. И «свои» горы он обрел в арцахском Карвачаре, в верховьях реки Трту. Здесь он живет уже 19 лет. Пишет, работает над научными и публицистическими статьями, некоторое время факультативно безвозмездно преподавал местным подросткам арменоведение, историю армянского языка, смежные дисциплины. Преподавал он и классический армянский язык — грабар, по которому он является одним из ведущих специалистов и считает его священным языком армянского мира и стержнем созидательной целостности армянской цивилизации.  

«Я приехал сюда ещё и по соображениям своей национальной ответственности. Как человек, который учился в разных местах, пока шла война, я хотел заслужить право говорить на общенациональные темы, реализовывать собственные идеи, относящиеся к строительству армянской государственности, к нашим национальным проблемам. Я считал своим долгом стать ещё одной частичкой возвращающегося на освобожденную родину армянского населения. Более того, я надеялся и уверен, что ещё успею принести на эту землю знания, которые я получил. Это относится к арменоведению и классическому армянскому языку. Я попытался воплотить в жизнь действия, побуждённые чувством долга, как человек который не воевал. В любом случае, после любой войны, когда мы освобождаем то, что нам принадлежит, мы обязаны эту землю заселять. И таким образом я совместил национальную ответственность и мечту детства — жить на природе, а не в тисках асфальта». 

Конечно, не мог не прозвучать вопрос: каково жить в городе, где повсюду столь свежи следы войны. Не угнетает ли Александра это? 

«Сейчас зима, природа впала в „летаргический сон“, а весной, летом и осенью, когда деревья зеленые, пышные, сила и красота природы заглушает разруху и город меняет образ. Разрушенные дома никогда не вызывали у меня апатии или каких-то отрицательных чувств. Понятно, что война — это жестокое дело, несущее смерть и разрушения, но всегда там, где есть смерть, есть и возрождение. Из этих развалин в теплое время года, веселясь и играя, выбегают дети, и, видя это, понимаешь, что развалины тоже могут олицетворять зарождение новой жизни».

О жизни и проблемах Карвачара, о причинах, побудивших Александра пойти на крайнюю меру — голодовку — он подробно рассказывал, несмотря на ослабленное физическое состояние.

«Приехав в Карвачар, я рассчитывал, что смогу создать небольшой научно-образовательный центр и заниматься как собственными научными изысканиями, так и преподаванием классических армянских дисциплин местным детям. Но, к сожалению, с самого начала возникла цепочка искусственных препятствий, которые мне приходилось преодолевать. Всё это сильно влияло на возможность реализовывать здесь свои намерения. Практически всё время я был в оппозиции по отношению к местной власти, и это исключало возможность работать в школе.

До 2007 года заселение Карвачара в небольших объемах проводилось, а после процесс преступным образом остановился. Район превратили попросту в ресурсный придаток. Наш город был привлекательным местом, особенно для военнослужащих-контрактников. Многие, зная преимущества района в плане природных условий и возможностей для сельского хозяйства, мечтали здесь поселиться. Но жилищного строительства не было и заселение было саботировано и намеренно прекращено. В итоге, сейчас здесь живет столько же людей, сколько жило в 2006 году — около 750 человек. 

Последние четыре года я постоянно со всех площадок говорил о проблеме, но ситуация постоянно ухудшалась. Криминальная олигархия, находящаяся у власти, весь Арцах, всю Армению, и тем более малонаселенные Карвачар и Кашатаг рассматривала как некий сырьевой придаток. У меня перед глазами были чудовищные последствия того, что произошло в Кашатаге. Там вообще катастрофическая ситуация: из трех основных рек севера Кашатага двух уже не существуют — они в трубе. Они загоняли в трубу даже источники питьевой воды. Люди лишались садов, коровы не могли перешагивать через эти трубы и идти на пастбище, пчелы стали производить мед в 5 раз меньше, чем обычно. Эти ГЭС делали всё возможное, чтобы никакого развития там не было. Криминальная олигархия ведет дегенеративную политику — они вообще не имеют понятия ни о сельском хозяйстве, ни о заселении.

Достаточно сделать простейшую вещь — открыть программу, которая показывает географию всей планеты — GoogleEarth, где картинка Армении и Арцаха обновлена по состоянию на октябрь 2019 года. Там, куда бы вы не опустили „глаз“ спутника — на любую ГЭС, кругом ни капли воды. Лучшего доказательства, чем спутниковая съемка всех ГЭС в Арцахе, нет. Даже если они откроют шлюзы и пустят всю реку в русло, они этим ничего не докажут. Спутники зафиксировали реальную ситуацию. В Карвачарском районе один из главных притоков Трту — река Лев — на всем своём протяжении загнана в трубу. Как и все боковые притоки. Происходит полное обезвоживание территории на сотни квадратных километров. 

Когда я понял, что, кроме недовольства населения, никакой реакции нет, я пошел в Министерство охраны природы и заявил, что более не допущу строительства ни одной новой ГЭС в районе. Имеются в виду именно мини-ГЭС, ведь если строить каскады и плотины, то польза от этого тройная. Мы не против развития энергетики, но она должна развиваться так, чтобы служить комплексному развитию района. Мы не можем иссушать реки, лишать районы сельскохозяйственных, туристических, здравоохранительных перспектив — таких, как в Дилижане, Джермуке. Тем, кто это делает, наплевать на комплексное развитие района, им здесь не нужны десятки состоявшихся населенных пунктов, общин, развитое многопрофильное хозяйство. 

В декабре я узнал, что в Карвачаре строят сразу пять ГЭС: три вокруг Цара и две — выше Джермаджура. И если вы посмотрите их план, весь Тартар, весь Дутху, весь Лев вплоть до Сарсанга должны попасть в трубу. То есть они хотят согнать воду в трубу, получать бешеную прибыль, а вода под напором с большой скоростью будет попадать в Азербайджан. До Сарсанга всё будет высушено.

Когда я испробовал все действия, у меня не осталось никакого иного метода, как задействовать свою репутацию, своё имя — единственное, что у меня есть. Это необходимый шаг, чтобы наконец и в Ереване, и в Степанакерте, и в других местах поняли, что так дальше быть не может. Я доволен произведенным эффектом, хоть и были всякие инсинуации и ложь — якобы Кананян против развития гидроэнергетики Арцаха. Да, задеты бизнес-интересы преступных людей, причем не только из Арцаха, но и извне. Именно поэтому все должны понять, что не существует отдельной энергосистемы Арцаха, поэтому бессмысленно и преступно говорить о ее самодостаточности. Арцах во всём, в том числе и в сфере энергетики, является неделимой частью Армении. Говорить об энергетике Арцаха смешно, мы говорим об энергетике Республики Армения.

Как уже было сказано, я совсем не против строительства ГЭС плотинами и каскадами малых плотин в узких ущельях. Но на это надо было тратить в несколько раз больше денег. Они хотят минимальными затратами получить максимальную выгоду, тем более что минимальные затраты шли даже не из их кармана, а в основном из госбюджета через разные фонды. Далее. Выдвинуто требование, что более в Карвачарском районе никаких мини-ГЭС строиться не должно. В дополнение к требованию — те ГЭС, которые сейчас строятся, должны быть демонтированы и не могут быть построены и сданы в эксплуатацию. Это не прихоть одного человека и не прихоть населения Карвачара, это — императив национальной безопасности Армении. Без Кашатага и Карвачара у Арцаха будущего нет — это понятно. Что без Арцаха нет будущего у Армении — это также понятно. Эти районы имеют огромные возможности, и если хоть как-то начать их развивать и заселять по-настоящему, а не фиктивно, и тем более не препятствовать заселению, эти районы могут в ближайшем будущем кормить всю Армению и весь регион. Всё это — будущее десятков тысяч людей, десятков и сотен деревень и малых городов — огромные перспективы. И всё это попирается ради того, чтобы какие-то олигархи наживались, и это называется «развиваем энергетику Арцаха». То, что они вытворяют здесь с природой и приостановленным процессом заселения, более чем на двадцать лет откинуло развитие Арцаха и всей Армении назад. И это непростительно. 

Нынешние требования не включают в себя остановку всех, функционирующих по состоянию на 1 декабря 2019 года, ГЭС. Они должны продолжать работать ещё какое-то время, полностью и строжайшим образом подчиняясь всем нормам. Если окажется, что они не могут соответствовать нормам, то их придется демонтировать в самое ближайшее будущее. Либо они должны быть приведены в строжайшее соответствие с существующим законодательством. Но никаких новых мини-ГЭС. Насчёт же старых — пусть решит комиссия, в которую мы вложили механизмы эффективного контроля и за работой которой будем надзирать. 

Я не ожидал такой поддержки общественности — думал, что это будет 2–3 десятка человек. То, что уже на второй день поднялась половина района, и то, что самостоятельное решение включиться в борьбу приняли даже карвачарские школьники, для меня стало неожиданностью. Как и поступок степанакертца Мгера Погосяна, который тоже объявил голодовку. Теперь я чувствую ещё больше ответственности за то, что начал, потому что показал народу, что он в состоянии бороться за свои права и решать судьбу своего района. Жители близлежащих деревень понимают, что если это не контролировать, то катастрофа дойдет и до них.

Если в какой-то момент, проигнорировав постановление комиссии, власть и олигархи потеряют адекватность и продолжат делать то, что они делали, то ответ будет намного более жёстким — им придётся идти на более крупные уступки и они ухудшат свои собственные позиции. Надеюсь, нынешний урок всеми усвоен. Императив национальной безопасности будет реализован в любом случае. Я рассчитываю, что пример карвачарцев повлияет и на кашатагцев — они сумеют встать против уничтожения среды их обитания и начнут защиту остатков водных ресурсов Кашатага. Думаю, эта ситуация научит весь армянский народ в целом защищать свои права. И это не пафос. Надеюсь, что в ближайшем будущем все районы Арцаха самоорганизуются так, что никакое преступное хищническое отношение к общенациональному достоянию не будет допущено.

С 15-ти лет я понял, что, как у армянина, у меня есть обязанности перед своим народом. Никаких других вариантов жизни, кроме как репатриация на свою историческую родину, я не рассматривал. Арцах был той искрой, тем реальным поводом, который заставил меня осознать ответственность за судьбу моего народа. Это самая священная крупица Армении, и я никогда отсюда не уеду».

И снова приводим выдержку из интервью Кананяна журналу «Анив»: «Возвращение на Родину, возвращение на освобожденные земли, есть не заслуга армянина, а его долг.

В каждом из нас заложена великая созидательная потенция. Надо лишь найти механизм, научиться проецировать её на достижение общей цели пробуждения, возрождения и раскрытия цивилизационнообразующей функции Армянского мира.

Чтобы быть живой частицей армянской истории, можно достойно жить и трудиться в Ереване или, скажем, в Ванадзоре, участвовать в борьбе за построение армянской государственности, выполняя свой человеческий и гражданский долг. Но освобожденные территории Арцаха являются совершенно особыми просторами в прямом и переносном значении этого слова, которые наделяют почти всех живущих там неповторимым по политической, исторической и метафизической значимости статусом, позволяют считать их первопроходцами возрождения Армении и творцами армянской истории».

О роли личности в истории сказано немало, и Александр Кананян — пример, пусть, не планетарного масштаба, но ярчайший, наглядный и крайне важный для армянского мира. Один человек, при условии безграничной любви к своему народу и своей земле, способен нести созидание, бороться с разрушительным антинациональным подходом по отношению к Родине, вдохновлять и вести за собой других.

Редакция Армянского музея Москвы будет внимательно следить за развитием ситуации и желает Александру крепкого здоровья, осуществления его благих планов и дальнейших побед. И непременно — осуществления мечты о создании научно-образовательного арменоведческого центра!

Евгения Филатова,


Источник: www.armmuseum.ru