Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-01-25 13:00

Ядерная катастрофа в Москве: радиоактивная пыль вместо дороги

Бесхозная свалка радиоактивных отходов рядом с «Московским заводом полиметаллов» в районе Москворечье-Сабурово находится всего в 200 метрах от жилых домов. Она существует десятки лет, и в 2020 из-за действий Сергея Собянина это может обернуться реальной катастрофой. Мэрия разрешила компании Ротенберга «Мостотрест» построить участок Юго-Восточной хорды прямо через тело могильника, наплевав на угрозу заражения миллионов москвичей.

Ядерный могильник в центре спального района

Завод полиметаллов располагается всего в 15 километрах от Кремля, на Каширском шоссе, около южной границы парка Коломенское. Начиная с 1930 годов здесь работали с редкими и опасными металлами, такими как торий и уран. Нормы радиационной безопасности появились не сразу, поэтому на протяжении десятилетий сотрудники завода просто складировали радиоактивные отходы и урановые хвосты рядом с забором предприятия.

В 90-е и нулевые годы территория предприятия была тщательно обследована. Было обнаружено более 400 очагов заражения, большая часть из них была дезактивирована: здания завода и почвы на глубину до одного метра считаются безопасными. Однако с прилегающей территорией всё оказалось не так просто.

Вокруг завода находится более 60?000 тонн радиоактивного грунта. Сейчас он присыпан толстым слоем земли, чтобы по нему можно было безопасно ходить. Но даже присыпанный могильник «фонит».

Безопасный уровень радиации — это 30 микрорентген в час, а максимально допустимый — 50. Однако мы зафиксировали, что на поверхности ядерной свалки он составляет 100-150 мкР/ч. «Это примерно как сходить на флюоорграфию», — отмечает муниципальный депутат района Печатники Сергей Власов, который согласился показать нам эту территорию.

В тех местах, где на теле могильника образовались углубления, мы обнаружили намного более серьёзное превышение допустимого уровня излучения — 1100 мкР/ч или более чем в 120 раз. «Это уже больше, чем сходить на флюорографию. Здесь лучше долго не находиться», — останавливает нас Власов.

Но 1100 мкР/ч — это не предел. Сотрудники МЧС и ФГУП «РАДОН» в апреле 2019 года зафиксировали излучение в 6140 мкР/ч. «Это больше, чем напротив взорвавшегося четвёртого реактора Чернобыльской станции прямо сейчас. Это больше, чем в Припяти», — сообщил нам Андрей Ожаровский, эксперт программы Безопасность РАО (организация занимается гражданским контролем ядерных отходов). Именно Ожаровский в апреле 2019 года добился приезда специалистов и официальной фиксации уровня излучения.

Причём здесь Собянин?

Когда завод начинал свою работу, его территория находилась в глубине Московской области, а рядом было расположено всего несколько деревень. Но Москва быстро росла, и в 1960-е эта территория стала частью города. Постепенно вокруг завода выросли многоэтажные дома, и сейчас он находится в центре спального района, впритык к станциии МЦД «Москворечье».

То, что происходило с отходами завода полиметаллов, держалось в тайне от населения. Информация о том, что всего в 200 метрах от жилых домов расположен ядерный могильник, долгое время оставалась на уровне слухов. Но был человек, который должен был знать об этом наверняка. И это Сергей Собянин.

Завод полиметаллов входит в состав ОАО «Твэл» госкорпорации Росатом. В 2006 году Сергей Собянин возглавлял совет директоров этой компании. Однако ни он, ни компания не предпринимали никаких мер по ликвидации ядерной свалки. Позже, став московским мэром, Собянин также предпочёл не замечать радиоактивную территорию, не предпринимая никаких мер по обеспечению радиационной безопасности.

С момента основания завода территория вокруг него также была закреплена за предприятием. Но 2011-12 годах ОАО «ТВЭЛ» отказалось от этой земли. При этом город, который к тому времени уже успел возглавить бывший председатель совета директоров, не взял её к себе на баланс.

Удивительным образом ядерный могильник оказался ничьимничейным, и ни руководство Росатома, ни Сергей Собянин не проявили ни малейшего беспокойства по этому поводу. «Не исключено, что специально он сделан бесхозным», — предполагает Ожаровский.

Строительство хорды

Сам по себе бесхозный ядерный могильник в спальном районе — это огромная угроза жизни и здоровью людей, которые живут поблизости. Но Сергею Собянину этого показалось мало.

В 2018 году власти Москвы начали активную подготовку к строительству Юго-Восточной хорды прямо по заражённой территории. Эстакада пройдёт параллельно железной дороге ровно по тому месту, где мы зафиксировали превышения радиационного фона.

При строительстве непосредственно через могильник часть грунта выкопают, и в воздухе окажутся тысячи частиц радиоактивной пыли. И даже всего одна не видимая глазом радиоактивная песчинка, забившись в одежду или попав в лёгкие, будет облучать организм человека на протяжении десятков лет. И самые очевидные последствия этого — онкологические заболевания.

«Сразу ничего не произойдёт. Такой ситуации, как в сериале Чернобыль, чтобы кровь изо рта и смерть под лучом, — такого не будет. Проблема малых доз облучения в том, что они сказываются через несколько лет. И они сказываются статистически. Если там будет 100 рабочих работать, то из них, условно скажем, 10 получат проблемы со здоровьем…», — рассказывает нам о том, как могут развиваться события, Ожаровский.

При этом облучение радиоактивной пылью коснётся далеко не только рабочих и местных жителей. Сергей Власов сообщил нам, что, по оценкам экспертов, радиус распространения радиоактивной пыли может достигать ста километров. А это значит, что жизни миллионов жителей Москвы и области под угрозой.

Протесты, результаты «Умного голосования» и ответ мэрии

Местные активисты уже больше года активно протестуют против строительства хорды. А с 10 января даже ведут круглосуточное дежурство возле могильника, препятствуя возведению стройгородка. «В случае, если сюда приедет манипулятор, то мы просто встанем живым щитом встанем и не пустим сюда технику. Если будет какая-то чрезвычайная ситуация, то сюда подъедет минимум 30 человек. У нас есть контакты людей, которые могут в течение 10 минут подъехать», — сообщила нам одна из участниц дежурства.

Её слова — чистая правда. В начале января на заражённом участке неожиданно появилась будка охранника, строительные блоки и дизельный генератор. Но тогда активисты сумели остановить попытки начать стройку. Прибывшая по вызову полиция обнаружила, что у рабочих нет разрешения на строительство, и строители увезли оборудование.

Противостоять компании Ротенберга местными жителям помогают депутаты Московской городской думы, избранные с помощью «Умного голосования».

Они не только приезжают на помощь к активистам, направляют запросы и устраивают круглые столы, но и пробуют решить проблему на системном уровне. В ноябре депутаты предложили выделить 10 млрд рублей на дезактивацию ядерной свалки. Несмотря на то, что за предложение проголосовали все присутствующие в зале, оно не было принято. Единороссы вышли из зала, сорвав кворум. Однако небольшая сумма — всего 20 миллионов рублей — всё-таки была выделена на дополнительный мониторинг экологической обстановки во время строительства.

«Понятно, что мы не всегда можем добиваться программы максимум. Если бы не было бы этого мелкого отступления, то нам чуть-чуть сложнее было бы выстраивать стартовый этап этой работы. Даже это неплохо. Другое дело, что нужно было выделять полноценное финансирование, которое закладывается сразу на весь объём», — комментирует ситуацию Павел Тарасов, избранный в Мосгордумы от соседних районов и активно участвоваший в борьбе против хорды ещё до избрания.

Сегодня Сергей Собянин публично признал существование ядерного могильника рядом с заводом полиметаллов. Он подчеркнул, что из-за протестов власти Москвы обратили внимание на участок и готовы в будущем полностью ликвидировать эту свалку. Однако, по его словам, радиоактивное заражение территории, через которую будет проходить Юго-Восточная хорда — не проблема для строительства.

Несмотря на обещания в будущем ликвидировать свалку, Сергей Собянин не намерен останавливать строительство. Москва реально рискует превратиться в зону ядерного заражения из-за того, что мэр решил помочь заработать компании Ротенберга.

Московский штаб Алексея Навального требует немедленно остановить строительство и провести работы по ликвидации ядерной свалки рядом с заводом полиметаллов, в том числе на том участке, где будет проходить хорда. Помогите нам привлечь внимание к этой ситуации — поделитесь этим текстом или видео у себя в социальных сетях.


Источник: shtab.navalny.com