Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Этим летом археологи провели раскопки стоянки древнего человека возле деревни Косицына. Исследователи обнаружили несколько тысяч предметов разных тысячелетий до нашей эры. О результатах работ рассказал начальник экспедиции, кандидат исторических наук Александр Мартынов.
— Александр Яковлевич, с чего начались раскопки? Как выбирали место?
— Эти работы — результат договорённости с директором Парка Еленой Флегонтовной. Два года назад на юбилее Соловецкого музея-заповедника она спросила, могу ли я организовать раскопки на Кенозере, чтобы пополнить коллекции для будущей экспозиции о первобытном прошлом территории. В 2018 году мы с женой приехали в Парк — определить, где будем копать. Остановились на стоянке «Косицына-2». Это место я нашёл ещё в 1982 году, и из всех найденных тогда стоянок она была наиболее интересной. Там был обнаружен развал сосуда — больше сотни фрагментов. Сразу было понятно, что этот памятник археологии заслуживает стационарных исследований.
— Как вы открыли эту и другие стоянки в Кенозерье?
— Тогда я попал в Кенозерье, можно сказать, случайно. Подготовка к созданию национального парка сопровождалась разноплановыми исследованиями. Данные о том, что на Кенозере жили древние люди, уже были, но их требовалось подтвердить и уточнить. Сделать это должен был Анатолий Александрович Куратов — мой учитель, но он поехать не смог и порекомендовал меня. Этой разведкой было открыто несколько первобытных стоянок, в том числе «Косицына-2». В 2017 году там побывал археолог из Кунсткамеры Дмитрий Герасимов. Он не только подтвердил результаты 1982 года, но и обнаружил несколько предметов, предварительно датированных им периодом мезолита. Появилось предположение, что возле Косицына древние люди жили в двух исторических периодах: в мезолите (6 000 — 5 000 лет до нашей эры) и позднем неолите (3 000 лет до нашей эры).
— Но этим летом вы выяснили, что люди там жили и в другие периоды?
— Да. Похоже, люди жили там как минимум в трёх периодах: мезолите, неолите и либо в «медном-каменном», либо в «бронзовом веке».
— Можно ли предположить, откуда древние люди пришли в Кенозерье?
— Пока об этом говорить слишком рано, нужно серьёзное изучение керамики и каменного инвентаря, поиски аналогов и так далее. Пока мы только на начальном этапе: составляем отчёт, классифицируем материал…
— Сколько предметов вы обнаружили?
— Из раскопа 100 квадратных метров мы извлекли более 8800 предметов, а всего в разное время на этой стоянке археологи зафиксировали около 10000 находок. Я заканчиваю обрабатывать коллекцию этого года. Беру в руки каждый предмет, грунтую, присваиваю номер, заношу в опись.
— Какой самый интересный предмет нашли?
— Это, безусловно, кремнёвая фигурка, хотя для интерпретации памятника важно всё, что мы нашли в культурном слое. В 1940-е годы профессор Сергей Замятнин называл аналогичный предмет из Усть-Яреньги фигуркой медведя. Один из современных исследователей фигурного кремня Екатерина Кашина интерпретирует эту фигурку как изображение «человека без рук». Важно одно: это предмет, свидетельствующий о существовании у обитателей поселения культа предков.
Кроме фигурки было много других интересных находок. Собрали серии наконечников стрел, скребков, проколок, ножей, топоров и их заготовок. Коллекция преимущественно обожжённых косточек животных и птиц насчитывает более 400 единиц, и её нужно исследовать в лабораторных условиях.
Очень интересна коллекция керамики — около 1200 фрагментов венчиков и стенок лепных сосудов. На некоторых обломках я встретил незнакомые элементы орнамента. Их даже описать непросто. Исследовать эту коллекцию придётся как минимум полгода.
— Что будет дальше с предметами и собранными в экспедиции данными?
— Предметы, чертежи и фотографии с раскопок будут переданы в Парк для оформления археологической экспозиции. Дирекция Парка готова оплатить радиоуглеродный анализ семи — восьми проб угля в Изотопном центре РГПУ имени Герцена в Санкт-Петербурге. По его результатам мы сможем узнать «возраст» угля. Возможно, получится выяснить дату первоначального заселения стоянки.
Всего на стоянке обнаружено пять кострищ, отобрано полтора десятка проб. Одно из кострищ было рядом с кремнёвой фигуркой, то есть после анализа, возможно, появится её «возраст». Это было бы очень важно, потому что на Архангельском Севере точно датированных кремнёвых фигурок пока нет.
— Вы говорили, что эта фигурка предположительно второго тысячелетия до нашей эры.
— Это стандартная датировка для кремнёвых фигурок, найденных на севере России. Интрига в том, что наша фигурка может быть более ранней, и в таком случае изменится представление о том, когда начали делать кремнёвые фигурки. Конечно, радиоуглеродный анализ не даёт на 100 % точный результат: в месте раскопок выросло не одно поколение деревьев, и корневая система сильно потревожила культурный слой. Он частично разрушен, и более древние предметы могут находиться выше, чем менее древние. В любом случае результаты обещают быть интересными.
Текст опубликован в газете «Кенозерье» №3-4 2019 года