Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Естественный лесной покров с сомкнутой кроной выполняет роль насоса, поддерживая устойчивый круговорот воды. Фото Pixabay
Глобальное изменение климата, которое началось во второй половине ХХ века и стало очевидным в начале века нынешнего, вызывает озабоченность все большего числа людей независимо от их общественного и финансового положения. Природные катастрофы, участившиеся в последнее время, наносят колоссальный экономический ущерб. Жизнь людей перестает быть комфортной даже в тех уголках планеты, которые всегда считались раем на Земле.
Биотическая регуляция жизни
Рассматривая происходящее как следствие антропогенного воздействия на окружающую среду, международное сообщество начиная с 70-х годов прошлого века (доклад римского клуба «Пределы роста»: Donella Meadows, Denis Meadows, Jorgen Randers, William Behrens III. The Limits to Growth – Second Edition, New York, 1989), предпринимает усилия для сниения масштабов разрушения природы и обеспечения устойчивого развития. Последнее крупное событие в этом направлении – подписание 176 странами Парижского соглашения о предотвращении глобального изменения климата. Главная цель этого документа – сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу для предупреждения повышения в результате парникового эффекта среднегодовой температуры на Земле к 2050 году на два градуса по сравнению с доиндустриальным периодом.
В то же время научное и экспертное сообщество понимает, что повышение содержания углекислого газа в атмосфере – это лишь один из многих факторов, влияющих на изменение климата. Не менее важный фактор климатических трансформаций – изменение водного баланса континентальных территорий из-за вырубки естественных лесов. Поскольку водяной пар и облачность – главные парниковые вещества, без выяснения механизмов, лежащих в основе устойчивости круговорота воды, понимание проблемы изменения климата невозможно.
Открытое российскими учеными явление биотической регуляции (Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни.М.: ВИНИТИ, 1995; Gorshkov V.G., Gorshkov V.V., Makarieva A.M. Biotic Regulation of the Environment: Key Issue of Global Change. Springer, London, 2000) как главного природного механизма сохранения пригодных для жизни человека климатических условий на Земле, отводит центральную роль ненарушенным экосистемам и лесам. Согласно этой концепции, именно сохранение естественных экосистем – в частности старовозрастных разнопородных малонарушенных лесов – главное условие борьбы с глобальным изменением климата и предотвращения природных катастроф.
Последние исследования показали, что нарастающий дефицит пресной воды в разных регионах мира связан не в последнюю очередь с обезлесиванием и деградацией лесов. Суша теряет воду с речным стоком, а обратный приток влаги с океана происходит в виде водяного пара через атмосферу. Протяженный естественный лесной покров с сомкнутой кроной за счет высокой скорости испарения и конденсации водяного пара, выполняет роль насоса, перекачивающего атмосферную влагу с океана на сушу и поддерживая тем самым устойчивый и интенсивный круговорот воды.
В частности, насос бореального лесного пояса России отвечает за полноводность великих сибирских рек и определяет водный режим в большей части Евразии (см. рис). Некоторые пояснения к этому графику.
В Евразии во время летнего сезона, когда лесной покров активно функционирует, влага относительно равномерно распределяется на расстоянии в несколько тысяч километров. Зимой, когда лес не активен, транспорта влаги нет. Уничтожение леса приводит к прекращению равномерной тяги влажного воздуха, опустыниванию в глубине континента, наводнениям в прибрежной зоне, ураганам и смерчам. (Мы с вами не первый год наблюдаем все эти природные катаклизмы на тихоокеанском побережье России.)
В Австралии влага с океана не проникает вглубь обезлесенного континента ни в сухой, ни во влажный сезон. Выжигание прибрежных лесов первыми людьми, заселившими около 50 тысяч лет назад зеленую в те времена Австралию, должно было «отрезать» лесной насос от источника влаги – океана.
Разрушение австралийского лесного насоса человеком и прекращение атмосферного транспорта влаги в глубь суши могут объяснить резкое и необратимое опустынивание Австралии, которое до сих пор остается климатической загадкой (Miller et al. 2016 Quaternary Science Reviews. DOI: 10.1016/j. quascirev. 2016.08.009).
Сведение лесов, по мнению исследователей, стало причиной засухи и гибели цивилизации в Перу (Beresford-Jones et al. Latin American Antiquity, 2009. DOIi: 10.1017/S1045663500002650).
На круглом столе «Климатозащитные леса и экологическая безопасность России», состоявшемся 9 октября 2019 года в Общественной палате РФ, было подчеркнуто, что сегодня естественные экосистемы исчезают быстрее, чем их успевают изучить исследователи. Между тем вопрос о том, как устроены не нарушенные человеком экосистемы, – это одновременно и главный ключ к пониманию проблемы выживания человека в ближайшем будущем, и вызов для современной науки.
На протяжении всей своей истории наука искала способы наиболее эффективной насильственной трансформации природы, а не изучения принципов устойчивости естественной окружающей среды. Ведь жизнь в этих экосистемах не прерывалась, а окружающая среда оставалась пригодной для жизни в течение сотен миллионов лет, несмотря на многочисленные катаклизмы.
Именно колоссальная устойчивость отличает первозданную природу от всех без исключения антропогенных биосистем и систем управления, придуманных человеком, включая и саму современную цивилизацию.
Пока не заглох бореальный насос
Естественные леса, сохранившиеся на больших площадях лишь в Бразилии, России и Канаде, в течение длительного времени рассматривались в климатическом контексте в основном лишь как поглотители углекислого газа и хранилища углерода. Более того, считалось, что увеличение отражательной способности планеты после сведения бореальных лесов может способствовать глобальному похолоданию, что означает эффективное уменьшение значимости бореальных лесов как поглотителей углерода.
Такой узкий и в значительной мере устаревший взгляд на леса ошибочен, а сведение бореальных лесов может лишь ускорить глобальную климатическую катастрофу. Сегодня распространяется новое расширенное понимание определяющей роли лесов в климатической системе Земли.
Так, большая группа ведущих мировых экспертов по лесу и климату, включая специалистов по лесному насосу, в одном из последних номеров журнала Science подчеркнула приоритетность рассмотрения роли лесов в круговороте воды (Sheil D. et al. Forest restoration: Transformative trees // Science, 366.316–317.2019. DOI: 10.1126/science. aay7309).
Необходимо широкое обсуждение теории биотической регуляции, которая по своей сути является законом жизни. Именно глобальное разрушение естественных экосистем в первую очередь определяет наблюдаемую потерю устойчивости регионального и глобального климата, а также наблюдаемые климатические катаклизмы. Принятие биотической регуляции как основного закона жизни откладывается лишь потому, что теория биотической регуляции междисциплинарна и оперирует данными из всех без исключения областей науки. Между тем современное научное сообщество, состоящее в основном из узких профессионалов, не может пока должным образом оценить всеобщность и важность этих данных.
Не существует ни данных, противоречащих теории биотической регуляции, ни альтернативного биотической регуляции непротиворечивого взгляда на жизнь и окружающую среду, который мог бы объяснить наблюдаемое непрерывное существование жизни в течение нескольких миллиардов лет.
Историческое развитие современной естественной науки, сформированной в постоянно деградирующей окружающей среде в силу природоборческой направленности развития самой нашей цивилизации, создает парадоксальную ситуацию: существование биотической регуляции приходится доказывать, хотя ее проявления наблюдаются повсюду подобно проявлениям закона сохранения энергии.
Климатический ключ спрятан в лесу
В нашей стране малонарушенные леса занимают более 2 млн кв. км (треть всех лесных территорий), это пятая часть всех мировых малонарушенных лесов. В соответствии с теорией биотической регуляции можно прогнозировать, что главные тяготы климатических катаклизмов понесут на себе в первую очередь именно те регионы, где будет происходить наиболее интенсивное уничтожение естественных экосистем. России необходимо использовать имеющийся приоритет в концептуальном понимании и научном осмыслении глобальной ситуации. Необходимы своевременные меры, поскольку, когда станет очевидно, что из-за утраты регуляторного механизма естественных экосистем в отдельных странах пострадает и мир в целом, исправлять ситуацию будет уже поздно.
Малонарушенные лесные территории необходимо всенепременно сохранять, так как они являются естественным механизмом поддержания устойчивости окружающей среды. Такие естественные разнопородные и разновозрастные леса, влияющие на сохранение устойчивого, пригодного для комфортного проживания человека климата, необходимо выделить в отдельную категорию на законодательном уровне, в Лесном кодексе, полностью исключив их из экономического контура извлечения какого-либо дохода. Климаторегулирующие леса необходимо лишь охранять и изучать.
На упомянутом выше заседании круглого стола в Общественной палате было высказано мнение о необходимости изменить саму концепцию Лесного кодекса с сугубо денежной – ускоренного освоения лесов любой ценой – на комплексную, экологически взвешенную. Леса должны восприниматься законодателем как базовая составляющая глобальной экосистемы, нарушение которой грозит серьезными изменениями климата и вынужденными многотриллионными инвестициями государства в ликвидацию последствий таких изменений.
России, с ее континентальной протяженностью, где существенное изменение климата может стать критическим, необходимо изменить государственную экологическую политику в сторону безусловного сохранения устойчивости естественных экосистем, сглаживания конфликта между техносферой и биосферой. Российская Федерация может и должна стать не только экологическим донором, но и лидером, гарантом климатической устойчивости в Евразии и мире.
Россия – научный лидер в области исследования устойчивости окружающей среды (родина концепций биотической регуляции и лесного насоса). Важно углубить сотрудничество с Китаем в области охраны природы, сохранения малонарушенных лесных территорий и предотвращения разрушения естественных экологических систем. Лесной бореальный насос не признает государственных границ и работает в интересах Китайской Народной Республики в той же степени, что и Российской Федерации. России необходимо также возглавить объединенные усилия всех стран, сохраняющих большие площади ненарушенных лесов, где наша страна является очевидным лидером.