Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Сопка Шум-гора расположена на южном берегу Луги в ее верхнем течении между деревнями Заполье и Подгорье Батецкого района Новгородской области и является центральным объектом Передольского погоста – древнего славянского поселения. Сооружение датируется VIII—X веками и является одним из самых больших средневековых захоронений Европы — сопка имеет беспрецедентные для сооружений погребального характера высоту (около 14 метров) и диаметр у основания (около 75 метров), что заметно превышает размеры даже «королевских курганов» Швеции и Норвегии.
Данный объект входит в состав крупного археологического комплекса, включающего в себя городище, селище и группу сопок. Из окружающих сопок эта насыпь выделяется размерами: высота составляет от 12 до 13,5 м (с учётом перепада отметок рельефа), диаметр — 70-75 м. Первый ярус имеет высоту 6,5 — 8 м, диаметр площадки первого яруса составляет ок. 50 м. Диаметр основания второго яруса — 34-35 м, высота ок. 5,5 м. Диаметр верхней площадки достигает 18 м.
Поверхность выложена кусками известкового плитняка, вбитого в грунт склонов в виде террас, и покрыта слоем дёрна толщиной 10—20 см. Верхняя площадка кургана плоская.
Впервые эта сопка и прилежащие к ней объекты были исследованы и описаны в 1880 г. русским археологом Михаилом Быстровым.
В дальнейшем исследования Передольского погоста производились в 1927, 1949 и 1959 годах, в ходе которых сопки погоста были описаны и паспортизированы.
В 1984 г. археолог Н.И. Платонова (ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, доктор исторических наук), открыла на территории погоста крупное селище, также там имеется древнее городище, исследование которого затруднено тем, что в настоящее время на его территории расположено действующее кладбище.
Говоря об исследователях Передольского погоста, невозможно не упомянуть братьев М.С. и С.С. Алексашиных – местных энтузиастов-краеведов, благодаря деятельности которых к Шум-горе было привлечено внимание научного сообщества.
Шум-гора до сих пор детально не исследована. Точнее, для ее исследования в 2002-2005 гг. привлекались только неразрушающие методы – георадарные и сейсмографические, никакие раскопки на горе не велись. Отказ от проведения раскопок обусловлен двумя причинами. Первая – необходимость сохранить такой значимый археологический памятник для потомков в существующем виде, а вторая лежит в области иррационального – местные жители считают сопку сакральным местом и опасаются, что вскрытие кургана может разбудить некие «силы», с которыми им придется «иметь дело» после отъезда ученых. Вспоминают историю со вскрытием могилы Тамерлана. Позицию местных жителей поддерживает (или поддерживала) и администрация Батецкого района.
Итак, что на сегодняшний день мы знаем о Шум-горе?
В настоящее время точно установлено, что это искусственное насыпное сооружение, причем неоднородное по своему составу. В основании сооружения положены многочисленные валуны, по периметру насыпи был прорыт ров, укрепленный валунами же, а в центре находится некая аномалия, природа которой в настоящее время не имеет однозначной трактовки. Выдвигается гипотеза, не имеющая пока достаточного подтверждения, что эта аномалия представляет собой осыпавшуюся погребальную камеру и проход к ней, закрытый большим валуном, как это характерно для погребений викингов. Если это так, то Шум-гора автоматически становится самым крупным курганом в Европе, курганом, подобные которому насыпались в совершенно экстраординарных случаях, для похорон самых высокопоставленных особ. Применительно к новгородской земле такой особой личностью в дохристианской Руси может быть только Рюрик. Однако в настоящее время говорить о наличии внутри Шум-горы именно погребальной камеры с уверенностью, к сожалению, невозможно.
Необычный облик этого сооружения издавна привлекал внимание местных жителей, создавших вокруг него определённый круг преданий и легенд. Название «Шум-гора», фиксируемое с конца XIX в., также имеет фольклорное происхождение. Первое подробное описание памятников Передольского погоста (1880 г.), в том числе городища и сопок, к числу которых была отнесена и Шум-гора, принадлежит М. Быстрову.
Последние полтора десятилетия вокруг «Большой сопки» нагнетался ажиотаж: практически в утвердительной форме в СМИ памятник стал фигурировать как «могила Рюрика». В создании сенсационной шумихи вокруг Передольского погоста ведущую роль играли дачники-краеведы М. С. и С. С. Алексашины. Активность Алексашиных по сбору подъёмного материала на Передольском погосте (в том числе средствами металлопоиска!), вкупе с развёрнутой ими в медиа-пространстве пропаганде собственных идей, в определённый период времени вывели их на легальный уровень отношений с представителями академической науки. В 2002 г. по инициативе Алексашиных и при участии петербургского археолога Г. С. Лебедева были организованы георадарные исследования Шум-горы. Эти работы сопровождались сообщениями в СМИ, вплоть до общероссийского уровня, о якобы обнаруженной в теле насыпи «полости, тоннеля или погребальной ниши», что однозначно подавалось организаторами работ как аргумент в пользу её экстраординарного погребального характера.
Неоднозначность результатов этих исследований и необходимость верификации данных георадарного обследования побудила в 2003 г. Н. И. Платонову, совместно со специалистами Всероссийского научно-исследовательского института разведочной геофизики («Рудгеофизика») и геологического факультета СПбГУ, провести сейсмографические исследования Шум-горы, целью которых являлась разработка методики исследования памятников археологии неразрушающими методами. Работы 2003 г. стали для указанного коллектива одним из этапов исследования Шум-горы геофизическими методами.
В 2005 г. сейсмические наблюдения были продолжены. При этом главное внимание было уделено тестированию нижней части насыпи. По итогам сейсмографических исследований геофизиками был сделан ряд важных выводов. Получило подтверждение искусственное происхождение всей насыпи. При этом удалось зафиксировать ряд аномалий, свидетельствующих о неоднородности её строения. Были выделены зоны со свойствами, присущими скоплениям валунов, в том числе образующих «некое подобие окружности». В центральной части насыпи выявлена обширная область, предположительно сложенная материалом «по своим характеристикам напоминающим торф».
Тем не менее, при интерпретации данных сейсмической томографии 2003—2005 гг. «возник ряд неоднозначностей, требующих дополнительных уточнений». С этой целью в 2006 г. на Шум-горе «был выполнен комплекс геофизических исследований, который включал в себя высокоточную сейсморазведку, электроразведку и магниторазведку». В суммарных выводах статьи 2009 г., подводящей общие итоги всего цикла исследований содержится окончательная констатация искусственного характера Шум-горы. Из конструктивных особенностей насыпи было подтверждено наличие рва и скоплений валунного материала в нижней части, при этом не исключалась их связь с разрушенными остатками какого-то строения. Наиболее важный вывод сделан относительно низкоскоростной зоны, расположенной в верхней части насыпи (выше 5 м от её основания), которая была интерпретирована как засыпанная погребальная камера. Все эти элементы были отражены в представленной археолого-геофизической модели.
В целом, проведённый цикл работ показал перспективность использования методов неразрушающих исследований, применительно к уникальным археологическим объектам, к которым, безусловно, относится Шум-гора.
Интерпретации насыпи как фортификационного сооружения
Возвращаясь к необычному для сопок облику Шум-горы, отмечается, что и в этнографической традиции она вызывала совсем не погребальные ассоциации. Уже М. Быстров фиксировал приуроченные к данному объекту фольклорные сказания о «провалившейся церкви». Он же приводит мнение «деревенских рационалистов», утверждавших что «это батарея, а на плечах и вершине её ставились пушки». Православно-этнографические комментарии к преданиям о Шум-горе, включая приведённые в статьях Н. И. Платоновой, были опубликованы А. А. Панченко.
Таким образом, «выпадение» Шум-горы из круга сопок, ещё более обособляет объект и побуждает к поиску аналогий на всей территории Древней Руси и за её пределами, причём не только погребальных. Наличие двух ярусов в сочетании с размерами верхней площадки как раз и позволяют предположить не погребальное, а фортификационное назначение этого сооружения. Хронологическими рамками, внутри которых существовали необходимые условия и предпосылки для такого монументального строительства на Передольском погосте можно, с опорой на мнение Н. И. Платоновой, определить с сер. X в. до середины XII в., когда, по её мнению, Передольский погост являлся поселением протогородского типа, дальнейшее развитие которого, как и других локальных центров, было прервано «централизаторской политикой Великого Новгорода, не заинтересованного в их дальнейшем росте».
Появление в Новгородской земле укрепления западноевропейского типа может показаться невероятным, но лишь на первый взгляд. По предположению В. Я. Конецкого и С. В. Трояновского в истории Новгорода был период, когда совместился целый ряд факторов, делавших вполне возможным возникновение здесь такого уникального объекта. Он связан со временем княжения в Новгороде Мстислава Владимировича, продолжавшемся с 1088 по 1117 гг.
Историками неоднократно отмечалось, что княжение Мстислава стало переломным этапом в процессе складывания особого типа отношений Новгорода с князьями. С фигурой этого князя новгородцы связывали надежды на создание собственной, независимой от Киева, династической линии. Подтверждением тому является зафиксированное летописью заявление новгородцев: «въскормили есмы собе князь».
Таким образом, вопрос о природе и назначении Шум-горы в настоящее время остается открытым.
Существует масса легенд о Шум-горе, которыми местное население охотно поделится с вами, изъяви вы желание их послушать. Все они сводятся к тому, что гора сама себя охраняет от каких-либо вторжений, вплоть до фатального исхода для незадачливых «расхитителей гробниц». Приводить их в этой статье я не вижу особого смысла. Отмечу только, что сам факт того, что такой выдающийся археологический объект до сих пор не подвергся разграблению мародерами, косвенно свидетельствует о том, что у этих легенд могут быть определенные основания…
В завершение статьи хочется процитировать часть фольклорного текста из устного народного творчества, записанного в окрестностях Шум-горы в XIX в.
«Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке Каменья с огнями, на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в пятой пучине по Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженей от Луги.»
Вряд ли из этого текста можно извлечь какую-либо пользу с точки зрения исторической науки, кроме разве что констатации того факта, что легенда о том, что Рюрик похоронен именно в Шум-горе, насчитывает уже не первый век своего существования.
Вполне возможно, что в ней есть рациональное зерно…
Координаты объекта: 58.506358, 30.244610
По материалам:
«Шум-гора: замок Мстислава или могила Рюрика?»https://topwar.ru/145282-shum-gora-zamok-mstislava-ili-mogila-ryurika.html