Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-12-28 16:04

Самый старый из погибших кораблей

археологические находки

Среди множества римских, греческих, османских и византийских обломков, случайно найденных в Черном море глубоководной англо-болгарской экспедицией в конце 2016 года (Исследовательский проект Maritime Archaeology Project направлен на проведение геофизических исследований, однако в ходе изучения морского дна ученые по случайности наткнулись на затонувшие суда), было установлено одно судно, погибшее 2400 лет назад. Датировка крушения - 400 год до нашей эры...

Судно лежит на левом борту на глубине 2009 метров в 80 км от болгарского города Бургас. Корпус имел длину 23 метра и оно могло ходить как на веслах так и под парусом. Команда могла состоять из 15–25 человек, возможно, их останки тоже удастся найти.

Глядя на карту можно предположить, что «Грек», не успев зайти в порт, штормовал в районе мыса Калиакрия и по каким-то причинам не справился со стихией

Благодаря тому, что в Черном море глубже 200 метров практически отсутствует кислород, на больших глубинах нет никакой жизни даже на молекулярном уровне. Да и солнечный свет на 2000 метров не проникает. Все эти факторы способствовали тому, что погибший еще во времена Сократа корабль лежит на дне практически в первозданном виде (повреждения вероятно вызваны погубившим судно штормом и последующим ударом о грунт после двухкилометрового пути от поверхности, ну и тысячелетние донные отложения немного прикрывают обломки от внимательного ока исследователей). Мачта, руль, скамейки для гребцов выглядят так, как будто ими пользовались только вчера. Груз пока не изучен, это вопрос ближайшего будущего. Можно рассчитывать на то, что характер груза позволит определить маршрут и конечную цель плавания древнего купца и даст новые сведения по истории и народонаселению Черноморского региона в 5 веке до нашей эры. На сегодняшний день можно предположить, что греки совершали переход между греческой колонией Аполлония или Месамбрия во Фракии (нынешние болгарские Созополь и Несебр) и одним из портов Крыма или богатого в то время Боспорского царства (объединение греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах). Судно, вероятно, содержит множество древнегреческих артефактов, которые еще предстоит изучить.

Профессор Джон Адамс показывает 3D модель судна, затонувшего 2400 лет назад

Находкой занимаются британские специалисты, в т.ч. профессор центра морской археологии Саутгемптонского университета и ведущий исследователь The Black Sea MAP (Maritime Archaeology Project) Джон Адамс

«Греческий корабль классического периода, полностью сохранившийся и лежащий на двухкилометровой глубине – еще недавно я бы сам не поверил, что такое возможно. Эта находка изменит наши представления о кораблестроении и мореходстве в древние времена», — говорит Адамс.

Найденный в Черном море корабль сразу показался специалистам знакомым: Похожий корабль изображен на аттической вазе 480 года до нашей эры, на которой запечатлена сцена встречи Одиссея с сиренами. "Никто не мог предположить, насколько точным был рисунок на вазе. Ведь ранее было неизвестно, рисовал ли вообще художник с оригинала", - заявил профессор Д. Адамс.

Аттический стамнос (сосуд типа амфоры) «Одиссей у острова сирен» (480-470 год до н.э.)

Теперь, по его словам, очевидно, что автор рисунка был хорошо осведомлен о предмете, точно изобразив детали вплоть до формы руля.

Кроме того, судно прямо несет в себе атмосферу того дня, когда храбрые греческие мореходы проиграли схватку со стихией...

"Это просто другой мир, - описывает свои впечатления от находки член экспедиции Хелен Фарр. - Когда аппарат (телеуправляемый необитаемый подводный аппарат - прим. Би-би-си) опускается сквозь толщу воды и вашему взору предстает лежащий на дне и отлично сохранившийся корабль, такое впечатление, что вы совершаете скачок во времени".

Судно является очень важным археологическим объектом. Хронологически крушение попадает в эпоху окончания «Великой Греческой колонизации» (масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей на протяжении трёх веков с середины VIII века до н. э), его дальнейшее изучение позволит лучше осветить торговые пути и мореплавание той эпохи, особенности кораблестроения в Античной Греции и т.д.

Великая греческая колонизация на берегах Черного моря. На рубеже VII-VI вв. до н. э. греки основали здесь города-колонии. В V в. до н. э. возникло Боспорское царство

Не будем забывать, что кроме "грека" своей очереди ждут еще несколько кораблей, лежащих неподалеку. Каждому из них вероятно тоже несколько сотен лет.

Римское судно начала нашей эры, найденное на дне Черного моря в 80 км от Бургаса экспедицией The Black Sea MAP (Maritime Archaeology Project). Глубина 2000м

Подобные глубоководные изыскания требуют серьезного финансирования и на текущие исследования уже было потрачено около 20 млн Евро.

Фотограмметрическая модель 2400-летнего греческого корабля на дне Черного моря, глубина 2009 метров

Проект Maritime Archaeology Project, в рамках которого сделаны находки, финансируется фондом Джулии и Ханса Раузинга (The Julia and Hans Rausing Trust). При поддержке этого фонда уже найдено 72 кораблекрушения. В состав команды входят ученые и студенты Центра морской археологии Университета Саутгемптона, Болгарский центр подводной археологии, Университет Коннектикута, США и Университет Сёдерторн в Стокгольме, Швеция.

Надо сказать что открытия стали возможны во многом благодаря техническому прогрессу в области подводного поиска. Новое поколение спускаемых аппаратов и технологии создания фотограмметрического изображения морского дна и обломков на месте крушения позволили совершить рывок в области подводной археологии. Во многих случаях поисковики могут иметь масштабную модель крушения, отпечатанную на трехмерном принтере менее чем через 12 часов после обнаружения обломков на дне!

Новейший аппарат для подводных исследований. В ходе исследований в 2016 году он поставил несколько рекордов например, погружался на глубину более 1800 м и покрыл расстояние в 1250 км

Несмотря на то, что эти изыскания и сейчас обходятся очень дорого, все же новые технологии в разы удешевили эту работу, которая раньше была сопоставима с полетами в космос. Еще раз подчеркнем большую роль меценатов в подобных проектах. Исследование затонувших кораблей делает огромный вклад в науку, однако прибыли не приносит и требует серьезных затрат, поэтому все серьезные свершения на этой ниве будут делаться благодаря богатым и безвозмездным спонсорам.

Очень вероятно, что найденное судно положит начало целой череде подобных находок, возможно даже еще более древних. С большой долей вероятности можно предположить что они будут сделаны так же на больших глубинах в Черном море.

К сожалению российским поисковикам такие исследования не по плечу из-за недостатка технологий, ограниченной материальной базы и отсутствия интереса общества, государства и частных инвесторов в этом направлении. А исследовать в наших водах есть что.

Пантикапей (современная Керчь) - столица Боспорского царства.

Некто с аквалангом постоянно находит на дне черепки и даже целые античные вазы, и это у самого берега. Можно предположить что мористее, на больших глубинах у Крыма и Таманского полуострова, на бывших морских путях Боспорского царства (столица которого и главный порт - Пантикапей, располагалась на месте сегодняшней Керчи) лежат сотни таких идеально сохранившихся тысячелетних кораблей…

Боспорское царство. Образовалось около 480 г. до н.э. Вело обширную торговлю и экспансию в Черном и Азовском морях, просуществовало до VI в. н.э.

Источник: m.vk.com