Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Среди множества римских, греческих, османских и византийских обломков, случайно найденных в Черном море глубоководной англо-болгарской экспедицией в конце 2016 года (Исследовательский проект Maritime Archaeology Project направлен на проведение геофизических исследований, однако в ходе изучения морского дна ученые по случайности наткнулись на затонувшие суда), было установлено одно судно, погибшее 2400 лет назад. Датировка крушения - 400 год до нашей эры...
Судно лежит на левом борту на глубине 2009 метров в 80 км от болгарского города Бургас. Корпус имел длину 23 метра и оно могло ходить как на веслах так и под парусом. Команда могла состоять из 15–25 человек, возможно, их останки тоже удастся найти.
Благодаря тому, что в Черном море глубже 200 метров практически отсутствует кислород, на больших глубинах нет никакой жизни даже на молекулярном уровне. Да и солнечный свет на 2000 метров не проникает. Все эти факторы способствовали тому, что погибший еще во времена Сократа корабль лежит на дне практически в первозданном виде (повреждения вероятно вызваны погубившим судно штормом и последующим ударом о грунт после двухкилометрового пути от поверхности, ну и тысячелетние донные отложения немного прикрывают обломки от внимательного ока исследователей). Мачта, руль, скамейки для гребцов выглядят так, как будто ими пользовались только вчера. Груз пока не изучен, это вопрос ближайшего будущего. Можно рассчитывать на то, что характер груза позволит определить маршрут и конечную цель плавания древнего купца и даст новые сведения по истории и народонаселению Черноморского региона в 5 веке до нашей эры. На сегодняшний день можно предположить, что греки совершали переход между греческой колонией Аполлония или Месамбрия во Фракии (нынешние болгарские Созополь и Несебр) и одним из портов Крыма или богатого в то время Боспорского царства (объединение греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах). Судно, вероятно, содержит множество древнегреческих артефактов, которые еще предстоит изучить.
Находкой занимаются британские специалисты, в т.ч. профессор центра морской археологии Саутгемптонского университета и ведущий исследователь The Black Sea MAP (Maritime Archaeology Project) Джон Адамс
«Греческий корабль классического периода, полностью сохранившийся и лежащий на двухкилометровой глубине – еще недавно я бы сам не поверил, что такое возможно. Эта находка изменит наши представления о кораблестроении и мореходстве в древние времена», — говорит Адамс.
Найденный в Черном море корабль сразу показался специалистам знакомым: Похожий корабль изображен на аттической вазе 480 года до нашей эры, на которой запечатлена сцена встречи Одиссея с сиренами. "Никто не мог предположить, насколько точным был рисунок на вазе. Ведь ранее было неизвестно, рисовал ли вообще художник с оригинала", - заявил профессор Д. Адамс.
Теперь, по его словам, очевидно, что автор рисунка был хорошо осведомлен о предмете, точно изобразив детали вплоть до формы руля.
Кроме того, судно прямо несет в себе атмосферу того дня, когда храбрые греческие мореходы проиграли схватку со стихией...
"Это просто другой мир, - описывает свои впечатления от находки член экспедиции Хелен Фарр. - Когда аппарат (телеуправляемый необитаемый подводный аппарат - прим. Би-би-си) опускается сквозь толщу воды и вашему взору предстает лежащий на дне и отлично сохранившийся корабль, такое впечатление, что вы совершаете скачок во времени".
Судно является очень важным археологическим объектом. Хронологически крушение попадает в эпоху окончания «Великой Греческой колонизации» (масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей на протяжении трёх веков с середины VIII века до н. э), его дальнейшее изучение позволит лучше осветить торговые пути и мореплавание той эпохи, особенности кораблестроения в Античной Греции и т.д.
Не будем забывать, что кроме "грека" своей очереди ждут еще несколько кораблей, лежащих неподалеку. Каждому из них вероятно тоже несколько сотен лет.
Подобные глубоководные изыскания требуют серьезного финансирования и на текущие исследования уже было потрачено около 20 млн Евро.
Проект Maritime Archaeology Project, в рамках которого сделаны находки, финансируется фондом Джулии и Ханса Раузинга (The Julia and Hans Rausing Trust). При поддержке этого фонда уже найдено 72 кораблекрушения. В состав команды входят ученые и студенты Центра морской археологии Университета Саутгемптона, Болгарский центр подводной археологии, Университет Коннектикута, США и Университет Сёдерторн в Стокгольме, Швеция.
Надо сказать что открытия стали возможны во многом благодаря техническому прогрессу в области подводного поиска. Новое поколение спускаемых аппаратов и технологии создания фотограмметрического изображения морского дна и обломков на месте крушения позволили совершить рывок в области подводной археологии. Во многих случаях поисковики могут иметь масштабную модель крушения, отпечатанную на трехмерном принтере менее чем через 12 часов после обнаружения обломков на дне!
Несмотря на то, что эти изыскания и сейчас обходятся очень дорого, все же новые технологии в разы удешевили эту работу, которая раньше была сопоставима с полетами в космос. Еще раз подчеркнем большую роль меценатов в подобных проектах. Исследование затонувших кораблей делает огромный вклад в науку, однако прибыли не приносит и требует серьезных затрат, поэтому все серьезные свершения на этой ниве будут делаться благодаря богатым и безвозмездным спонсорам.
Очень вероятно, что найденное судно положит начало целой череде подобных находок, возможно даже еще более древних. С большой долей вероятности можно предположить что они будут сделаны так же на больших глубинах в Черном море.
К сожалению российским поисковикам такие исследования не по плечу из-за недостатка технологий, ограниченной материальной базы и отсутствия интереса общества, государства и частных инвесторов в этом направлении. А исследовать в наших водах есть что.
Некто с аквалангом постоянно находит на дне черепки и даже целые античные вазы, и это у самого берега. Можно предположить что мористее, на больших глубинах у Крыма и Таманского полуострова, на бывших морских путях Боспорского царства (столица которого и главный порт - Пантикапей, располагалась на месте сегодняшней Керчи) лежат сотни таких идеально сохранившихся тысячелетних кораблей…