21 ноября 2019 года Государственная Дума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Законопроект предусматривает увеличение финансирования лесного хозяйства в целом в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 6,3%, и увеличение лесных субвенций из федерального бюджета субъектам РФ на исполнение переданных им лесных полномочий - также на 6,3%. Фактически это означает, что финансирование лесного хозяйства, в том числе охраны лесов от пожаров, останется примерно на нынешнем уровне.
Соответственно, у регионов России не будет в 2020 году денег ни на изменение подходов к тушению лесных пожаров в так называемых "зонах контроля", ни на увеличение кратности авиационного патрулирования лесов, ни на повышение уровня оплаты труда и материально-технического обеспечения работников лесопожарных организаций. Даже если законодатели примут какое-нибудь формальное решение о сокращении "зон контроля", где сейчас пожары разрешается не тушить, или даже вовсе об отказе от них - по сути это ничего не изменит, поскольку тушить все пожары в далеких и труднодоступных лесах регионам просто не на что. Лесное хозяйство, включая то, что сейчас условно называется "лесной охраной", останется таким же нищим, как сейчас, а кадровый голод усилится - поскольку нынешние работники стареют или у них кончается терпение, и они уходят, а новые почти не идут в убитую законодателями отрасль.
Возможно, законодатели надеются на МЧС - расходы федерального бюджета на обеспечение пожарной безопасности в рамках финансирования этого министерства на 2020 год увеличены на 26,6% по сравнению с уровнем 2019 года (основное увеличение произошло, как уже отмечалось, после принятия нового бюджета в первом чтении). Однако, лесам это вряд ли сильно поможет: во-первых, полномочия по охране лесов от пожаров, за очень небольшими исключениями, переданы органам государственной власти субъектов РФ, а отнюдь не МЧС; во-вторых, в тушении лесных пожаров очень важна оперативность - а она обеспечивается в первую очередь работающими в лесу людьми; в-третьих, эффективное тушение лесных пожаров требует больших специальных знаний и опыта, которые не достигаются сразу одним лишь увеличением финансирования. Находящиеся в распоряжении МЧС самолеты-танкеры - это лишь вспомогательное средство тушения лесных пожаров, дающее какой-либо эффект только при правильном взаимодействии авиационных и наземных служб. Возможно, МЧС найдет какой-нибудь способ поправить лесопожарную отчетность, чтобы она не казалась такой страшной или ее нельзя было сравнить с предыдущими годами - но реальной охране лесов от огня это точно не поможет, и гореть леса будут больше и чаще.
В общем, в лесопожарном отношении следующий год почти с гарантией будет очень тяжелым, особенно с учетом изменения климата, увеличения продолжительности пожароопасного сезона, частоты и интенсивности засух и периодов аномальной жары. По итогам первых десяти месяцев нынешнего года можно сделать вывод о том, что тенденция роста площадей лесных пожаров в нашей стране, как и в целом в мире, сохраняется. Приведенная ниже диаграмма показывает динамику площадей лесных пожаров за периоды с 1 января по 31 октября включительно для каждого конкретного года по данным форм 4-ИСДМ за 2000 - 2019 гг. Красная линия соответствует общей площади лесных пожаров по всей России, бурые столбцы - площади лесных пожаров в СФО, зеленые столбцы - площади лесных пожаров в ДФО, а пунктирная линия - линейному тренду площадей лесных пожаров в целом по России. Линейный тренд соответствует росту площадей лесных пожаров за этот период в среднем на 442 тысячи гектаров в год:
В зоне наибольшего риска, как обычно, оказываются сибирские и дальневосточные регионы, которые получают меньше всего денег из федерального бюджета на исполнение переданных им лесных полномочий в пересчете на площадь лесов. Но и в европейско-уральской части России при сохранении нынешнего уровня финансирования лесного хозяйства обеспечить надежную охрану лесов от огня в 2020 году не получится.