В начале 20 века в 10 км от Еревана группа исследователей обнаружила развалины древнего храма, погребенного по самую крышу под слоем земли и песка. Раскопав строение и реконструировав его первоначальный облик, ученые пришли к выводу, что ранее на месте холма располагалось одно из самых прекрасных и масштабных религиозных сооружений раннесредневековой Армении — храм Звартноц, также известный как «Храм Бдящих Ангелов». Возведенное с подачи католикоса Нерсеса III здание заложило основу для нового архитектурного направления, вызвавшего широкий резонанс в мировом сообществе. Открытие храма почтили своим присутствием многие влиятельные особы, включая императора Византии Константина II, пожелавшего возвести похожее строение в столице империи — Константинополе. К сожалению, храм простоял всего 300 лет: опоры здания треснули во время землетрясения, и многотонная конструкция обрушилась вниз, словно карточный домик. Не пощадила стихия и расположенный неподалеку дворец католикоса с хозяйственными постройками.
Вслед за ошеломительной находкой археологов было принято решение о реконструкции храма. Полностью отреставрирован первый ярус здания, где разместился археологический музей, в ближайшее время планируется реконструкция оставшихся ярусов здания.
В прежние века храм представлял собой 3-ярусное здание из вулканического туфа серебристого и черного цвета высотой около 49 м и круглым основанием диаметром 35,75 м. В основание был вписан крест из 6 колонн, расположенных полукругом. Восточную часть первого яруса занимала украшенная фресками и мозаиками апсида. Напротив алтаря, в самом центре храма, располагался круглый бассейн-купель с лесенкой, где совершалось таинство крещения. Позади алтаря открывался проход к подземной ризнице.
Храм был сквозным, словно сотканным из света и воздуха. Ажурное плетение окон, тонкий геометрический орнамент, вырезанные на стенах виноградные гроздья, плоды граната, пальмовые листья и человеческие фигуры создавали в помещении особую атмосферу легкости, естественности, непринужденности — полюбоваться изящными барельефами и удивительными скульптурными композициями, украшавшими раньше Звартноц, можно в археологическом музее.
Неподалеку от храма можно увидеть развалины дворца Нерсеса III и древней винодельни. Замок католикоса состоял из двух частей: западную отводили под жилые комнаты, залы для приема гостей и совещаний, восточную — под служебные помещения. Территория, занимаемая винодельней, ныне уставлена керамическими сосудами различного объема, предназначенными для хранения вина, — своеобразный музей под открытым небом.