Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Что мы знаем о жизни? Я имею в виду — не в философском ключе. Доподлинно известно, что она самообразовалась на каменном чуть-чуть мокром шарике с плотной атмосферой. Причём изначально условия на этом шарике крайне слабо подходили для того, чтобы породить что-то очень крутое. Но вышло что вышло.
К сожалению, мы не можем знать наверняка — есть ли жизнь во вселенной где-нибудь ещё. По этой причине вся статья построена на предположениях с щепоткой науки и романтических мечтаний фантаста. Итак, прощупаем же эту животрепещущую тему!
А есть ли «углеродный шовинизм»?
Все известные формы жизни (аж на целой ОДНОЙ планете, ну вы поняли) основаны на углероде. Дело в том, что органическая химия очень хорошо дружит со здравым смыслом: углерод легко создаёт устойчивые ковалентные связи, углерод топовый по распространённости элемент во вселенной (с ОТЦОМ ВОДОРОДОМ всё равно не сравнить), ну как бы и чего тут удивляться? Сам Б-г велел стать углероду основой основ. Но соль в том, что, допустим и кремний, и бор, и фосфор могут собираться в сложные молекулы. Есть и более экзотические варианты, однако наиболее вероятная «двоюродная жизнь» должна быть на основе кремния. Вот только проблема в том, что в межзвёздном пространстве почти на сотню углеродосодержащих молекул попадается с десяток соединений на основе кремния, а половина из них всё равно с углеродом, ТАК-ТО.
Нет, чисто гипотетически жизнь на кремниевой основе таки может зародиться, но для этого нужны условия, очень не подходящие для жизни углеродной. Например, силиконы хорошо переносят жару, что в теории позволяет предположить о жаропрочной жизни на адских планетах. Но что-то с трудом верится.
Да и сам факт того, что на Земле углерода меньше, чем кремниев, а жизнь всё равно углеродная, таки недвусмысленно намекает на то, кто папочка в этой вселенской вечеринке.
Однако надежда умирает последней: даже на нашей родной планете есть формы жизни, которые включают кремний в свой состав. Например, диатомовые водоросли.
Мой ИМХОвый вывод такой: если и существует где-то неуглеродная двоюродная жизнь, то она имеет очень скудное видовое разнообразие, развивается «вопреки» и эволюционировать во что-то сложнее червей вряд ли может.
Гуманоидность как в венец творения
Что всегда больше всего раздражало: если речь о высшем разуме, то 80% —это гуманоиды! И вот, простите, с хуя ли? Нет, это круто, что безволосые обезьяны вроде нас с вами правят бал на своём булыжнике, но почему нечто похожее должно вообще происходить этаким Макаром, а?
Допустим, наш с вами предок запустил цепную эволюционную реакцию умением не особенно париться об изменениях энвайромента. Чёт деревьев мало… Ну ок, слезу —пешком похожу. Так, чёт жрать особо нечего; ладно, пойду гиен палкой отгоню, мясца наверну. Стоп… Палка! Охуенно!
Я утрирую, конечно. Но сам принцип вы уловили.
То есть в похожих условиях мог оказаться любой вид, у которого программная надстройка работала бы по выживальческому принципу, где окружающая среда — всего лишь одно из условий задачи с охрененно сложным решением.
На другой планете это может быть совсем другой вид, и не факт, что там есть, к примеру, привычное для нас разделение на растения и животных. При скудных условиях питания и обилии света родительской звезды и шагающий монстр, умеющий в пищеварение, вполне мог суметь и в фотосинтез. Есть харчи —я их ем, нет харчей — солнышком попитаюсь. Сможете представить себе, о чём такая химера думает? И, кстати, думать (в привычном понимании)совсем необязательно.
Хороший пример —«шифровики» ( «болтуны», «шифровальщики» — зависит от перевода) из романа Питера Уоттса «Ложная слепота». У этих тварей настолько чужеродная морфология, их нервная система настолько отлична от нашей, что сама категория разумности не применима по отношению к ним. То есть их высшая нервная деятельность даёт охрененную вычислительную мощность, но при этом у них нет эго, нет сознания в принципе. А зачем оно? Для кочевой формы жизни, развившейся из анаэробов в суровой жопе глубокого космоса, психика — роскошь непозволительная. Так, есть умение подражать собеседнику с психикой, есть извращённое подобие роевого разума (у Лема, кстати, в «Непобедимом» то же было), получаем органический аналог машин Фон Неймана, главная цель которых — воспроизводство и выживание. У таких не спросишь о смысле жизни, они о нём не задумываются, да и вообще они ставят под сомнение этот смысл самим своим существованием.
В общем и целом: на мой взгляд —гуманоиды не только не могут быть чем-то общим, они в принципе явление редкое. И да, на взаимопонимание с «двоюродной жизнью» рассчитывать не стоит. Чужаки вполне могут иметь более высокий уровень технологического развития, но при этом не обладать разумом в привычном нам представлении.
Чужие небеса под красной звездой
А всё ли так плохо? Неужели нет никакой радости от исследования космоса? А почему нет, когда да!?
А знали ли вы, что наше с вами солнышко по разным астрономическим параметрам далеко не самое идеальное светило для поддержания жизни? А вот так оно и есть. Одеяло победителя перетягивают на себя то т.н. «оранжевые карлики», то «красные карлики». Звёзды малой массы, малой светимости, но с поистине ебическим сроком жизни!
Для сравнения — оранжевые карлики имеют жизненный цикл до 3 раз больший, чем у Солнца; у красных карликов этот показатель может превышать солнечный в десятки раз!
Что это значит? А значит это то, что у потенциальной жизни на планете у такой звезды просто дохуища времени на то, чтобы развиться во что-то умное и крутое. И если с оранжевыми карликами всё более-менее ясно (мы просто не нашли на их планетах двоюродную жизнь), то с красными карликами всё немного сложнее.
Эти звёзды имеют массу не более половины массы Солнца, а светимость в десятки, а иногда и тысячи раз меньше. Чтобы планета была пригодной для жизни, она должна находиться очень близко к своей звезде; здесь-то и кроется ключевая проблема. Красные карлики это ОЧЕНЬ активные звёзды.
Каждому из вас наверняка приходилось ощущать дурноту, когда на Солнце вспыхивали т.н. «магнитные бури»; похожие вспышки происходят и у этих маленьких звёздочек, но гораздо-гораздо чаще. Некоторые из красных карликов могут вспыхивать по несколько раз за час. Такое агрессивное поведение может лишить атмосферы ближайшие планеты в зоне обитаемости.
Проблему может решить очень плотная атмосфера и сильное магнитное поле, но очень маловероятно. Но и среди этого кромешного ада есть лучик надежды: активность красных карликов длится пару миллиардов лет, после чего они превращаются в спокойные и унылые звёзды-долгожители. Даже у выжженого камешка появляется шанс снова получить атмосферу и гидросферу, а впоследствии — биосферу.
Ещё один момент —это приливной захват. Если планета расположена слишком близко к маломассивной звезде, она «фиксируется» и перестаёт вращаться со временем: в одном полушарии всегда день, в другом всегда ночь. Ранее учёные предполагали, что «дневная сторона» превратится в кромешный ад, а на ночной тупо вымерзнет атмосфера. Современные климатические модели показывают, что при наличии плотной атмосферы и гидросферы тепло эффективно переносится, а в зоне терминатора сохраняется очень комфортная температура. Правда ветры, скажу я вам, иной раз до двухсот километров в час. Но, как говорилось в начале статьи, у Земли в самом начале дела тоже обстояли не очень!