«Собранные нами данные говорят о том, что климатические изменения были главным фактором в росте могущества Ассирийской империи. Почти два столетия обильных осадков и высокие урожаи способствовали росту плотно населенных городов и быстрому расширению границ страны. Эти же «мегаполисы» послужили одной из причин упадка Ассирии после того, как в VII веке до нашей эры началась новая эпоха засух», — пишут исследователи.
Как считают историки, Ассирия появилась одновременно с другими государствами Междуречья, но до начала X века до нашей эры она оставалась в тени Вавилона и других держав ранней античности. Почти все эти государства на рубеже тысячелетий, во время своеобразных «темных веков» античности, пришли в упадок в результате так называемой «катастрофы бронзового века» — массового переселения народов и набегов варваров.
В это смутное время Ассирия смогла сохранить свою целостность. Этим воспользовались ее правители, которые создали самую мощную и организованную армию железного века. Военная машина Ассирии позволила ей завоевать Вавилон, Древний Египет, Израиль и прочие государства Ближнего Востока и создать одну из первых империй в истории человечества.
Это государство, Новоассирийская империя, по меркам античности просуществовало относительно недолго, всего около трех-четырех веков. В конце VII века до нашей эры ее стерли с лица Земли после того, как объединенные армии Нововавилонского царства и Мидии уничтожили Ниневию, столицу Ассирии, в 612 году до нашей эры.
В прошлом историки считали, что упадок империи Ашшурбанапала и Асархаддона был связан с чрезвычайно агрессивной внешней политикой Ассирии, а также с междоусобными конфликтами и внутриполитической нестабильностью. Пять лет назад климатологи и археологи нашли первые свидетельства того, что это было связано с климатическими процессами. В середине VII века Ассирию поразила серия многолетних засух, которая дестабилизировала политическую обстановку и подорвала могущество империи.
Пещерные климатические летописи
Ашиш Синха, геолог из Университета штата Калифорния, и его коллеги нашли свидетельства того, что климат был напрямую замешан и в зарождении Ассирийской империи. На такой вывод их натолкнули раскопки в пещере Куна-Ба, которая расположена на севере современного Ирака неподалеку от города Сулеймания.
Ученые заметили, что сталактиты и сталагмиты в этой пещере на протяжении последних четырех тысяч лет формировались непрерывно. Каждый слой внутри этих каменных наростов обладает уникальным химическим и изотопным составом, который показывает, как много воды попадало в пещеру в то время, когда они формировались. Это позволяет использовать их для изучения климата давно минувших эпох.
Прочитав эту «климатическую летопись», ученые не только подтвердили, что упадок империи действительно был связан с засухами, но выяснили, что периоды расширения ее могущества совпадали с теми эпохами, когда уровень осадков на территории Ассирии был аномально высоким.
Самый длинный подобный период начался в середине IX века до н. э. В то время, как отмечают ученые, уровень осадков на территории Ассирии был на 20-40% выше, чем в сегодняшнем Ираке, что резко повышало жизнеспособность сельскохозяйственных культур и создавало запасы воды для их искусственного орошения.
Эта влажная эпоха закончилась в последние годы правления Саргона II, когда Ассирию начали потрясать восстания покоренных народов, а уровень осадков упал почти вдвое, опустившись до отметки в 200-250 миллиметров. Начало новой эры засух, как предполагают ученые, могло послужить причиной того, почему его сын Синаххериб перенес столицу в Ниневию и построил сеть каналов, которая снабжала этот город водой.
Все это говорит о том, что климат был главным «виновником» и рождения, и коллапса Ассирийской империи. Вдобавок, он может послужить причиной для еще большей дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке. Это произойдет, если текущие климатические тенденции продолжатся, в результате чего засухи в ближайшие десятилетия и столетия могут стать еще более мощными, превзойдя показатели VII века до нашей эры, заключают Синха и его коллеги.
Статья опубликована в журнале Science Advances