Сапотеки — индейский народ в Мексике. Расселены в штате Оахака и в некоторых районах штатов Чьяпас, Герреро, Веракрус. Изначально название происходит из ацтекского языка и означает "жители места, где растёт сапотовое дерево".
Хотя сапотеки изучались менее интенсивно, чем ацтеки или майя, они создали одну из первых цивилизаций древней Мексики. Они были среди первых коренных американцев, строивших астрономически ориентированные общественные здания; использовавших адобы, каменную кладку и известковую штукатурку; вырезавших иероглифические надписи; и достигших урбанистического статуса. Колыбелью сапотекской цивилизации была долина Оахака, но границы этой цивилизации простирались далеко за пределы Центральной долинной системы. Сапотеки оказывали влияние на многие другие части Мезоамерики, этого региона древних высоких культур, состоящего из центральной и южной Мексики, Гватемалы, Белиза, и частично Гондураса и Сальвадора.
Незадолго перед тем, как Кортес прибыл в Мексику, самым могущественным из нескольких сапотекских царей был Косийоэса, "Создатель Молнии", который, как принято думать, жил между 1487 и 1529 годами. Хотя он и был наследником династии в городе Саачила долины Оахака, в результате ацтекского военного давления Косийоэса был вынужден переместить свою штаб-квартиру на укрепленную гору вблизи тихоокеанского побережья. Его сын Косийопии (1502 – 1563), последний член династии, выжил, чтобы подвергнуться допросу у испанских священников по поводу его "идолопоклоннических" религиозных практик. В конечном итоге он был крещен под христианским именем "дон Хуан Кортес".
Многое из того, что мы знаем о сапотеках на момент Конкисты, получено из материалов такого рода допросов, проводимых испанцами. Тщательно записанные и отосланные в архивы Испании, эти отчеты сапотекских аристократов об их собственном прошлом, или этноистории, являются бесценным источником для реконструкции их культуры. Серии вопросников, заполненных между 1578 и 1581 годами по запросу испанской короны, сообщают нам о политических системах, религиозных верованиях, добывании пропитания и военных конфликтах сапотекских городов. На основе испанских отчетов мы знаем, что сапотекское общество было разделено на две страты, изолированные друг от друга обычаем жениться или выходить замуж только в пределах своей страты. Верхняя страта, или наследственная аристократия, возглавлялась правителем мужского пола, или коки, и его главной женой, или шонаши. Различные суффиксы, добавляемые к этим терминам, использовались, чтобы отличать таких индивидов, как кокитао ("великий владыка" или "царь") или кокиуалао ("принц").
Внутри верхней страты сапотекского общества было множество рангов или уровней знатности, но, поскольку аристократы всех уровней могли заключать браки друг с другом, эти ранги не квалифицировались как отдельные социальные классы. В сущности, испанцы видели параллели между сапотекскими уровнями знатности и европейским ранжированием аристократии на князей, герцогов, графов и баронов. Среди сапотеков имелись линиджи (роды), называемые тиха коки, роды величайших наследственных владык; тиха хоана, менее благородные линиджи, напоминающие испанских кабальерос; и тиха хоанауини, линиджи еще менее родовитой знати, напоминающей испанских идальгос. С такими аристократами зачастую ассоциировались тщательно выстроенные резиденции. Коки, например, жил в йоо кеуи, "царском доме", в то время как кокитао жил в киуитао, "красивом царском дворце". Такие дворцы обычно строились из адобовых кирпичей на каменном фундаменте. Другая страта сапотекского общества состояла из свободных простолюдинов, сервов и рабов. Среди простолюдинов существовали многочисленные различия в ранге, уровне престижа и богатстве, но, поскольку простолюдины всех уровней могли заключать браки между собой, эти дифференциации также не квалифицируются как отдельные социальные классы. Даже рабы не составляли отдельного класса; многие были просто простолюдинами из других этнических групп, захваченными в плен на войне. В мезоамериканских обществах для рабов и рабынь не было чем-то необычным получить свободу, заключать браки со свободными простолюдинами, или становиться конкубинами аристократов. Коллективно, свободные простолюдины считались принадлежащими к тиха пеникече, "родам горожан", и они жили в простых домах, известных как йоо. Словари сапотекского языка XVI века, например, словарь, написанный испанским монахом Хуаном де Кордова, содержат множество названий для обозначения занятий простолюдинов. Cреди прочего, есть слова для обозначения поденщика, свободного слуги, ткача, танцора, музыканта, скульптора, художника, переводчика, прорицателя, лекаря, торговца и коробейника. Надо иметь в виду, что "простолюдин" не означает "неимущий". Многие простолюдины были богатыми торговцами или квалифицированными ремесленниками, которые жили почти так же хорошо, как и младшая знать. Они отличались от последней, однако, тем, что не могли занимать высокие посты в государстве или заключать браки с представителями аристократии, несмотря на свое богатство.
Ключевые различия между аристократией и простолюдинами включали также наследственные привилегии. Знать носила плащи и набедренные повязки из хлопка, в то время как простолюдины носили плащи и набедренные повязки из волокон агавы. Аристократы также могли носить плащи из перьев, головные уборы из перьев, жадеитовые ожерелья, и жадеитовые вставки под нижнюю губу или ушные украшения; простолюдины такого права не имели. Аристократы устраивали охоты, во время которых простолюдинам позволялось гнать оленя в направлении охотников, колотя по кустарнику; аристократы получали оленину, а простолюдины довольствовались кроликами, ящерицами, водяными крысами и другой мелкой дичью. Также аристократы шли в бой, защищенные "панцирем" из стеганого хлопка; простолюдины были пехотинцами, одетыми в набедренные повязки. Знать имела доступ к ряду продуктов, находившихся под запретом для простолюдинов, включая шоколад, который выращивали в близлежащих низинах. Простолюдины в больших количествах ели бобы и плоды опунции. Для аристократии существовали почтительные обращения, эквивалентные "ваша милость" или "ваша светлость", и некоторые аристократы мужского пола имели по 15-20 жен. (Простолюдины тоже могли иметь более одной жены, но лишь самые богатые могли себе это позволить.) Любой, кто представал перед коки, должен был снять сандалии и держать голову опущенной на протяжении всей встречи.
Религия пронизывала все слои сапотекского общества, но лучшие доступные нам испанские описания относятся к государственной религии, исполняемой профессиональными священниками. Государство и церковь не были реально разделены, поскольку священники высшего ранга набирались из знатных семейств, и сам сапотекский владыка проходил религиозную подготовку перед вступлением в должность. Правители накапливали богатство и собирали работников, чтобы строить храмы, называемые йоопее, или "дом жизненной силы".
Такие храмы укомплектовывались священниками, у которых была своя собственная иерархия. Храмы обычно имели две комнаты, внешнее (менее сакральное) помещение, куда могли заходить прихожане, и внутреннюю (более сакральную) комнату, в которой жрецы выполняли свои ритуалы. Эти ритуалы включали курение благовоний и принесение в жертву животных и людей. Жертвами-животными могли быть перепела, индейки или собаки; что касается людей, то это могли быть дети, рабы или военнопленные.
Жрецы также предлагали в жертву богам свою собственную кровь, полученную путем прокалывания языка, ушных мочек или других мягких частей тела шипами ската, обсидиановыми лезвиями, или колючками агавы. Некоторые ритуалы включали использование наркотических веществ, таких, как галлюциногенные грибы, или очень крепкий дикий табак; другие требовали питья пульке, ферментированного сока агавы или столетника.
На вершине сапотекской религиозной иерархии находился верховный жрец, по описанию одного испанца XVI века "вроде нашего римского папы". В поздние доиспанские времена этот верховный жрец (известный как уиха-тао, или "великий видящий") имел резиденцию в городе Митла в восточной части субдолины Тлаколула, и этот город служил сапотекам чем-то вроде Ватикана. Этноисторические источники подразумевают, что, если высшее жречество было благородного рождения, то многие жрецы низшего ранга набирались из обученных простолюдинов.
Сапотекская цивилизация поддерживалась маисовым земледелием, и надо отдать должное изобретательности сапотеков, которые успешно занимались сельским хозяйством в местности с изрезанным рельефом и постоянным дефицитом воды.
Помимо сельского хозяйства, охоты и собирания растений, сапотекское государство полагалось на выплату дани от соседних народностей, которых оно либо подчинило военным путем, либо добилось политического господства над ними. На момент испанского завоевания не существовало единой сапотекской армии, вместо этого имелся ряд армий, собираемых правителями важных сообществ. Сапотекские армии состояли из офицеров, которые были членами аристократии, и пехотинцев, которые были простолюдинами, собираемыми в случае необходимости. Отличившиеся воины вознаграждались особыми звериными костюмами, которые указывали, что они являются членами уважаемых военных орденов. Их оружием были лук и стрелы, копье, праща, атлатль или копьеметалка, и макана или деревянный палаш, с острыми обсидиановыми лезвиями по краям.
Сапотеки устраивали гадания перед сражением, и, по описанию испанцев, шли в битву с пением, под бой деревянного барабана, и несли "идола". В то время, как первый взятый пленник приносился в жертву идолу, остальных приводили домой в качестве рабов, чтобы приставить к работе, продать или принести в жертву в дни особых праздников. Согласно одному отчету, жрец разрезал грудную клетку приносимого в жертву и доставал его еще бьющееся сердце; идолы омывались его кровью; тело жертвы затем могло быть разделано, сварено и съедено. Особую радость сапотекам доставляло взятие в плен вкусного знатного офицера из противостоящей армии. Несмотря на их укрепления, оружие, военные ордена и тактики террора (которые включали каннибализм, пытки и увечья), сапотеки были более известны своей дипломатической стратегией, чем решающими сражениями. Снова и снова они урегулировали конфликты с помощью альянсов, секретных соглашений или даже выплаты дани врагам.
Подобно всем высоким культурам Мезоамерики, сапотеки верили, что вселенная разделена на четыре великие части - мировые четверти, каждая из которых ассоциировалась с определенным цветом (красным, черным, желтым или белым). В свою очередь, центр мира ассоциировался с сине-зеленым, который сапотеки считали одним цветом. Главная ось, вдоль которой был разделен их мир, соответствовала пути солнца с востока на запад.
В основе сапотекской религии лежал аниматизм (представление о присутствии безличной сверхъестественной силы в живых и неодушевленных предметах). Они признавали высшую сущность, которая была без начала и конца, "которая создала все, но сама не была создана", сущность настолько бесконечную и нематериальную, что не существовало никаких ее изображений, и ни один смертный не входил с ней в прямой контакт. Силы и существа, с которыми сапотеки все же вступали в контакт, включали тех, кого мы сочли бы "естественными" и тех, кого мы сочли бы "сверхъестественными". Наиболее могущественным и почитаемым из этих сил был Косийо или Молния, в число компаньонов которого входили облака (Саа), Дождь (Ниса Кийе), Ветер (Пее) и Град (Киесаби). Молния была внушительным и гневным ликом Неба, одной из великих частей, на которые был поделен сапотекский космос. Другой частью была Земля, а ее внушительным и гневным ликом было Шоо, Землетрясение.
В сапотекской космологии, живые объекты отличались от неодушевленной материи тем, что обладали жизненной силой под названием пее, "ветер", "дыхание" или "дух". Пее заставляло вещи двигаться, и движение показывало, что они были живыми: стрела молнии, плывущие по небу облака, земля, дрожащая под ногами во время толчков, биение сердца, ветер в волосах, даже пенка на чашке пульке или шоколада. Неодушевленными предметами можно было манипулировать посредством технологии, но объекты, наделенные пее, требовали в обращении с собой ритуалов и взаимообмена. Сапотекский охотник извинялся перед оленем за необходимость убить его, а затем предлагал сердце оленя великим природным силам, которым тот принадлежал. У сапотеков было два слова для обозначения крови, рини и тини. Рини соответствовало сухой крови; тини было текущей кровью, все еще движущейся, все еще живой, например, выпущенной из собственного тела индивида с помощью обсидианового лезвия, колючки агавы или шипа ската.
Сапотеки, как и другие мексиканские индейцы, верили, что время было скорее цикличным, а не линейным, и что данные дни возвращались снова и снова. Чтобы отслеживать циклы, у них имелось два календаря – один солнечный, другой ритуальный. Солнечный год содержал 18 "месяцев" по 20 дней, плюс 5 дополнительных дней, чтобы довести счет до 365. Ритуальный календарь, или пийе, состоял из 20 иероглифов и "знаков дней", которые комбинировались с 13 числами, создавая цикл из 260 дней.
Предполагалось, что каждый сапотек получал имя по дню 260-дневного ритуального календаря, в который он или она был рожден. Однако, определенные дни считались более счастливыми, чем другие; таким образом, многие личности (особенно аристократы) получали имена по благоприятным дням, которые выпадали близко к их действительному дню рождения. Такие имена, как "8 Олень" или "5 Цветок" были типичными для знати, и у многих также были прозвища, такие, как "Создатель Молнии" или "Великий Орел".
Одним из аспектов сапотекской религии, который был неправильно понят испанцами XVI века, был культ царских предков. После того, как сапотекские владыки или царские супружеские пары умирали, их часто начинали почитать как существ, которые могли ходатайствовать за свой народ перед великими сверхъестественными силами, такими, как Молния. В самом деле, о покойных правителях думали, что они превращались в облака, и даже сегодня некоторые сапотекоговорящие называют своих предков бинигуласа, "облачные старики". Испанцы переписали многие дюжины мнимых "богов" в сообществах XVI века, но, если перевести настоящие имена этих "богов", выясняется, что большая часть были почитаемыми царскими предками.
Сапотеки делили животных (мани) на несколько широких категорий, включая тех, кто ходит на четырех ногах, тех, кто летает, и тех, кто плавает. Многие названия животных начинались со слога пе или пи (пичина, олень; пелла, рыба), который, возможно, служил классификатором животных, а кроме того, мог отражать тот факт, что животные имели пее. У сапотеков было единственное слово, йага, которое могло означать "растение", "дерево" или "древесину". К нему могли добавляться прилагательные, чтобы обозначить определенное растение, например, йага кети, "сосна". Основное различие проводилось между теми растениями, урожай которых люди могли собрать и употребить в пищу, и теми, которые были просто частью местной дикой растительности.
У сапотеков также была своя собственная система мер и весов, с остатками которой можно бегло познакомиться на рынках в моноязычных сапотекских городах.
Сапотекское общество было в высшей степени иерархическим, где воля правителя доносилась до простолюдинов через посредство нескольких уровней аристократии. Никто ни на одном из уровней не сомневался, что мир именно так и должен быть устроен, поскольку сапотеки верили, что знать и простолюдины в далеком прошлом имели различное происхождение.
Пока аристократия состязалась за позиции во власти, важные титулы, выгодные браки и доступ к дани, жизнь простолюдинов протекала без перемен. Фермеры, гончары, каменщики, специалисты по обработке раковин, резчики по камню, ткачи и дровосеки работали по своей специальности и с нетерпением ожидали возможности выпить и потанцевать в следующий религиозный праздник. Для них правитель – существо настолько могущественное, что на его лицо даже нельзя было смотреть прямо, - являлся олицетворением мудрости, благородства и щедрости.
источник: сайт Мир индейцев