Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Экспедиция Института археологии РАН обнаружила на палеолитической стоянке Хотылёво-2 в окрестностях Брянска следы священного места племен, обитавших здесь 23 тысячи лет назад. Найденные в сезоне раскопок археологического сезона 2019 года элементы памятника — кострище, вкопанные фрагменты костей мамонта, скрытые под ними предметы и их расположение не оставляют сомнений в том, что эта площадка могла быть местом проведения ритуалов и обрядов.
«Наша экспедиция исследует стоянку Хотылёво-2 с 1993 года. С 2005 года мы раскрываем фрагменты комплекса, которые позволяют предполагать их сакральный характер: обилие охры, уложенные и вкопанные в определенном порядке кости мамонта, ямы, скопления кремневых изделий, произведения искусства, например, статуэтки палеолитических венер. Раскопками 2019 годы была вскрыта центральная часть площадки, на которой располагалось кострище, определена структура памятника, а также обнаружен вырезанный из кости артефакт, аналоги которому пока не известны», — говорит Константин Гаврилов, руководитель Хотылевской археологической экспедиции ИА РАН.
Об открытии было сообщено на международной конференции «Культурная география палеолита Восточно-Европейской равнины: от микока до эпиграветта», которая прошла с 10 по 16 сентября в Брянске. Конференция была посвящена столетию со дня рождения научного сотрудника Брянского краеведческого музея Фёдора Михайловича Заверняева, первооткрывателя крупнейших памятников каменного века Русской равнины в селе Хотылёво – комплексов среднего и верхнего палеолита Хотылёво I и Хотылёво 2, а также многих более поздних археологических памятников от неолита и эпохи бронзы до средневековья.
Предметом обсуждения на конференции стали вопросы, связанные со сменой подходов к хронологии и периодизации памятников среднего и верхнего палеолита Восточно-Европейской равнины, определению и генезису археологических культур и традиций. К началу проведения форума для демонстрации и обсуждения были подготовлены геологические разрезы и раскопы на участках некоторых опорных археологических комплексов региона: Хотылёво I, Бетово, Хотылёво 2, Хотылёво 6 и Юдиново 1.
Верхнепалеолитическая стоянка Хотылёво относится к культурной общности восточного граветта — это группа памятников верхнего палеолита, распространенная на территории Центральной Европы и Восточно-Европейской равнины. Радиоуглеродный возраст этого явления составляет от 28 до 20 тысяч лет назад. В этот период последние ледники на территории Европы уже отступали к северу и закрывали только Скандинавский полуостров и Балтийский регион. Равнину покрывали лесостепи, здесь водились мамонты, северные олени, бурые медведи и пещерные львы.
Археологический памятник Хотылёво, открытый в конце 60-х годов прошлого века брянским археологом и краеведом Федором Михайловичем Завернявым, находится на высоком берегу Десны и представляет собой ряд стоянок. На сегодняшний день неизвестно, как эти стоянки были связаны между собой в обитаемый период: были ли это стоянки, возникшие в результате перемещения одной и той же группы с одного места на другое, или в этих местах одновременно жили разные коллективы. Радиоуглеродное датирование показало, что комплекс Хотылёво-2, на котором были найдены следы ритуальной площадки, был обитаем 23 тысячи лет назад. Но эти места были заселены намного раньше: в 2019 году археологи открыли более древние верхнепалеолитические культурные слои, возраст которых составляет от 25 до 30 тысяч лет назад.
С 2005 года на стоянке Хотылёво-2 археологи находили артефакты, которые были уложены в слое особым образом: как правило, они лежали на присыпанной охрой земле, иногда были накрыты сверху фрагментированными костями мамонта. Во время раскопок 2019 года стало очевидно, что ямки, вкопанные кости мамонта и особые находки образуют овал, в центре которого находилось кострище. Одной из таких необычных находок стал артефакт, ранее не встречавшийся ни на одной палеолитической стоянке граветта.
Найденный артефакт представляет собой 16-ти сантиметровый предмет с длинным узким телом и асимментричным навершием. Тело предмета по форме напоминает костяное острие, его края орнаментированы. Треугольное навершие соединяется с длинным, тонким телом предмета, которое сужаются к навершию. По краям предмет украшен орнаментом, состоящим из косых крестиков, стрелок и косых прямых параллельных нарезок: такой орнамент характерен для костёнковской археологической культуры. По мнению старшего научного сотрудника Лаборатории млекопитающих Палеонтологического института РАН Евгения Мащенко, артефакт изготовлен из компактной части очень крупной трубчатой кости шерстистого мамонта.
Как отмечают ученые, полных аналогов этому предмету пока не было обнаружено, но у него есть схожие черты с другими предметами, раннее найденными на стоянках в Хотылёво и Костёнках и относящимися к культуре граветта. Орнаментированное тело предмета похоже на острия из раскопок в Хотылёво-2. Среди костяных изделий Хотылёвской верхнепалеолитической стоянки имеются и другие предметы с навершиями, но они отличаются от находки 2019 года. Это так называемые «лопаточки», которые встречаются как в Хотылёво, так и на других памятниках восточного граветта: Костёнки-1, Авдеево, в Зарайске. Но на костёнковских и авдеевских лопаточках навершия сложно декорированы: у них могут быть двойные «глазки», «ушки», выступы и другие детали, напоминающие голову животного. Также на теле «лопаточек» могут быть выступы, схожие с схематичным изображением женской груди. Хотылёвские «лопаточки» намного проще: на них может быть орнамент, но на навершии никогда не встречался декор, напоминающий голову животного, и лишь на некоторый образцах есть зарубки там, где у костёнковских «лопаточек» встречаются «ушки». Назначение «лопаточек» тоже пока неизвестно.
«Это находка нового сезона, и поэтому она еще еще мало изучена. Сейчас мы можем только сказать, что этим предметом не выполняли каких-то грубых операций. На нем есть затертости по всей поверхности, но поскольку он очень тонкий в своей узкой части, то он не мог выдержать больших механических нагрузок – он бы сломался. Более точно сказать, какие манипуляции производили этим предметом, можно будет после трасологического анализа. Место находки и предметы, которые его окружали, однозначно указывают на то, что он использовался в символических, скорее всего, ритуальных целях», – отметил Константин Гаврилов.
Новый предмет с навершием обнаружен в кругу других предметов, которые располагались по дуге вокруг кострища. Среди них были палеолитические венеры: одна из них была уложена рядом со скоплением крупных кремневых пластин и фрагментов костей мамонта, окрашенных охрой. Рядом с одной из ям была найдена двойная женская статуэтка, вырезанная из мела: женские фигуры изображены плечом к плечу в технике барельефа, изображены груди, живот и ноги по щиколотку. Изображения рук и голов отсутствуют и, по-видимому, не предполагались.
В некоторых ямах были найдены кремневые орудия и уложенные определенным образом кости и черепа зверей. Так, в одну из ям был вкопан череп мамонта, в другой была найдена крупная заготовка нуклеуса (предмет, с которого снимаются заготовки кремневых орудий), на которой лежала шапка из охры. В полуметре от нее, в следующей ямке лежал отбойник, которым могли бы обрабатывать этот нуклеус. Рядом были найдена сложная конструкция: вкопанная раковина ископаемого морского моллюска, в чаше которого находился фрагмент черепа крупного млекопитающего, и в него упирались нижние концы вертикально стоящих кремневых пластин. Недалеко от группы с раковиной в грунт был воткнут окрашенный охрой клык медведя с подрезанным корнем (так, чтобы на него можно было подвязывать шнурок и носить на шее как охотничий трофей или оберег), по оценкам палеоозоологов, это был клык 500-килограммового самца бурого медведя.
По мнению ученых, структура археологического комплекса и расположение в нем предметов указывают на его сакральный характер.
«Из этнографических материалов нам известны ритуалы, сопровождающие празднование удачной охоты: охотник, убивший зверя, должен был принести жертву, чтобы умилостивить духа зверя и обеспечить продолжение его рода. Возможно, именно здесь и проводились подобные обряды, которые сопровождались ритуальными трапезами — на это указывают указывают многочисленные кости животных и обширные скоплениия угля», — отметил Константин Гаврилов.