Ленинградская область в плане палеонтологии интересна тем, что на юге можно обнаружить остатки девонских позвоночных. Это и челюстные, это кистепёрые и панцирные рыбы. Одно из мест, где это можно сделать – посёлок под названием Сиверский. Берега прекрасной речки Оредеж слагают девонские песчаники, которые сформировались в морских условиях, но со значительным влиянием континента – с него смывались частички осадочных пород и течениями откладывались уже в морских условиях. Характерной особенностью красных песчаников является наличие так называемой косой слойчатости, которая формируется как раз при течениях, например, отложения рек содержат как раз эту косую слойчатость.
Внутри песчаников можно выделить разные слои, которые формировались в условиях с различной энергией потока. Это мелкие песчанки, мелкозернистые песчаники, это более крупнозернистые песчаники и даже конгломераты – те слои, в которых энергия потока была значительной и приносила крупные куски глины, других пород, и, самое важное – крупные кости.
Если быть очень внимательным, то в этих слоях, в первую очередь, в конгломератах или на границе слоёв, можно обнаружить кости древних позвоночных. На первый взгляд кость сложно отличить от породы, но, если присмотреться, то внутренняя часть кости очень напоминает современную – там будет пористая губчатая структура, внешняя часть кости содержит различные элементы структуры, например, бугорки. Для того, чтобы определить, кому принадлежала кость, зачастую приходится использовать лупу, потому что элементы скульптуры иногда очень-очень маленькие, чтобы их рассмотреть, нужно специальное оборудование, в полевых условиях это лупа, но в целом кости в слоях приходится искать, используя только собственные глаза и собственный опыт. Когда палеонтолог обнаруживает слой, подходящий для поиска, – то есть должны быть какие-то крупные частицы глины, которую принесла энергия потока, – очень внимательно надо посмотреть каждую часть, кости могут быть сломаны и выглядеть, действительно, как куски породы. Тут играет роль и опыт, и ваша внимательность. Вот таким незатейливым образом, осматривая каждый слой, можно обнаружить остатки девонских позвоночных.
В первую очередь надо обращать внимание, конечно, на наличие принесённого материала – на наличие косой слоистости. И, когда палеонтологи работают уже непосредственно на разрезе, они внимательно осматривают и обращают внимание на каждый слой. В первую очередь поиск костей ведётся в слоях-конгломератах, то есть должны быть фрагменты окатышей глины и, соответственно, энергии потока, чтобы её хватало глину принести, там же будут крупные кости. Но это не значит, что остальные слои не надо просматривать, иногда мелкие кости можно найти и в песчаниках мелкозернистых и средней зернистости.
Одной из таких интереснейших находок, которая сразу бросается в глаза, являются зубы различных Crossopterygii, то есть, как по-другому можно сказать, кистепёрых рыб. Это были одни из самых страшных хищников середины девонского периода. Но важно знать, что зубы Crossopterygii, или кистепёрых рыб, имели достаточно сложное строение: внутри них находились складки эмалей, такие зубы носят название лабиринтодонтные. Этот признак, складчатость эмали зубов, перешёл по наследству к первым амфибиям. В середине девона амфибий ещё не было, однако некоторые их черты были заложены, в частности уже появились лабиринтные зубы. Кости, которые находят палеонтологи, зачастую не являются целыми. Из-за различных геологических процессов они трескаются, ломаются, и обнаружить абсолютно целую кость в девонских отложениях, песчаниках почти невозможно.
После того как нашли кость, её расчищают сверху. Это делается для того, чтобы кость не обрушилась вниз и не развалилась на много маленьких частей. Далее аккуратно эти кости вынимают, если нужно, проклеивают, и надёжно упаковывают. Упаковка происходит за счёт использования, например, мягкой туалетной бумаги. Главная задача палеонтологов в полевых условиях – сохранить кость, даже если она разбита на много-много маленьких костей, каждый кусочек нужно довезти до лаборатории и уже в лабораторных условиях её склеить.
Искать девонских позвоночных в Ленинградской области, в том числе и на Сиверском, – занятие очень интересное. Кроме обнаружения самих костей можно узнать много нового о геологии региона, увидеть очень красивые места с такими прекрасными водопадами, ну и, конечно, всегда есть шансы найти что-то абсолютно новое. Несмотря на то, что позвоночные девонского возраста в Ленинградской области известны очень давно, и поиски ведутся уже много десятков лет, всегда что-то обнаруживается новое. Для будущих палеонтологов, мне кажется, тоже открываются огромные перспективы продолжения изучения девона и его древних обитателей, и всегда есть шанс обнаружить что-то абсолютно уникальное. Для этого нужно проявлять внимательность – кости в песчаниках, обычно, сохраняются не целыми, особенно это касается слоёв-конгломератов. Кости, пока их тащило течение, обламывались, перемешивались с глиняными окатышами, и, когда вы достаёте фрагмент слоя, вам приходится этот слой измельчить, извлекать фрагменты костей, пытаться найти целые кости, но иногда, когда эти слои-конгломераты, эта порода, которая имеет в своей основе кальцевый, допустим, цемент, очень плотная, приходится использовать подручные геологические средства, например, геологический молоток.
Красные песчаники среднедевонского возраста можно найти и изучить в плане поиска костей древних позвоночных не только в районе Сиверского, но также и в многих других местах, но, в первую очередь, это берега и окрестности реки Луга и её притоков. Я думаю, что многие из вас видели эти красные песчаники, в следующий раз, когда вы будете проходить мимо них, посмотрите внимательно – может быть, там лежат кости. Для того, чтобы найти что-то интересное в песчаниках, обнажение древних пород необязательно должно быть большим, иногда достаточно нескольких метров, но с хорошими слоями, содержащими кости, для того, чтобы сделать замечательные находки. Если вы будете внимательны, будете осматривать каждый слой, вам может посчастливиться найти, например, кости гигантских панцирных рыб. У нас их было две. Это роды Homosteus и Hadrosteus, которые отличаются характером скульптуры, несмотря на их внушительные размеры, некоторые палеонтологи реконструируют их длину до четырёх-шести метров, это были, похоже, достаточно миролюбивые формы, не такие как Dunkleosteus в Северной Америке, то есть они скорее всего были фитофагами.
Многообразие пород девонского возраста не ограничивается только песчаниками, которые формировались в условиях течения. Кроме песчаников, можно обнаружить плотные породы, которые напоминают известняк, эта порода называется мергель. Мергеля сформировались в достаточно глубоководных частях морского бассейна, где было илистое дно и не было особых течений. В этих условиях захоранивались достаточно крупные фрагменты – иногда целые черепа древних рыб и бесчелюстных. То есть, если вы хотите найти что-то действительно целое, вам нужно искать это в мергелях. Мергеля могут быть совершенно разного цвета – и красными, как красноцветные песчаники, могут содержать различные узоры, разводы. Но, тем не менее, именно в них можно обнаружить действительно уникальные вещи.
Источник: m.vk.com