Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-10-31 10:44

На связи Антарктида: зачем РФ расконсервирует станцию «Русская»

Расконсервация станции «Русская» в Антарктиде — главная цель отправившейся из Петербурга в ночь с 24 на 25 октября сезонной экспедиции. Этот район — один из самых малоизученных на Земле, также это стратегическая точка для сопровождения космических аппаратов. Именно отсюда можно наблюдать за затоплением искусственных спутников планеты в южной части Тихого океана и уточнять орбиты аппаратов системы ГЛОНАСС, чтобы повысить точность сигнала отечественной глобальной навигационной системы.

График возрождения «Русской»

В ночь с 24 на 25 октября дан старт 65-й сезонной экспедиции Арктического и антарктического НИИ Росгидромета на судне «Академик Трешников». Позже в рейс выйдут еще два судна — «Академик Федоров» и «Академик Карпинский».

На аэродромной базе российской научной станции «Новолазаревская» в Антарктиде

На аэродромной базе российской научной станции «Новолазаревская» в Антарктиде

Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

По экспедиционному плану будут доставлены грузы на все круглогодичные российские станции — «Прогресс», «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен». Для строительства нового комфортабельного зимовочного комплекса на станции «Восток» специально созданы сани повышенной грузоподъемности, способные перевозить 50 т вместо привычных 20 т. Они спроектированы инженерами петербургского Политеха. Оборудование доставят в Антарктиду суда «Академик Трешников» и «Академик Федоров» (выйдет в рейс в середине января). Также в работах экспедиции примут участие четыре вертолета типа Ка-32 (по два на каждое из судов), самолеты Ан-2, БТ-67, Ил-76ТД-90ВД, Boeing 757.

Справка «Известий»

Станцию «Русская» открыли в 1978 году. Могучие ветры там связаны с особенностями движения воздушных масс в тихоокеанском секторе Антарктики. В районе «Русской» суммируется циклонический ветер в море и стоковый — с ледяного купола Антарктиды. В результате получаются практически ураганные порывы: 45–50, а то и 60–80 м/с. Это абсолютный рекорд планеты.

При первой попытке открыть станцию в 1973 году об этой особенности еще никто не знал. Но когда судно подошло к берегу и началась выгрузка оборудования, сильно задуло. Участники экспедиции, чтобы не погубить людей и вертолеты, срочно свернули выгрузку. Открыть станцию получилось лишь с третьего раза.

Место для «Русской» искали вдоль всего Тихоокеанского побережья Антарктики — от моря Росса до моря Беллинсгаузена, это 5 тыс. км. Вдоль всего побережья — ледниковый барьер, ледяная отвесная стена высотой 20–30 м и обрыв. Больше ни одной станции в Тихоокеанском секторе ледового континента нет.

«Русская» была законсервирована на протяжении всей постсоветской истории, она получила статус сезонной полевой базы. За это время российские полярники посещали станцию трижды: в 2008, 2010 и 2014 годах.

Научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» прибудет на станцию «Русская» в начале следующего года. По существующему плану с 9 по 25 февраля специалисты, которые уже бывали там, — опытные дизелисты, механики — займутся восстановлением ее инфраструктуры. Тогда же над станцией вновь поднимется российский флаг.

Перед участниками 65-й сезонной экспедиции стоит задача подготовить всё что возможно, для более масштабных работ антарктическим летом следующего года (декабрь–февраль. — «Известия»), — например, взлетно-посадочную полосу.

— Также мы должны восстановить пострадавшую часть зданий, — рассказал «Известиям» начальник Российской антарктической экспедиции Александр Клепиков. — Выдавлены ветром стекла, лед стал заполнять помещения, например дизельгенераторную, над медицинским блоком снесло крышу.

Сезонные работы 2020–2021 годов планируется начать в декабре следующего года. 10–12 человек прилетит на станцию на самолете «Турбобаслер» международной авиакомпании, базирующейся в Кейптауне, чтобы успеть хорошо подготовить станцию к зимовке.

Научно-иследовательское судно «Академик Трешников»

Научно-иследовательское судно «Академик Трешников»

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

Зимовочный состав прибудет на одном из судов Российской антарктической экспедиции (РАЭ) в феврале 2021 года. Наземный комплекс ГЛОНАСС на «Русской» планируется возвести в 2022-м.

В связи с расконсервацией станции расширен штат Российской антарктической экспедиции.

— С 2020 года на 15 человек увеличен зимовочный состав. Было 110 человек, станет 125, — уточнил Александр Клепиков. —Сезонный состав не меняется — как было 120 человек, так и останется. С миллиарда с небольшим до полутора миллиардов вырастет бюджет Российской антарктической экспедиции. Рост бюджета связан в основном, со станцией «Русская» и постоянным ростом цен на ремонт судов.

И хотя до советского масштаба экспедиции еще далеко, — тогда в Антарктике в течение года работало до 1 тыс. человек на 11 круглогодичных станциях, — теперь, вместе с «Русской», их будет шесть на этом континенте.

Белое пятно в науке

Район станции «Русская» не охвачен постоянными наблюдениями. И океан в этом месте изучен мало. Когда судно идет к станции, оно работает не только как грузовик, но и как научная лаборатория, выполняя океанологический разрез. А ведь регулярно поступающая информация о состоянии атмосферы и океана крайне важна для понимания климатических процессов и точности метеорологических прогнозов.

Автоматические буи не могут, как известно, заменить работу ученых. Они очень дорогие и часто гибнут от торошения — разрушения льда под воздействием отливов. А ледовая обстановка в районе «Русской» крайне сложная, судно может работать лишь в середине февраля — начале марта.

Поэтому было принято решение расконсервировать станцию. Важную роль здесь сыграли и интересы «Роскосмоса».

экспедиция антарктида

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Станции в Антарктиде нужны для того, чтобы обеспечить видение и сопровождение космических аппаратов на протяжении всей дуги, — рассказал «Известиям» источник в Роскосмосе. — С территории Российской Федерации мы видим космический аппарат в среднем чуть более половины времени его движения. Когда он исследуется на всем интервале движения, это позволяет лучше прогнозировать его характеристики. Точность навигационных данных ГЛОНАСС тоже будет выше. Роскосмос, безусловно, заинтересован в восстановлении работы на станции «Русская».

Однако для оптимального функционирования ГЛОНАСС необходимы не только станции в Антарктиде (на данный момент их три, на «Русской» будет четвертая), но и в экваториальной зоне. Это позволяет связывать станции, находящиеся в Южной полярной области с теми, которые расположены на территории Российской Федерации. По официальной информации на сайте «Роскосмоса», уже работают станции в Никарагуа, на Кубе, в ЮАР и Бразилии.

После возвращения «Русской» в строй здесь будут продолжены научные исследования, которые проводились на протяжении десятилетия ее непрерывной работы до 1990-х годов: метеорологические наблюдения, изучение геофизики верхней атмосферы — магнитосферы и ионосферы, магнитных бурь, геологические и биологические исследования.

Установка метеорологической станции для наблюдения за погодой

Установка метеорологической станции для наблюдения за погодой

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

— После завершения рекогносцировочного периода освоения Антарктики было решено создать сеть наблюдательных станций по всему периметру шестого континента. Это позволяет вести широкий комплекс научных экспериментов во всех ландшафтных зонах. «Русская» — стратегически важный элемент этой сети, — заметил экс-начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин.

В дальнейшем этот подход получил название советской антарктической доктрины, отличавшейся от подхода большинства стран. Каждая из них ориентировалась на какой-то сектор Антарктики, основывая там станции: австралийские — под Австралией, Чилийские — под Чили. В районе станции «Русская» пыталась открыть станцию Южная Корея, но план реализован не был.

Опыт работы и жизни на Полюсе ветров у нас уже есть, поэтому будет сделано всё, что возможно, для обеспечения безопасности, — уверяет начальник отдела долгосрочного планирования экспедиционных проектов РАЭ Вячеслав Мартьянов.

По его словам, в частности, будут протянуты стальные тросы, чтобы люди могли передвигаться между домами. Если скорость ветра превысит 50 м/с, выходить из зданий будет запрещено.


Источник: iz.ru