Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В октябре во дворах общежития СПбГАСУ на углу Фонтанки и Вознесенского проспекта раскопали подвалы Ново-Александровского рынка XIX века. Руины, скрытые под землей, обнаружили археологи РАН при разведке для строительства студенческого спорткомплекса. Внутри подвалов нашли стеклянные тары, весы и человеческую кость.
Руководитель археологической экспедиции Максим Глухов рассказал «Бумаге», как ведутся раскопки, что известно о прошлом Ново-Александровского рынка и почему в центре Петербурга редко удается обнаружить подобные руины.
Как археологи нашли подвалы Ново-Александровского рынка
Максим Глухов
научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН
— Всё началось, когда СПбГАСУ решил построить во дворе своего общежития [на набережной реки Фонтанки, 123] учебно-спортивный комплекс. По закону, застройщик обеспечил проведение историко-культурной экспертизы данного участка. В рамках нее весной этого года мы провели археологическую разведку.
По нашей информации, рынок существовал до 1932 года. По всей видимости, комплекс зданий разобрали за ненадобностью. Для советского государства в ту эпоху здания не представлялись ценным памятником архитектуры и истории города — политика и законодательство в отношении археологического наследия были иными. Квартал стал застраиваться.
Большая часть рынка [оказалась] погребена под зданиями общежитий ГАСУ и бывшего Дома легкой промышленности. Нас же интересовала обширная территория внутреннего двора квартала, где к началу наших работ находилась площадка студенческой автошколы (в связи с раскопками ее перенесли на несколько десятков метров — прим. «Бумаги»).
На этапе сбора информации нам удалось выяснить, что в границах котлована будущего спортивного комплекса могут находиться архитектурные остатки восточного пассажа Ново-Александровского рынка — Владимирского. На основании анализа документов, историографии, исторических карт, планов, чертежей рынка и отдельных лавок, мы наметили предполагаемые границы пассажа.
Наши смелые предположения подтвердились в процессе шурфовки участка. В заложенных шурфах (траншеях с ровными стенками — прим. «Бумаги») удалось проследить фундамент, стены, полы и остатки перекрытий подвалов Владимирского пассажа.
Теперь, спустя полгода, мы полностью исследуем выявленный объект культурного наследия в рамках будущей застройки. К концу октября работы должны завершиться.
Многие посты в соцсетях и некоторых интернет-СМИ о наших работах неверно интерпретируют выявленные остатки подвалов как засыпанный первый этаж, связывая глубину раскопа с некими глобальными катаклизмами и занимаясь, по сути, конспирологией. Мы раскопали подвал — он абсолютно логично заглублен в землю с момента строительства рынка. Город постоянно подсыпался — в этом нет ничего загадочного.
В нашем раскопе прослежен центральный проход пассажа, разделяющий два ряда лавок. Лавки чередовались по размеру отражая структуру пассажа — ближе ко входам они были уже, на остальном протяжении — шире. Подвалы лавок могли использовались торговцами и как складские помещения, и как торговые. Это становится ясно, исходя из расположения лестниц — в подвалы узких лавок вход осуществлялся непосредственно с улицы, а широких — из помещений первого этажа.
Чем конкретно торговали в лавках на момент разбора рынка, сказать сложно. Восточный ряд лавок на одной из дореволюционных фотографий представлен как железные ряды. И действительно, деревянные настилы полов покрыты прикипевшим железом — но это единственная зацепка. В остальном же ассортимент товаров рынка проще изучать по письменным источникам — ведь рынок не погиб стихийно. А всё, что там плохо лежало, скорее всего, разошлось по рукам.
На данный момент мы [при раскопках] собрали коллекцию из 755 предметов, но большая часть из них — бытовой мусор. В основном там посуда (фарфор, фаянс, керамика), много фурнитуры внутреннего убранства (дверные ручки, металлические петли), стекла (например, старинные бутылки от минеральной воды и эссенций), а также строительная керамика — кирпичи, печные изразцы и облицовочная плитка. В одном из помещений найдены рычажные весы, которые подвешивали к потолку для взвешивания крупногабаритных и тяжелых товаров. Забавным артефактом выступила человеческая предплечная кость от учебного скелета.
Скорее всего, после 1932 года эти фундаменты также каким-то образом использовались. Большое количество фарфора и фаянса относится к 30-м годам XX века, а в местах позднейшей перестройки части фундамента обнаружен кирпич с датировкой 1945 года. Поэтому насколько быстро разобрали сам Владимирский пассаж целиком, пока неясно.
Вообще найти в Петербурге что-то настолько же масштабное тяжело, это нечасто происходит. Петербург состоит из множества исторических районов со своей историей, особенностями застройки и градостроительными решениями. Да и незастроенных участков в центре города немного. В небольшом дворе доходного дома сложно найти пассаж огромного рынка. Здесь же у нас большой и мало застроенный двор в исторической части города — это большая удача.
Что известно о прошлом Ново-Александровского рынка
Пресс-служба КГИОП
— В первой половине XVIII века участок у Вознесенского проспекта принадлежал кожевенному мастеру Рихтеру. В 1760-х годах участок с домом был выкуплен в казну для устройства винных складов. В первой половине XIX века территорию между Вознесенским проспектом и набережной Фонтанки занимало питейное откупное комиссионерство.
В 1862 году крупный пожар уничтожил большую часть торговых лавок Апраксина двора, и продавцы были вынуждены искать новое место. Местность, находившаяся на углу Большой Садовой улицы и Вознесенского проспекта, называлась в то время Конторским двором и имела каменные и деревянные жилые и нежилые постройки. Здесь и обосновались погорельцы с Апраксина двора.
К 1867 году общество торговцев закончило на этом месте постройку рынка, предназначенного в основном для небогатого покупателя — жителя городской окраины. Рынок, построенный по проекту архитектора А. К. Бруни, получил название Ново-Александровский. Здесь насчитывалось более 800 лавок, где продавалась одежда, сукно, а также мебель, кровати и матрацы. В 1914 году этот рынок был весьма популярен в Петербурге.
В «толкучке» бойко шла купля-продажа различных подержанных вещей. Внешне рынок представлял собой пассажи, образованные двумя рядами двухэтажных лавок с чердаками, перекрытыми двускатной стеклянной крышей. Пассажи тянулись от Садовой улицы до набережной реки Фонтанки.
Здание Ново-Александровского рынка просуществовало до 1932 года. Когда рынок был снесен, на освободившейся территории в 1930-х годах по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и И. И. Фомина было построено общежитие Института текстильной и легкой промышленности имени С. М. Кирова. Участок по Садовой улице вдоль этого здания в послевоенные годы был озеленен.