Честны ли обвинения директора NASA Джима Брайденстайна в адрес SpaceX? И какое отношение к ним имеет Boeing?
Чтобы внести ясность в текущую ситуацию, необходимо начать с предыстории программы коммерческих кораблей (CCP) NASA. Эта программа стартовала в 2010 году, в качестве замены средства доставки астронавтов на МКС, предоставляемым до этого Шаттлами, а затем посредством контрактов с Роскосмосом на кресла в «Союзах». Первое серьёзное финансирование программа получила в 2011 году, и изначальные сроки пилотируемых запусков могли состояться не раньше 2015 года (как минимум).
В том же 2011 году, несмотря на несколько предложений об использования Шаттлов до конца 2010-х годов, эта программа была закрыта Конгрессом в пользу ракеты-носителя Арес-5 (теперь известную как SLS) и корабля Орион. Таким образом полагание США на российские пилотируемые корабли в доставке астронавтов на МКС стало следствием неумелого менеджмента в NASA и Конгрессе.
Когда в конце 2014 года были подписаны окончательные контракты на создание кораблей, из-за систематического недофинансирования программы CCP Конгрессом сроки первых запусков по ней «съехали» уже на 2017 год. При этом SpaceX по подписанному контракту получала лишь $2,6 млрд, в то время как на Boeing приходилось $4,2 млрд.
Тем не менее SpaceX уже выполнила к данному моменту испытания системы аварийного спасения на старте (в 2015 году) и безупречный беспилотный орбитальный запуск (в марте 2019 года), что Boeing лишь предстоит выполнить. Это говорит о том, что они находятся как минимум в 6-ти месяцах позади SpaceX в сроках исполнения программы (хотя Boeing пытается идти на всевозможные уловки, чтобы скрыть это, вплоть до установления просто безумных сроков в 1 месяц между первым испытательным запуском корабля Starliner к МКС 30 ноября, и пилотируемым полётом, назначенным уже на 30 декабря).
В то же время, когда CCP недополучал сотни миллионов $ критически важного для него финансирования, постоянное финансирование сверх запланированного получал другой «долгострой» NASA – ракета-носитель SLS и корабль Орион. Они лишь за срок 2011-2016 годов получили от Конгресса целых $16,3 млрд вместо запрошенных $11 млрд (то есть 148% от плана), в то время как CCP вместо запрошенных $5,8 млрд получила только $2,4 млрд (41% от плана). Примечательно, что примерно треть от финансирования SLS и Ориона получил их главный подрядчик – всё тот же Boeing.
На этом фоне за день до ежегодной презентации BFR/ITS/Starship Илоном Маском, директор NASA Джим Брайденстайн опубликовал в Твиттере своё официальное заявление, которое он объявил SpaceX уже в день презентации:
«Я с нетерпением ожидаю трансляцию SpaceX, которая будет завтра. В то же время нельзя не отметить, что программа Commercial Crew опаздывает на годы. NASA ожидает от компании такого же энтузиазма по проектам, которые финансировали американские налогоплательщики. Пришло время показывать результаты».
Хотя некоторые комментаторы пытались смягчить формулировку, говоря, что обращение Брайденстайна направлено к обоим участникам программы CCP сразу, или даже что оно было обращено ко всем подрядчикам NASA, однако формулировка сообщения не оставляла сомнений в направленности «удара» исключительно по SpaceX, но никак не по Boeing.
Призывы к заботе о деньгах налогоплательщиков и энтузиазму в такой ситуации выглядят издевательским лицемерием, так как Boeing получает на разработку корабля в 1,6 раза больше денег, отстаёт от графика в большей степени и проявляет к разработке корабля меньше энтузиазма, так как для фирмы численностью в 150 тыс. сотрудников и годовой выручкой более $100 млрд разработка Starliner, с общим финансированием в $4,2 млрд растянутым на несколько лет, является задачей с низким приоритетом.
С другой стороны, Маск в презентации указал, что около 50-80% усилий сотрудников SpaceX направлены на доработки Crew Dragon, Falcon 9 или их обоих. При том что работы по Starship занимают лишь около 5% их усилий. Он также сообщил, что SpaceX планирует запустить астронавтов на орбиту в течении следующих 3-4 месяцев. Однако Брайденстайн усомнился в исполнении этих сроков в последовавшим за этим заявлением интервью.
Мы считаем такую однобокую травлю SpaceX в условиях замалчивания проблем Boeing и других подрядчиков NASA, участвующих в этих разработках, контрпродуктивной и опасной тенденцией, которая может навредить как имиджу NASA, так и государственно-частному партнёрству в космической отрасли США.
Источник: aboutspacejornal.net