Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
До недавнего времени никто себе и представить не мог, что невероятная в своём разрушительном замысле идея семидесятилетней давности, навсегда, казалось бы, забытая на пыльных полках секретных архивов, получит новое воплощение в реалиях сегодняшнего дня.
Испытание советской атомной бомбы РДС-1 в 1949 году стало неприятным сюрпризом для американцев и их союзников, прогнозировавших появление атомного оружия у СССР, в лучшем случае, не раньше середины 50-х годов.
Взрыв на Семипалатинском полигоне остудил немало горячих голов, планировавших разделаться с СССР без опаски получить адекватный ответный удар. Конечно, аналитики Пентагона, работавшие над оценкой боевой мощи советских вооруженных сил, доложили по команде, что, вероятнее всего, потенциал создания большого количества атомных боеприпасов у Советов невелик. Более того, те немногие атомные бомбы, что успеют произвести русские им, скорее всего, попросту нечем будет «дотащить» до жизненно важных центров США.
Доводы аналитиков были очень убедительными, но можно ли было полностью доверять тем, кто еще совсем недавно утверждал, что у СССР нет ни сил, ни средств для создания атомного оружия? Вероятность того, что, где-нибудь в сверхсекретных арсеналах Сталина уже создан бомбардировщик или ракета, способные долететь до США все же была достаточно высокой. Как тут не вспомнить рекордные перелеты советских летчиков в середине 30-х через Северный полюс в США? Русские вообще полны сюрпризов…
Учитывая эти опасения, «ястребам» Пентагона пришлось подальше отложить планы безответных ядерных ударов по территории СССР. Так, в сентябре 1949 года, заработал принцип ядерного сдерживания, согласно которому желание ударить атомной «дубиной» по потенциальному противнику уменьшается пропорционально размеру атомной «дубины» в руках противника. А то, что СССР ударит в ответ, сомнений ни у кого не вызывало.
Другое дело, что в 1949 году бомб у нас действительно было катастрофически мало – всего две. Еще девять было изготовлено в 1950 году. Но и эти «изделия» могли считаться боевыми образцами лишь с большой долей условности, - американские аналитики в этом случае были совершенно правы – «дотащить» наши РДС до территории врага нам было не на чем.
Вопрос с созданием надежных средств доставки пока находился только в стадии решения.
Удар из-под воды
Январь 1952 года. У СССР – 35 атомных бомб, которые можно использовать в случае начала войны для ответного удара по США, но только теоретически. Бомбардировщик Ту-4 – единственный советский самолет, способный поднять атомный боеприпас, может добраться до территории США, но лишь в условиях полной слепоты американских ПВО и без шансов на возвращение домой. Использовать такой носитель – пустая трата бомб, оплаченных кровью и потом советского народа.
Авиационные КБ Туполева и Мясищева усиленно работают над созданием новых машин. Королев «со товарищи» разрабатывает носители нового типа – стратегические ракеты. Инженерная среда, близкая к «закрытой теме», буквально фонтанирует идеями и концепциями в поисках эффективных и надежных средств доставки «ада» на территорию потенциального врага.
9 сентября 1952 года на стол Сталина ложится проект Постановления Совмина СССР об организации научно-исследовательских и проектных работ по созданию «объекта 627», сооружение которого планируется закончить в 1955 году.
Таинственный «объект» под номером 627 – это ни что иное, как первая советская атомная подводная лодка. При этом, по замыслу «отцов» идеи «объекта 627» - Курчатова, Доллежаля и Александрова – это не просто «принципиально новый вид вооружения» - субмарина с атомным двигателем, но и носитель атомного заряда в виде торпеды или (в перспективе) – в виде крылатой ракеты.
Сталин подписал постановление в тот же день. Вождю идея показалась многообещающей. Ему осталось жить всего считанные месяцы, но он смотрел в будущее гораздо более отдаленное от того дня, когда его не станет. В этом будущем он видел сильную страну, которая будет развиваться и крепнуть, не опасаясь нового «22 июня».
Проектирование «спецвооружения» атомной субмарины - ядерной суперторпеды, получившей индекс Т-15, велось, фактически, параллельно с проектированием лодки.
Проблема разработки атомной торпеды заключалась в том, что «калибр» имевшихся на вооружении СССР атомных бомб совершенно не вписывался в габариты стоявших на вооружении флота торпед. В силу конструктивных особенностей первых атомных бомб, они были довольно «толстыми» - чуть больше полутора метров в диаметре, тогда как стандартный калибр торпед был в 3 раза меньше – 533 миллиметра.
У конструкторов было два пути – либо уменьшить габариты ядерного заряда (такой вариант больше нравился морякам), либо увеличить калибр торпеды (так было проще атомщикам). Так как моряки, в силу особой секретности проекта, к созданию первой атомной лодки и атомной торпеды на первых порах не привлекались, конструкторы-атомщики решили пойти по пути создания «суперторпеды».
Автором идеи суперторпеды, получившей «рабочий» индекс Т-15, был Владимир Алферов, - человек знакомый с торпедным делом не понаслышке – в свое время он успел побывать и командиром торпедного катера, работал заместителем начальника научно-исследовательского минно-торпедного института в Ленинграде, возглавлял крупнейший в стране торпедный завод № 182 в Махачкале. В конце сороковых Алферова привлекли к работе в атомном проекте, где он занимался разработкой приборов системы подрыва ядерного заряда.
После испытаний первой советской термоядерной бомбы 12 августа 1953 года идея суперторпеды, продвигаемая Алферовым, стала завоевывать все больше умов, ведь теперь для оснастки ее боевой части имелся заряд, в десятки раз превосходящий по мощности обычную атомную бомбу. При удачном запуске торпеды и подрыве ее в непосредственной близости от военно-морских баз или прибрежных городов вероятного противника можно было ожидать очень внушительных результатов.
Суперторпеда, как она есть
По замыслу разработчиков, сорокатонная торпеда Т-15 длиной 23, 55 метра и калибром 1550 миллиметров, должна была оснащаться электрическим двигателем, который разгонял бы ее до подводной скорости в 40 узлов. Боевая часть торпеды – термоядерный заряд мощностью до 100 килотонн. Носителями суперторпеды предстояло стать атомным субмаринам проекта 627, в носовой части которых для этого проектировщиками предусматривалась установка гигантского торпедного аппарата, занимавшего фактически 22% длины всей подводной лодки. При этом «суперторпеда» превращала лодку в оружие одного выстрела – после пуска Т-15 в распоряжении субмарины оставалось всего две обычных 533 мм торпеды – разместить больше не позволяли ограниченные размеры корабля. Был еще один важный недостаток – малая дальность хода торпеды с электродвигателем – не более 30 километров, то есть, пуск торпеды должен был осуществляться в непосредственной близости от цели, под угрозой обнаружения субмарины противолодочными средствами врага.
Но соблазн устроить американцам «термоядерный Перл-Харбор» всего одним выстрелом, пусть даже ценой подлодки, был очень велик.
Идет волна!
Разрабатывая термоядерную торпеду, инженеры ленинградского НИИ-400 под руководством главного конструктора Николая Шамарина, рассуждали и о возможных методах ее применения. Торпеду с зарядом мощностью в 50-100 мегатонн (напомню, что мощность «Царь-бомбы», взорванной на Новой земле составила 57 мегатонн), ввиду малой дальности хода, планировалось не выпускать «напрямую» в цель, но «подтопить» поблизости от намеченного к удару района и инициировать взрыв либо при помощи часового механизма, либо дистанционным сигналом с подводной лодки.
При подрыве заряда (или цепочки зарядов) в определенных местах прибрежного шельфа возникала высокая вероятность возникновения цунами с высотой волны до 500(!) метров, способной тотально «зачистить» побережье вероятного противника на глубину до 100-150 километров!
При этом, если заряды взрывать в Атлантическом океане, обратный «ход» волны мог неплохо зацепить и побережье Западной Европы. То есть и союзникам США тоже досталось бы сполна.
«Бумажный тигр»
Разработкой боевой части торпеды занималось КБ-11 Минсредмаша под руководством Харитона, где к «фантазиям» инженеров-торпедистов отнеслись более чем сдержано. В 50-х годах нашими атомщиками еще не была разработана технология создания высокомощных и одновременно компактных термоядерных боеголовок. Максимальная масса боеголовки, которую могла «поднять» и «донести» до врага Т-15 составляла не боле 4 тонн. По сравнению с имевшимися на тот момент времени авиационными термоядерными боеприпасами – это масса авиабомбы РДС-37, мощность взрыва которой составляла «всего» 2,9 мегатонн. Вызвать цунами таким взрывом явно бы не получилось.
Сомнения в необходимости создания Т-15 еще более окрепли, когда эскизный проект атомной подлодки проекта 627 продемонстрировали военным морякам. Огромная «труба» торпедного аппарата в носовой части лодки вызвала у моряков недоумение. Демонстрация проекта торпеды Т-15 это недоумение только усилила и породила много неудобных вопросов.
Моряки не без оснований засомневались в эффективности огромной термоядерной торпеды с до смешного малым запасом хода и относительно низкой скоростью. Более того, было высказано опасение, что пуск такой огромной торпеды может создать угрозу вертикального опрокидывания подводной лодки-носителя, потере ее управляемости на глубине, заваливанию «в штопор» и, как следствие, затоплению.
Оценив наброски проекта, созданного без их участия, моряки стали резко возражать против создания «сырой» суперторпеды с неясными перспективами применения. В конце 1953 года «спецы» ВМФ выдали промышленности тактико-техническое задание на создание атомного боевого зарядного отделения для торпеды калибром 533 миллиметра с повышенной дальностью хода.
Разработка новой боевой части началась, но и «большая» торпеда, которую лоббировал Минсредмаш, еще оставалась в работе. Окончательно проект Т-15 был «похоронен» в 1955 году, когда была готова ядерная боевая часть привычного для моряков калибра, которой оснащались торпеды, получившие индекс Т-5.
Откорректированный проект «объекта 627» получил 8 носовых 533-мм торпедных аппарата и боезапас в 20 торпед, из них – 6 с атомными боезарядами. Такое вооружение военных моряков вполне устроило. Торпеда Т-5 была принята на вооружение ВМФ СССР в 1957 году.
Кстати, американцы вооружились торпедами с атомными боеголовками только в 1963 году.
Новое, как хорошо забытое старое
Вспомнить о забытой термоядерной легенде Холодной войны – торпеде Т-15, всех заставила знаменитая «утечка» в ноябре 2015 года, когда в объективы операторов Первого канала и НТВ «случайно» попали постеры с презентацией некоего проекта «Статус-6», который военные представляли президенту Путину.
Мир принялся внимательно изучать размытые «скрины» с изображениями нового российского супероружия, которое оказалось удивительно похожим на забытую советскую суперторпеду Т-15.
Вспомнили и «фантазии» академика Сахарова, который мечтал о создании термоядерной «царь-торпеды» с атомным реактивным двигателем:
«…Я решил, что таким носителем может являться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водо-паровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника.
…Корпус такой торпеды может быть сделан очень прочным, ей не страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов — как надводным взрывом «выскочившей» из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом — неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами. Одним из первых, с кем я обсуждал этот проект, был контр-адмирал Фомин…
Он был шокирован «людоедским характером» проекта и заметил в разговоре со мной, что военные моряки привыкли бороться с вооружённым противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве. Я устыдился и больше никогда ни с кем не обсуждал этого проекта…»
Кстати, из-за этой выдержки многие приписывают именно академику Сахарову авторство идеи торпеды Т-15. Однако, в этом тексте речь идет явно о другом проекте. Вероятнее всего, идея «суперторпеды» посетила Сахарова в то время, когда проект Т-15 был уже убран «на полку», а контр-адмирал Фомин, выслушав восторженную идею молодого физика, осадил его вовсе не из «моральных» соображений, а из опасений, что идея огромной и неповоротливой торпеды, против которой так долго боролись военные моряки, может, вдруг вернуться в умы людей, имеющих власть ее продвинуть вопреки самым разумным доводам…
Но, вернемся в современность. Итак, 1 марта 2018 года Владимир Путин официально подтвердил существование подводного дрона-торпеды, предназначенного для доставки ядерного боеприпаса к берегам вероятного противника «с целью поражения важных прибрежных элементов экономики противника и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путём создания обширных зон радиоактивного загрязнения, цунами и другими разрушительными последствиями ядерного взрыва».
Статус-6 - «внук» суперторпеды Т-15, конечно, гораздо совершеннее и опаснее своего полузабытого предка. По данным открытых источников он представляет собой полностью роботизированную быструю глубоководную малозаметную атомную подводную лодку миниатюрных размеров, которая не только способна нести ядерный (термоядерный) боезаряд повышенной мощности, но выполнять также разведывательные и ударный миссии без соприкосновения с противником.
Новую жизнь этой «старой» идее придает еще и тот немаловажный факт, что «Статус-6» обесценивает систему противоракетной обороны США.
Даже подумать страшно, что может натворить один только удар таким дроном с боеголовкой мощностью в 100 мегатонн где-нибудь в районе разлома Сан-Андреас…