Лесные пожары в бассейне Амазонки — одна из главных тем в мировых СМИ и политике. Она даже стала предметом острых дискуссий между президентами Франции и Бразилии — Эмманюэлем Макроном и Жаиром Болсонару. Почему такое внимание к нынешним пожарам в Амазонии? Не только их масштаб, но и резкое обострение климатического кризиса в мире объясняют куда более острую реакцию на лесные пожары, чем в предыдущие годы. Парижская «Монд» отмечает, что нынешние пожары в бассейне Амазонки — самые крупные за последние годы. Площадь пожаров в этом году выросла на 88%, зарегистрировано около 80 тысяч очагов возгорания. Возмущение мировой общественности вызвала также позиция президента Бразилии Жаира Болсонару, который, как и Дональд Трамп, не верит в глобальное потепление и фактически покрывает фермеров и «черных лесорубов», ведущих незаконное уничтожение сельвы.
Пожары подрывают главную экосистему планеты. Тропические леса бассейна Амазонки — крупнейший массив влажных тропических лесов (6 миллионов квадратных километров), их называют легкими Земли, поскольку они поглощают углекислый газ и препятствуют глобальному потеплению. Речь идет также о важнейшей для биоразнообразия экосистеме, — на нее приходится 10% известных видов животных и 25% — растений.
Пожарами охвачены не только леса Амазонии, но также другие регионы планеты. В России горят леса Заполярья, Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, где на конец июля площадь пожаров составляла около 150 тысяч гектаров. Российские власти стараются успокоить общественность на том основании, что опасности для городов и поселков нет. Однако ученые уверены, что в результате глобального потепления число пожаров в Сибири и Заполярье будет расти. Пожарами охвачены и другие регионы — в Индонезии, США, Канаде, Монголии, Греции, Испании. Причины повсюду разные. В Бразилии и Индонезии это результат «дикого» освоения сельскохозяйственных земель, в России — глобального потепления и хищнической вырубки леса, повсюду имеют также место криминальные поджоги. Исключение представляют «естественные» пожары, которые необходимы для экологического равновесия. Это в первую очереди степные пожары в африканской саванне — от Анголы до Кении. Они не наносят глубокого ущерба экосистеме и ведут к быстрому восстановлению зеленого покрова.
Становится все более очевидной «рукотворная» версия пожаров — в Амазонии, Сибири и других регионах мира. Специалисты установили с помощью спутниковых наблюдений, что пожары — дело рук организованных групп, вырубающих леса и «расчищающих» таким образом площади под сельскохозяйственные земли. Главный распространитель пожаров — валежник, оставшийся после незаконной вырубки. Все больше фактов подтверждает версию, согласно которой местные власти состоят в коррупционном сговоре с «вырубщиками» и «поджигателями». В частности, бразильские фермеры вырубают и поджигают леса, чтобы засеивать сою и создавать выпасы для скота, при этом в большинстве случаев пожары выходят из-под контроля и выжигают площади, больше запланированных. Не только Болсонару, но президент США Дональд Трамп не видят ничего серьезного в «освоении» лесных пространств. Трамп уже готовит указ о снятии запрета на вырубку природных лесных массивов на Аляске, Болсонару увольняет руководителей природоохранных ведомств, бьющих тревогу из-за уничтожения сельвы.
Мировая «эпидемия» пожаров имеет далеко идущие негативные последствия для окружающей среды. В атмосферу выделяется большее количество двуокиси углерода (СО2) — основного парникового газа. Ученые только подсчитывают объемы выделенного СО2, но не сомневаются, что они огромны и ведут к изменению климата — не только в Амазонии, но и на всей планете. Кроме того, происходит нарушение круговорота воды в природе. Тропические леса являются своеобразным регулятором влажности: испаряющаяся влага превращается в облака и выпадает дождями. Однако круговорот воды в природе очень хрупок и постоянно нарушается: в различных регионах планеты наступает засуха. Ученые британского университета в Лидсе считают, что «критический порог» близок: Амазония может превратиться в засушливую саванну, и тогда климатические изменения в мире станут необратимыми. Американские и бразильские исследователи подсчитали, что для этого необходимо уничтожение 20-25% лесов Амазонии: сейчас этот показатель приближается к 17-19%.
Именно в бассейне Амазонки уничтожение лесов приняло наиболее драматический характер. По данным спутниковых наблюдений, начиная с 1988 года здесь было уничтожены леса на площади в 700 тысяч квадратных километров, что примерно равно двум Германиям. По оценке немецких специалистов, в результате только нынешних пожаров выбросы в атмосферу составили 228 мегатонн СО2 — это объем, который способен повлиять на глобальный климат. Пока нет точных данных о количестве кислорода, который вырабатывают леса в бассейне Амазонки. В мировых СМИ появлялись сообщения, что на этот регион приходится 20% мирового кислорода. Однако многие ученые считают, что роль лесов Амазонии в генерации кислорода на планете преувеличена. По различным данным, речь идет о 16%, 10% и даже меньшем количестве кислорода. Согласно американскому журналу «Сайенс» (Science), на Амазонию приходится лишь 7% фотосинтеза, а настоящие «легкие» Земли находятся в мировом океане, где фитопланктон производит свыше половины земного кислорода. В этом смысле уровню кислорода на Земле пока ничто не угрожает.
Проблема пожаров в Амазонии вышла в этом году на политический уровень и стала одной из главных тем на прошедшем во французском Биаррице саммите G7. Франция и Ирландия, а также ряд ведущих политиков в Евросоюзе потребовали расторжения глобального торгового соглашения со странами Южной Америки в том случае, если Бразилия не начнет активную борьбу с лесными пожарами. Европейцы также требуют отказаться от бразильской сои, древесины и мяса в случае продолжения хищнического уничтожения лесов. Министр окружающей среды Германии Олаф Шульц предложил сертифицировать и бойкотировать бразильское мясо и сою — если ситуация не изменится.
Аналогичные меры предусмотрены и для Индонезии. Основное предложение экологических активистов — ввести специальный налог на СО2, чтобы уничтожение лесов стало неподъемно дорого. В последние дни давление на правительство Болсонару усилилось: к политикам и экологам присоединились ведущие мировые корпорации, банки и бизнес. Они приостанавливают сделки с Бразилией и покупку бразильских гособлигаций. Однако пока нет признаков того, что Жаир Болсонару уступит международному давлению. Он представляет интересы аграрного лобби Бразилии, которое ведет политику расширения посевных площадей и постоянно ослабляет природоохранные правила. Фактически уничтожение лесов Амазонии стало при Болсонару частью государственной политики.
На самом деле, хищническую вырубку лесов когда-то начали сами европейцы. В свое время территория нынешней Голландии была покрыта густыми лесами, однако все дерево ушло на корабли. В последние десятилетия западные страны предпринимают достаточно успешные попытки по восстановлению лесного покрова. Спутниковые наблюдения с 1982 по 2016 годы показывают, что площадь лесов выросла на 7%. Однако речь идет о северном полушарии и промышленно развитых странах, которые пытаются компенсировать уничтожение лесов на юге.
Источник: inosmi.ru