Задолго до мамонтов и даже динозавров, около 466 млн лет назад, Земля переживала очередной ледниковый период. Палеонтологам хорошо известны его последствия, но причины до последнего времени оставались неясными. Открыли тайну ордовикского оледенения шведский астрофизик Биргер Шмиц (Birger Schmitz) из университета Лунда с группой соавторов. По их мнению, глобальное похолодание было вызвано космической пылью, в огромных количествах обрушившейся на Землю в результате разрушения крупного астероида.
Сегодня в атмосфере Земли содержится довольно много пыли, но практически вся она имеет местное, земное происхождение. Доля космической пыли оценивается примерно в 1%, и это нормальное состояние для нашей планеты. Однако анализы ордовикских отложений показывают, что непосредственно перед началом тогдашнего оледенения содержание космической пыли скачкообразно выросло на три-четыре порядка (то есть в 1000 - 10 000 раз).
Эта космическая пыль до сих пор сохранилась в горных породах ордовика и содержит большое количество внеземного хромита и изотопов гелия-три. Именно запыление атмосферы и вызванное им снижение проникновения солнечного тепла к поверхности планеты и вызвали ордовикский температурный минимум. А теперь самое главное – Шмиц с коллегами разыскали в космосе источник этой пыли.
По их данным, как раз в то время между орбитами Марса и Юпитера рассыпался на части здоровенный астероид диаметром в 150 км. Образовавшаяся при этом пыль вскоре добралась до Земли и на протяжении двух миллионов лет выпадала на ее поверхность, попутно спровоцировав ледниковый период.
Остается добавить, что согласно довольно популярной гипотезе как раз между Марсом и Юпитером в свое время находилась планета Фаэтон, из остатков которой сформировался пояс астероидов. Последние исследования показали даже, что на Фаэтоне могла быть вода и, следовательно, жизнь. Однако что послужило причиной ее гибели, установить достоверно пока не удалось.
Статья An extraterrestrial trigger for the mid-Ordovician ice age: Dust from the breakup of the L-chondrite parent body опубликована в журнале Science Advances
Doi: 10.1126/sciadv.aax4184