Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА ПРОДОЛЖАЕТ ОБСЛЕДОВАТЬ ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА
Почти месяц на островах архипелага Земля Франца-Иосифа проходит Комплексная экспедиция Северного флота при участии Центра Русского географического общества на Северном флоте, научной и медиагруппы РГО. Несмотря на голодных белых медведей, шестибалльные шторма и шквалистый ветер, учёные и североморцы продолжают свои исследования. Сквозь помехи в радиоэфире руководитель медиагруппы Леонид Круглов рассказал нам последние новости.
– Леонид, многие уверены, что путешествие по Арктике сейчас похоже на увеселительную прогулку. Так ли это?
– Хочу сказать, что такие диванные эксперты сильно заблуждаются. Арктика по-прежнему непредсказуема и опасна. Мы плывём на одном из самых современных судов Северного флота, тепло одетые и с кучей техники, и то нам бывает страшно. Взять, к примеру, мемориальную акцию "Три флага", которая стала частью нашей экспедиции.
Для водружения флага на мысе Флигели на севере острова Рудольфа – самой северной точке России и Евразии, в 800 километрах до Северного полюса, – нам пришлось штурмовать его в прямом и переносном смысле. Очень сложная ледовая обстановка, весь мыс закрыло битым льдом, и подойти к нему на лодках мы не смогли. Плюс к этому – шестибалльный шторм, ледяной ветер, снегопад и голодные медведи!
Дело в том, что сейчас Земля Франца-Иосифа открыта ото льдов, и обычной добычи медведей – моржей и морских зайцев (так называемых лахтаков), которые обитают на кромке льда, – просто нет, потому что нет и самого льда. Медведи ходят голодные. На острове Рудольфа они просто не давали нам высадиться на мыс: море выбросило на берег останки кита, и целое стадо белых мишек их пожирало, ни на что не реагируя. Только когда медведи съели всё, мы смогли их прогнать, высадиться и водрузить флаг Российской Федерации.
– Вы исследовали Землю Александры. Как вы можете описать этот этап экспедиции?
– Мы прошли не весь остров, а лишь мыс Мэри-Хармсуорт. Это самый западный мыс Земли Александры. Именно к нему спустя несколько месяцев блуждания по льдам 8 июля 1914 года вышла группа Валериана Альбанова. Более того, мы смогли там высадиться на тот самый купол, на который вышли и они. Только они так поступили, поскольку не смогли найти выход на землю, когда увидели долгожданную землю и устремились к ней, а мы пытались повторить их путь и увидеть местность глазами полярников из далёкого 1914 года.
– И что вы там увидели?
– Этот рассказ я приберегу для итоговой пресс-конференции. Могу сказать, что на мысу, когда мы спустились с верхушки ледника, нас ждал очень агрессивный медведь. Он увидел добычу! Зверь стал преследовать нас, не отступая ни на шаг. Он не реагировал на ракетницы, крики, выстрелы в воздух. Видимо, он очень давно не ел, и голод заглушал инстинкт самосохранения.
В итоге он буквально загнал нашу группу в старый советский самолёт Ан-2, который когда-то потерпел там аварию. Не знаю, что стало с тем медведем, но, если в скором времени не станут льды, животное может умереть от голода.
Мне искренне жаль этих хищников. Из-за смены климата их остаётся всё меньше, а борьба за жизнь приобретает всё больший драматизм.
Когда мы работали по следам группы Альбанова и подошли к мысу Гранта – а именно к огромному скальному выступу с большим птичьим базаром, – мы видели, на какие акробатические трюки способны медведи, чтобы добыть себе пропитание. Они показывают чудеса скалолазания, цепляясь за отвесные скалы, пытаясь добраться до птичьих гнёзд. Мы всё это сняли, и теперь в коллекции РГО будут уникальные кадры из жизни белых медведей.
– Леонид, короткое арктическое лето закончилось. Какая погода сейчас на островах архипелага Земля Франца-Иосифа?
– Полторы недели штормило. Сегодня первый день, когда мы можем выйти на палубу и не бояться, что нас выкинет за борт. Погода сменилась на зимнюю, начались снегопады, ледяные ветра и ураганы. Проводить работы становится всё сложней. Вся команда очень надеется, что до завершения экспедиции у нас появится "окно", во время которого мы продолжим начатые исследования. Мы наметили работу на берегу, но не могли высадиться из-за штормовой погоды.
– Где вы планируете побывать, что найти?
– У нас есть предположение о том, где захоронен русский гидрограф, полярный исследователь и путешественник Георгий Яковлевич Седов. Как вы помните, он первый из россиян попытался покорить Северный полюс. Могила его была утрачена. Было известно только, что наиболее вероятное место захоронения – остров Рудольфа. По свидетельствам и косвенным доказательствам мы определили, что это мыс Аук. Сделали попытку высадиться, но помешал шторм. Дожидаемся погоды и попробуем ещё одну высадку. Уверен, в этот раз мы сможем найти могилу этого смелого человека.
История смерти Георгия Седова
Георгий Седов скончался во время своего похода к Северному полюсу. 2 февраля 1914 года больной Седов вместе с матросами Григорием Линником и Александром Пустошным на трёх собачьих упряжках, имея всего 20 собак, вышли из бухты Тихой к полюсу. Исследователь Владимир Визе, художник Николай Пинегин и геолог Михаил Павлов проводили группу Седова до мыса Маркхема.
По ходу движения прогрессировала болезнь Георгия Яковлевича, через неделю он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Его спутники похоронили его на острове Рудольфа: обернули в два парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе. Затем они направились в обратный путь. Одна из собак – Фрам – осталась у могилы. Линник с Пустошным не смогли её поймать и оставили небольшой запас еды, в надежде, что пёс их догонит, но Фрам не вернулся. С могилы они взяли три камня: для себя и жены Седова.
Ни Пустошный, ни Линник не умели ни читать карту, ни работать с секстаном. Матросы считали, что похоронили Седова на мысе Бророк острове Рудольфа, но впоследствии оказалось, что это был мыс Аук.
– Что с группой Альбанова, покинувшей шхуну "Святая Анна"? Удалось ли узнать о ней что-то новое?
– В документах начала ХХ века упоминается серия островов Земли Франца-Иосифа, через которые двигалась группа Альбанова. Мы нашли ледник, на котором, с большой долей вероятности, погибли трое из полярников. У нас даже есть одна интересная версия, которую мы будем на днях проверять. Мы нашли точку, в которой моряки неизбежно должны были наткнуться на стык двух ледников. Эти два купола сходятся посередине пути и создают залив с сильными течениями. Скорее всего, ослабленные моряки пропали в этой огромной трещине. Её и место, где ледник выходит на берег, мы исследуем специальным оборудованием.
– Удалось ли сделать погружения, чтобы изучить артефакты, оставшиеся на дне со времени первых арктических экспедиций?
– Как я уже сказал, погодка была сильно на любителя. У нас остались ещё две недели, за которые мы планируем сделать два погружения. Одно – там, где в 1914 году шхуна "Святой великомученик Фока" села на мель и моряки выбрасывали за борт лишний груз. Напомню, судно после тяжёлой зимовки, потеряв руководителя экспедиции, 30 июля 1914 года навсегда покидало архипелаг. Второе – на месте, где с 1881 года лежит шотландская яхта "Эйра". Яхта путешественника Бенджамина Ли Смита потерпела крушение 21 августа 1881 года между мысами Флора и Гертруды.
– Что касается научных исследований, как они проводятся?
– Всё идёт по плану. Такого богатого материала учёные не встречали очень давно. Гляциологи изучают арктические льды, биологи ведут мониторинг местных животных. В штормовую погоду животные попрятались, но всё равно встречаем китов, моржей, лахтаков.
Наверное, коллеги-биологи на меня не обидятся, если я расскажу, что обнаружили новое лежбище моржей на острове Харли – недалеко от острова Рудольфа, там насчитали более 500 животных. Каждый день мы совершаем небольшие, но очень интересные открытия.