В Крымской астрономической станции Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ имени М. В. Ломоносова Геннадий Борисов числится инженером 1-й категории. По словам самого Борисова, он работает там на полставки и, как он написал на астрономическом портале Астрофорум, в ГАИШ ему «пока доверяют только мыть оптику телескопов». Также Борисов руководит одним из подразделений Астрономического научного центра. Однако астрономические наблюдения не входят в служебные обязанности Борисова — это его увлечение.
«Днем и там, и там я обязан работать, ремонтировать приборы, разрабатывать новые телескопы. Никакого отношения к астрономическим наблюдениям это не имеет», — рассказал он корреспонденту Indicator.Ru.
По ночам Борисов самостоятельно собирает телескопы, самостоятельно проводит наблюдения, самостоятельно обрабатывает результаты. Последнее свое творение — 65-сантиметровый телескоп системы Гамильтона — Борисов сделал из фанеры и карбоновых трубок: «на железо денег не хватило». Это самый крупный из телескопов, сделанных Борисовым. «Я решил сделать себе телескоп побольше, чтобы смотреть дальше и попытаться составить конкуренцию большим проектам», — рассказал он Youtube-каналу Astro Channel.
Телескоп астрономов любителей во время начных наблюдений https://altair.ru/
Свои наблюдения Геннадий проводит в «полуавтоматическом» режиме — задает телескопу набор площадок для наблюдений, а затем вручную обрабатывает полученные кадры. Если на снимках находятся движущиеся объекты, Борисов проверяет их по открытой базе — чаще всего это уже известные астероиды или кометы. Но иногда случаются и открытия — на счету Борисова их было семь. Последнее, восьмое, стало самым ярким и самым неожиданным.
30 августа, вернувшись из отпуска, Борисов решил опробовать свой новый телескоп и направил его не в зенит, как обычно, а на горизонт. Отсняв 27 площадок, первооткрыватель лег спать, а наутро приступил к обработке. На 26 площадках не нашлось ничего интересного, а вот на последней, 27-й, на самом краю кадра Геннадий обнаружил ранее неизвестный движущийся объект и сразу же отправил данные о нем в Центр малых планет (ЦМП) Международного астрономического союза. ЦМП создан, чтобы помогать астрономам — любителям и профессионалам — координировать свои действия, записывать наблюдения и рассчитывать параметры движения небесных тел.
Изначально Борисов думал, что это хоть и новая, но все же «рядовая» комета. Несколько ночей подряд он продолжал наблюдать за новой кометой, к нему присоединились десятки других астрономов-любителей и обсерваторий. По мере накопления данных стало понятно, что эта комета совсем не рядовая. Все расчеты показывали на то, что ее траектория «сильно гиперболическая».
На форму траектории объекта указывает специальный параметр – эксцентриситет (e). При e, равном единице, траектория имеет форму параболы, меньше единицы — эллипса, больше — гиперболы. Большинство известных комет имеют эксцентриситет меньше единицы, то есть вращаются вокруг Солнца по замкнутой эллиптической орбите. Чем ближе е к единице, тем орбита более вытянута. Например, у известной кометы Галлея с периодом обращения более 75 лет эксцентриситет равен 0,96. Если эксцентриситет равен единице или значимо превышает ее, то траектория перестает быть замкнутой, то есть объект приближается к Солнцу лишь единожды, а затем улетает из пределов системы.
Известно довольно много комет с эксцентриситетом, на сотые или десятые доли превышающим единицу, однако они не представляют особого интереса. Считается, что такие эксцентриситеты — следствия ошибок измерения или влияния планет-гигантов. Так или иначе, считать межзвездными такие объекты нельзя. В 2017 году астрономы открыли астероид Оумуамуа с е = 1,2. Открытие произвело переполох в научном сообществе — это был самый большой показатель среди всех наблюдаемых объектов, и он указывал на его межзвездное происхождение. Эксцентриситет кометы, обнаруженной Геннадием Борисовым, оказался равен 3,67.
11 сентября Центр малых планет выпустил циркуляр с описанием новой кометы. Вслед за этим Канарский институт астрофизики проанализировал ее химический состав — он оказался аналогичным кометам Солнечной системы. Это означает, что в других звездных системах происходят те же этапы эволюции, действуют те же химические элементы, что и в нашей. Симуляция траектории C/2019 Q4 доступна по ссылке
На астрономическом портале Астрофорум, куда Борисов с первого дня писал о наблюдении нового объекта, в его адрес сразу же посыпались поздравления. Писали, что это «самое крупное за всю историю российское открытие в астрономии» и что имя Борисова теперь будет «вписано золотыми буквами в астрономию малых тел». В тот же день репортажи о первой межзвездной комете появились во всех мировых СМИ. Даже в далеком от астрономии «Вечернем Урганте» упомянули о комете Борисова. Сам первооткрыватель отметил, что межзвездная комета — «пример того, что любители пока еще в строю».
На вопрос о том, как удается справляться с нахлынувшей славой, Борисов отвечает, что это для него непросто: «Не ожидал, что будет такой ажиотаж. Постоянно звонки, постоянно съемка, постоянно какие-то письма. Нужно отвечать, а я еще человек из той категории, которые не “пишучие” (орфография авторская, — прим. Indicator.Ru). Есть люди, которые легко пишут — статьи, что угодно, — я не могу. Тем более, что пишут и иностранцы, нужно отвечать и на английском. Жена помогает. Но сейчас она на отдыхе, я тут один с этим борюсь».
Комета Борисова получила название C/2019 Q4 (Borisov): первая буква в названии указывает на то, что это долгопериодическая комета, затем идет год открытия и код, означающий, что комета стала четвертой открытой за вторую половину августа (Q). В циркуляре указано, что параметры траектории указывают на межзвездное происхождение, однако свое название комета Борисова получила по номенклатуре обычных комет. На Астрофоруме сразу же заметили, что ее следовало бы назвать 2I/Borisov, то есть «второй межзвездной» (interstellar) — вслед за 1I/?Oumuamua.
Сам Борисов считает, что любительская астрономия не сможет долго соперничать с профессиональной: «Любителям астрономии осталось очень мало тем для открытий. В основном эти открытия делают большие обзорные телескопы. Я думаю, что через несколько лет любителям астрономии вообще не удастся ничего нового открыть, потому что очень много больших телескопов наблюдают все небо и заблаговременно открывают объекты. Пока они к нам долетят, они уже давно открыты».
Однако его коллеги настроены более оптимистично. «Это замечательный пример того, что любительская астрономия еще жива именно в области наукоемких открытий. Хотя сейчас и строится множество крупных телескопов, есть еще области на небе, которые недоступны профессионалам, — их в основном исследуют любители. Как раз рядом с Солнцем, где Геннадий Борисов и открывает свои кометы», — отмечает астроном-любитель Станислав Короткий.
Открытие межзвездной кометы сравнивают с открытием Плутона американским любителем Клайдом Томбо. Тот тоже самостоятельно собирал телескопы и проводил наблюдения. Для участников астрофорума это открытие помимо общемирового научного значения обрело еще и более личное — во-первых, это причастность к великому открытию и внимание мирового сообщества к любительской астрономии. А во-вторых, это стимул продолжать наблюдения в поисках своего «межзвездника». «Ты продлил жизнь многим любителям астрономии, ищущим новые объекты», — обратился к Геннадию Борисову один из участников форума, «охотник за метеоритами» Тимур Крячко.
Источник: indicator.ru