Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-09-07 20:54

КОЧЕВНИКИ: ОЖИВШИЕ ОБРАЗЫ

археологические находки

Кем была «инопланетянка» из сарматского кургана?

С разрешения авторов мы публикуем сборник «Кочевники: ожившие образы», посвящённый результатам археологических исследований в окрестностях Заповедника «Аркаим» в 2015–2016 гг.

НОВЫЙ ПАМЯТНИК НОМАДОВ ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ.

Среди степных просторов Южного Урала можно увидеть молчаливых свидетелей прошлого – курганы кочевников. Археологическое изучение скрытых под ними погребений проливает свет на историю народов древности – их рождение и гибель, хозяйство и быт населения, обычаи и религиозные представления.

Особое место среди многообразия археологических древностей Южного Урала занимают курганные могильники с фигурными насыпями – наследие краткого, но яркого периода в истории евразийских номадов – II-III вв. н.э. Кому они принадлежали? Последним сарматам? Первым гуннам? Откуда они появились и почему так внезапно исчезли? Как выглядели люди, оставившие их, и на каких языках они говорили? Были ли они мирными пастухами или воинственными всадниками? В каких богов они верили?

Расположение исследованного в 2015–2016 гг. могильника на карте Челябинской области
Раскопы могильника Мандесарка-6 в 2015 г.

Летние сезоны 2015-2016 гг. ознаменовались  изучением нового памятника кочевников поздней древности – курганного могильника Мандесарка 6[1](Кизильский район Челябинской области). Экспедиция Заповедника «Аркаим» при поддержке Историко-филологического факультета Челябинского госуниверситета впервые приступила к раскопкам этого памятника, исследовав пять погребальных сооружений. Полученные материалы уже в процессе раскопок получили широкую известность благодаря социальным сетям и средствам массовой информации. Выставка «Кочевники: ожившие образы» презентует результаты исследований этого яркого памятника.

  • Археолог Юрий Макуров при расчистке погребения в Кургане №2
  • Женское захоронение в кургане № 6

В КАКУЮ ЭПОХУ ЖИЛИ ЛЮДИ, КОТОРЫХ ОБНАРУЖИЛИ АРХЕОЛОГИ В 2015-2016 ГОДАХ?

Люди, погребенные в курганах могильника Мандесарка 6, жили и умерли в IIIв. н.э., во время, называемое археологами эпохой ранних кочевников степного пояса Евразии.

  • План могильника Мандесарка – 6. Серым цветом выделены курганы, исследованные в 2015 г., штриховкой – курганы, раскопанные в 2016 г.
  • Степные пейзажи

Эпоха ранних кочевников, длившаяся более тысячи лет, не была однородна в историко-культурном плане. Историки и археологи, часто не имея возможности знать самоназвания кочевых народов, используют с долей условности имена, данные кочевникам античными (греческими, римскими) и китайскими авторами. Наиболее известные из этих названий: скифы, сарматы, гунны, аланы. Люди из могильника Мандесарка 6 жили в позднесарматское время урало-поволжских степей – вторая половина II– начало IV вв. н.э. – и относились к племенам сарматского круга. 

Железный кинжал с бронзовыми накладками а ркояти из кургана №4

Иное название того же периода – эпоха поздней древности. Исторический смысл этой эпохи – постепенный переход от носителей сарматских культурных традиций к носителям тюркских традиций. В уральской степи массово обнаруживаются археологические памятники, облик которых сочетает в себе привычные для этой территории сарматские черты и новые элементы культуры восточного происхождения. Исследователи связывают последние с волной миграции части народа хунну из Центральной Азии, сначала в регион Средней Азии, откуда, смешавшись с местным сако-массагетским населением, они и проникают на Урал.

Графическая реконструкция сарматских воинов М.В. Горелика

КАКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ БЫЛ У ЭТИХ ЛЮДЕЙ?

Люди из могильника Мандесарка 6 были кочевниками. Номады поздней древности кочевали круглогодично, мигрируя со стадами летом на северные пастбища (в том числе Южный Урал), а зимой на юг (в район Устюрта и Средней Азии). Зачастую, из-за засух, джутов (падежа скота зимой от голода) или из-за политических амбиций племенных вождей происходили массовые перекочевки, миграции. Пример одной из таких миграций иллюстрирует могильник Мандесарка 6.

Графическая реконструкция сармата. Попов С.А. Тайны Пятимаров. Челябинск. 1982 г.

Для максимальной эффективности выпаса кочевники содержали животных, более приспособленных к перекочевкам и добыче еды из-под снега – лошадей и овец. Люди жили в кибитках на колесах, ввиду чего найти поселения кочевников современному археологу практически невозможно. 

Кувшин импортного происхождения из могильник Мадесарка 6 в процессе реставрации

«Настоящий кочевник – бедный кочевник». Хозяйство номадов достаточно скудное и направлено на минимальное жизненное обеспечение. В пище господствовал мясомолочный рацион, шерсть и шкуры животных служили для пошива одежды и устройства жилищ, из дерева и глины изготовлялись элементарные предметы утвари и посуда. Поэтому номады всегда нуждались в изделиях, произведенных в сельскохозяйственных и ремесленных центрах: оружии и металлической посуде, украшениях и престижных предметах для элиты.

Железный меч из кургана 2

Для охраны пастбищ и водных источников, контроля за торговыми путями и сырьевыми центрами кочевники активно вооружались, их общество милитаризировалось. В подтверждение тому: в могильнике Мандесарка 6 мужчины были погребены с оружием ближнего боя – кинжалом и мечом. Погребения других могильников номадов изобилуют предметами вооружения, иногда и в женских захоронениях. Военные столкновения проходили как между кочевыми племенами, так и в ходе набегов и войн с оседлым населением. Цивилизации древности часто пользовались этим: в войсках древней Персии и Римской империи были воинские контингенты из сакских и сарматских племен.

План мужского захоронения кургана №2:
1 – развал кувшина, 2 – изделие
из дерева и бронзы, 3 – меч,
4 – железный дрот, 5 – развал сосуда,
6 – изделие из бронзы и дерева,
7 – нож

КЕМ БЫЛИ ЛЮДИ ИЗ ИССЛЕДОВАННОГО В 2015-2016 ГОДАХ МОГИЛЬНИКА?

В курганах могильника были найдены останки трех мужчин и двух женщин. Одна женщина (прославившаяся в СМИ, как «инопланетянка») была похоронена без вещей. Двое мужчин были снабжены яркой воинской атрибутикой (меч и кинжал). Другая женщина сопровождалась «в иной мир» рядовыми  предметами быта. Погребение третьего мужчины – пожилого человека из самого крупного кургана – оказалось сильно разграблено, так что теперь можно только догадываться, с чем он был похоронен.

  • Графическая реконструкция лица по черепу из кургана № 4 могильника Мандесарка 6. Автор – Нечвалода А.И
  • Графическая реконструкция лица по черепу из кургана № 4 могильника Мандесарка 6. Автор – Нечвалода А.И
  • Графическая реконструкция лица по черепу из кургана № 4 могильника Мандесарка 6. Автор – Нечвалода А.И

Позднесарматское общество отличалось стандартными погребениями — это был монолитный племенной союз с устоявшимися обычаями, слабо отличающимися друг от друга на большой территории. Мигрировав на Южный Урал, они четко придерживались соблюдения традиций, не допуская привнесения местных обрядов. Это подтверждается тем, что погребальные сооружения и способ захоронения для всех усопших в могильниках Южного Урала, в т.ч. и могильника Мандесарка-6, практически одинаков.

Примечательно, что исследование произвольно выбранных курганов подтвердило уже известную ученым картину кочевого объединения Урало-Поволжских степей II-IV вв. Погребений мужчин в позднесарматском обществе в 2 раза больше чем женщин. Крайне мало детских захоронений, а среди мужчин много переживших солидный для того времени рубеж в 40 лет. Такие отклонения от нормы говорят об экстремальных условиях жизни, связанных с войной, когда возрастает количество пожилых мужчин и подростков. 

Мужчинам присущ высокий уровень травматизма – более половины известных скелетов имеют переломы нижних конечностей, ключиц, носовых костей, зафиксированы поражения нанесенные оружием – колотые и рубленые раны, зачастую приведшие к летальному исходу. Это, в совокупности с воинскими принадлежностями, характеризует их как агрессивную группу профессиональных воинов.

Фото мужского погребения из кургана № 4

Очень высок среди мужчин уровень физической изношенности суставов, прежде всего пояса и верхних конечностей. Это свидетельства всаднической принадлежности и участия в постоянных военных столкновениях в качестве тяжеловооруженных воинов.

Определить социальное положение некоторых женщин сложно. Обычаи не всегда обязывают  укладывать с умершим все принадлежавшие ему вещи или возводить для него сооружение в зависимости от статуса при жизни. Можно лишь теперь догадываться, кем, например, была  женщина, которой соплеменники не положили вещей и которая за последние два года прославилась в СМИ, как «инопланетянка». Бедной вдовой или пленницей, скончалась от заразной болезни или была изгоем-шаманкой? 

НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ОНИ ГОВОРИЛИ?

«Наши» кочевники не имели письменности, поэтому знания об их языке скудные и фрагментарные. Лингвистам, на основании сравнительного сопоставления современных языков, изучения топонимов и анализа немногочисленных письменных свидетельств (религиозных текстов, названий кочевых групп, имен их правителей), удалось установить место  южноуральских кочевников на древе языков и определить ближайших языковых родственников. 

Люди из Мандесарки 6 разговаривали на языке, входящем в обширную индоевропейскую семью (к ней относится и русский язык). Внутри этой семьи есть ветви языков более схожих друг с другом, чем с остальными, в данном случае – это арийская ветвь, разделяемая, в свою очередь на индоарийскую и иранскую. Позднесарматских кочевников относят к восточной иранской группе, формирование которой восходит ко второму тыс. до н.э. Выделившись в особую группу среди оседлого населения Средней Азии, этот древнеиранский язык начинает распространяться среди окружающего населения, со временем разделяясь на отдельные языки и диалекты. Проникнув в кочевую среду, один из диалектов оформляется в самостоятельный сарматский язык, близкородственный языку скифов. 

Древо индоевропейских языков

В настоящий момент и скифский и сарматский языки являются мертвыми, как, например, латынь или язык галлов. Наиболее близким сарматскому в современности является осетинский, т.к. происхождение осетин связано с сарматским племенем аланов. Кроме того, по мере расселения славян на восток они успели застать останки скифо-сарматского населения в Северном Причерноморье и заимствовали некоторые слова, например, русское «бог», «рай», «хата», «топор».

КТО БЫЛИ ИХ СОСЕДИ?

Вглядываясь в скудный инвентарь, найденный археологами, и немые лица давно умерших людей, трудно представить, в какое бурное время они жили.

Появление позднесарматской группы кочевников на Южном Урале связывают с изменениями геополитической ситуации в азиатских степях. Продолжительная борьба между Китаем династии Хань и кочевниками хунну закончилась поражением последних. Уходя от преследования, часть хунну продвинулись далеко на запад и в I в. н.э. оказались в пределах государства Кангюй (современный Южный Казахстан). Пришельцы хунну частично вытеснили, частично влились в кангюйскую кочевую элиту, представленную сарматскими племенами аланов-асиев. Со IIв. н.э. объединенный племенной союз освоил сопредельные пастбища Урало-Казахстанских степей. 

Закрепившись на Южном Урале, кочевники продвинулись далее на запад, расселяясь в степях Поволжья и Нижнего Дона, откуда вытеснили местных сарматов-аорсов, Прикубанья, где стали соседями меотов (предки адыгов), Приазовья, где граничили с Боспорским царством. На Урале и в Подонье сформировались основные политические центры этого обширного объединения. Проникнув в Северное Причерноморье мигранты столкнулись как с аланами, так и с поздними скифами, кочевавшими в Нижнем Поднепровье и Крыму. На крайнем западе своего расселения – в междуречье Днестра и Дуная – номады вышли к границам Римской империи. Сарматы то подвергали римские провинциальные поселения набегам, то становились клиентами римских правителей – за плату и возможность селиться они охраняли римскую цивилизацию от более диких варваров Востока. Кочевники застали в Причерноморье еще одних скитальцев поздней древности –  германские племена готов.

Кочевники раннего железого века. VII в. до н.э. – VI в. н.э.

Позднесарматское население контактировало и с лесными угорскими племенами Приуралья и Прикамья, обмениваясь товарами, а отдельные группы кочевников проникали вглубь их территории, оставляя отдельныепогребения и могильники. Сохранялись и поддерживались связи с югом – государством Кангюй. 

В целях торгового обмена сформировались трансконтинентальные торговые пути, самый известный из которых Великий Шелковый путь. Южноуральские кочевники контролировали часть северного ответвления этого пути, занимаясь торговлей, охраной караванов, не брезговали и грабежами. Именно поэтому в погребениях поздней древности Южного Урала можно встретить импортные вещи: металлические зеркала из Китая, бусы из Египта, заколки и амфоры из греческих городов Северного Причерноморья, украшения из Ирана, посуду из Средней Азии и Кавказа.

КАК ОНИ УМЕРЛИ И КАК ИХ ПОХОРОНИЛИ?

Люди из могильника Мандесарка 6, как и в других некрополях позднесарматского времени, были похоронены по определенному ритуалу. Вероятно, захоронения были сделаны в летний период, когда кочевники пасли скот на уральских пастбищах. Если же человек умирал зимой, то его тело сохраняли в холоде или бальзамировали, а весной везли на родовое кладбище. Для будущего погребения было выбрано место на возвышенности, вдалеке от рек. Каждому умершему сооружали отдельный курган. Курганы в могильнике располагали определенным образом, место члена коллектива, вероятно, было регламентировано исходя из родовой структуры общества. Если посмотреть сверху, то могильник выглядит как цепочка курганов, растянувшаяся вдоль линии движения солнца с востока на запад. В центре этой цепочки – самый большой курган. В нем то и обнаружен самый пожилой мужчина, могила которого впоследствии оказалась разграблена.

В могильную яму усопших помещали в вытянутом положении, на спине, головой к северу. Ту женщину, что похоронили без вещей туго спеленали, завернув в погребальный саван. Вторую женщину уложили в яму, создав вокруг нее по кругу «кольцо» из подожженного дерева. Одного из мужчин положили в деревянную конструкцию – рамчатый гроб с рукоятями, а тело другого было уложено в нишу, сделанную в одной из продольных стенок ямы. Подобным образом в нишах  сегодня хоронят мусульман. 

Женщины из могильника Мандесарка-6 умерли в возрасте 30-40 лет, мужчины прожили 20-25 лет, за исключением «старца» из большого кургана, возраст которого явно превышал 40-45 лет. На скелетах не было обнаружено следов летальных повреждений, однако не все травмы оставляют отпечатки на костях, поэтому делать однозначные выводы о ненасильственной смерти нельзя. Нет у покойных и следов системных патологических болезней.  

  • План женского погребения в кургане №3. 1 — развал сосуда, 2 — нож, 3, 4 — бусы, 5 — пряслице
  • Бусы погребенной в кургане № 3. 1 — с леваого запястья, 2 — с правого запястья, 3 — в челюсти

После положения тел в ямы их засыпались грунтом, а сверху сооружали земляной купол-курган. В некоторых насыпях могильника Мандесарка-6 нашли кости животных, разбитые сосуды и следы огня в виде углей. Это, вероятнее всего, свидетельства поминальных обрядов, тризны по покойному. Особенно интересной оказалась конструкция самого большого кургана могильника. После погребения пожилого мужчины на поверхности земли в радиусе 5 метров вокруг могильной ямы были выложены ветки сосны и березы, которые были подожжены, и тут же в процессе горения засыпаны землей. Так образовался курган, внутри которого сохранились следы этого огромного костра  в виде обожженных плах, прокаленной глины и многочисленных углей. 

Фрагменты обугленного дерева под насыпью кургана № 1

ПОЧЕМУ ИХ ЧЕРЕПА «НЕОБЫЧНЫ»?

Обряд прижизненно деформировать череп является одним из видов искусственной модификации тела, наряду с обрезанием, прободением ушей и носа, татуировкой, подпиливанием зубов и пр. Искусственно деформированные черепа известны археологам с эпохи неолита и зафиксированы на всех континентах в разные исторические эпохи, появляясь независимо у разных народов.  

Деформация достигалась путем преднамеренного длительного механического воздействия на череп в период, когда кости еще мягкие и несросшиеся (до двух лет от рождения). Изменение формы черепной коробки достигалось либо тугим сдавливанием повязками или закрепленными на голове дощечками, либо планомерным ручным давлением. При этом объем мозга, как и его основные интеллектуальные и психические функции, у ребенка и взрослого человека качественно не менялись. 

Пример способоа деформации черепа у африканских народов

 В среде сарматских племен «мода» на деформированные черепа распространяется в позднесарматское время, около 70-80% населения имели деформированные черепа. Кочевники заимствовали этот обычай у народов Средней и Центральной Азии, где деформации были массово распространены еще с рубежа эр. По мере расселения кочевников в период Великого Переселения народов на запад, традиция с ее носителями приходит в Европу, о чем говорят находки искусственно деформированных черепов в Болгарии, Чехии, Германии.

  • Расчистка женского погребения в кургане №6 археологом Шиманским Е.О.
  • Копия черепа и антрополгическая реконструкция по черепу из кургана 6. Автор — Нечвалода А.И.

Происхождение и широкое распространение этой традиции связаны с особенностями социально-этнической психологии. В ее основе – отголосок культа черепов верхнего палеолита (древнекаменного века), представлений, что в голове заключена определенная магическая сила. Позднее, в сарматской среде, обычай деформирования выполнял функцию сознательного взаимного уподобления людей одной общности. Иными словами, наличие деформированной головы позволяло отнести человека к категории «своих», указать другим, что он принадлежит к определенному союзу племен.    

  • Примеры способов деформации черепа
  • Пример способа деформации черепа

КАКОВЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ИХ ПОТОМКОВ?

Люди из могильника Мандесарка 6 и их ближайшие потомки были последними представителями сарматского населения в степях Южного Урала, населения, господствовавшего здесь более тысячи лет. Уже в начале IVвека начинается следующая глава в истории кочевой степи. С востока надвигалась новая волна народов, кардинально, отличавшаяся по своему языку, антропологическому облику и материальной культуре. Наступала эпоха раннего средневековья.

Ее открывали загадочные гунны, народ, вокруг которого не утихают научные споры. Одни ученые полагают, что гунны – восточный союз племен, объединение тюркских и угорских народов, смявший в ходе своего движения позднесарматские племена. Следовательно, люди из Мандесарки 6 не имеют к гуннам прямого отношения, они – жертвы политических коллизий, были или уничтожены гуннами или вовлечены в их племенное объединение по пути на запад.  Другие считают, что гунны уже в эпоху поздней древности были включены в круг сарматских племен, а значит могильники типа Мандесарки 6 – это и есть памятники смешанного гунно-сарматского населения. 

Алан и сармат против гунна. IV в. н.э.

И в том и в другом случае облик кочевых древностей в IV в. практически полностью изменился. Часть потомков сарматов, видимо, в том числе и тех, что погребены в могильнике Мандесарка 6, в составе гуннского племенного союза ушли на запад, добравшись до Восточной и Центральной Европы. В V в. гуннский союз под началом «Бича Божьего» Аттилы наводил ужас на Византию и Западную Римскую Империю.

Другие же остались на территории Южного Урала, но были включены в сферу влияния новых кочевых объединений – эфталитов (белых гуннов) и хионитов (красных гуннов).  В степи возникали новые объекты, которые сейчас обнаруживаются археологами и называются курганами с «усами» (с каменными и земляными грядами). 

К середине VII в. последних ираноязычных кочевников вытесняют и ассимилируют новые пришельцы с востока – тюрки. В уральской степи прочно и надолго закрепляются монголоидные тюркоязычные народы, представителями которых впоследствии стали казахи  и башкиры.

КТО ИССЛЕДОВАЛ КОЧЕНИКОВ МОГИЛЬНИКА МАНДЕСАРКА-6?

Могильник Мандесарка-6 был обнаружен по результатам дешифрирования аэрофотоснимков геологом Батаниной И.М. в 1990-е гг. В 2004 году памятник был обследован на местности археологами Шиманским Е.О., Любчанским И.Э. 

В 2015–2016 годах могильник исследовался археологическими раскопками отрядом под руководством Макурова Ю.С., Макуровой М.Р. и Шиманского Е.О. Финансирование и материально-техническое обеспечение экспедиции произведено Заповедником «Аркаим» при содействии Историко-филологического факультета ЧелГУ и Дворца детского творчества города Челябинска. В раскопках принимали участие сотрудники Заповедника «Аркаим», студенты и преподаватели ЧелГУ, волонтеры, а также школьники под руководством Бавыкиной И.В., Тарасовой Е.В. Руководство полевыми работами осуществлялось Макуровым Ю.С., преподавателем кафедры всеобщей истории ЧелГУ Шиманским Е.О. Полевая документация оформлялась Макуровым Ю.С., Шиманским Е.О., Петровой Л.Ю., Мальковой М.Н. Руководство раскопами осуществлено Валиахметовым И.А., Кашиным И.С., Вахраневым И.Д., Вахраневой Я.О., Деркачом В.Е. Фотофиксация и компьютерная прорисовка чертежей выполнена Макуровой М.Р. и Макуровым Ю.С. Первичные антропологические определения в полевых условиях выполнены магистрантом Института истории СПбГУ Мальковой М.Н. Отбор костного материала для радиоуглеродного анализа осуществлен к.и.н., н.с. центра физической антропологии ИЭА РАН Китовым Е.П.

Реставрация изделий из металла осуществлена реставратором Государственного исторического музея Южного Урала Шапиро А.Д. Реставрация сосудов осуществлена Шиманским Е.О. и Макуровым Ю.С. Описание вещевого материала осуществлено при содействии Шиманского Е.О., описание керамических сосудов при содействии Любчанского И.Э. Прорисовка вещевого материала выполнена художником Заповедника «Аркаим» Орловой О.И. 

Скульптурные антропологические реконструкции внешнего облика погребенной в кургане № 6 женщины, реставрация мужских черепов и графическая реконструкция погребенного в кургане № 4 мужчины созданы Нечвалодой А.И. – сотрудником Института истории, языка и литературы УНЦ РАН (г. Уфа). Параллельно с археологическими исследованиями в районе раскопок проводились палеопочвенные исследования под руководством д.б.н., в.н.с. Института физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук В.Е. Приходько. 

Кураторы выставки и авторы публикации выражают глубокую благодарность всем, кто принимал участие в исследовании памятника, подготовке научного отчета и экспозиции «Кочевники: ожившие образы». Отдельная благодарность – нашим полевым друзьям, которые без денежных и иных поощрений переносили с нами тяжесть полевой жизни и дарили миру эти скромные, но важные открытия. 

АЛЕКСЕЙ НЕЧВАЛОДА.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ КОСТИ?

Обычно человеческий череп привлекает весьма пристальное внимание, если есть возможность его подержать в руках. Черепа, имеющие необычную форму, которая достигалась путем жесткого бинтования в младенческом возрасте (так называемые, искусственно деформированные черепа) находятся в фокусе интереса, как широкой публики, так и ученых. Этот загадочный обычай – изменения формы головы – был в свое время очень широко распространен. 

Антрополог Алексей Нечвалода

Деформированные черепа обнаружены археологами в Индии, Туркмении, на Кавказе, в Поволжье, в Западной Европе, в Северной и Южной Америке. Этот обычай сохраняется у некоторых племен на африканском континенте и в настоящее время. 

Наиболее распространенной формой деформации черепа была такая, когда череп приобретал конусовидную форму. Такой результат достигался путем сдавливания черепа в области лба и затылка тугой круговой повязкой, в результате чего кости черепа начинали свой рост вверх. Для усиления эффекта давления и получения «убегающего» лба дополнительно использовались дощечки.

Именно такой формой головы обладала женщина из могильника Мандесарка-6, череп которой был передан нам для восстановления облика по черепу. Женщина принадлежала к племенам поздних сармат кочевавших в III-IV вв. н. э.в Зауральских степях. По данным археологов в культуре позднесарматских племен обычай искусственной деформации получил широкое распространение.

Женское захоронение из кургана 6

Процесс восстановления черепа включает в себя несколько этапов. Первый – это определение возраста, пола, краниологическое описание черепа. 

Легкие и изящные контрфорсы черепа, грацильная, небольшая по размерам нижняя челюсть, слабо выраженный макрорельеф в области прикрепления крупных мышц лица и шеи не вызвали затруднения в определении пола. Кроме того хорошо сохранился и посткраниальный скелет вместе с костями таза.

Антропологи определяют возраст исходя из результатов исследования стертости зубов и швов черепной коробки и лицевого скелета. На черепе женщины основные швы черепа имеют высокую степень уплотнения, что характерно для среднего возраста. Небезынтересно отметить, что лобная кость была разделена дополнительным швом т.н. – osfrontalis, следы которого еще можно разглядеть. 

Зубы имеют следы изношенности, характерной для возрастного интервала в 30-35 лет. На некоторых зубах имеются небольшие отложения зубного камня.

На этом этапе было очень важно также выявить индивидуализирующие признаки в строении лицевого скелета. В результате проведенного анализа мы пришли к заключению, что к таковым можно отнести асимметрию в строении орбит, невысокий альвеолярный отросток верхней челюсти, грацильную, небольшую по размерам нижнею челюсть. Измерения мозговой коробки показали, что череп относиться к категории сильно деформированных черепов.

  • Рис. 1. Асимметрия черепа женщины из могильника Мандесарка-6
    а – «правый» череп;
  • б – «левый» череп;

Череп обладает выраженным европеоидным краниологическим комплексом, что выражается в сильной горизонтальной профилировке лицевого скелета на орбитальном и среднем уровнях, значительно выступающем носе.

Следующий этап работы ? восстановление облика по черепу с помощью метода Михаила Герасимова, дополненного исследованиями Галины Лебединской и Сергея Никитина. 

Восстановления лица выполняется в начале на левой половине черепа, чтобы отразить присущую черепу индивидуальную асимметрию в строении лицевого скелета (см. рис. 1).

Восстановление выполнялось по пластиковой копии черепа. Кроме того череп был оцифрован, для создания 3D модели краниума и создания 3D реконструкции внешнего облика.

  • Этап реконструкции головы по черепу из кургана 6
  • Антропологическая реконструкция по черепу из кургана 6

Выполненная реконструкция демонстрирует распространенный среди позднего сарматского населения морфотип, который характеризуется комплексом признаков, сочетающим длинную черепную коробку, лицо крупных размеров с резкой горизонтальной профилировкой, и с сильно выступающим носом к линии профиля.

  • Антропологическая реконструкция
    по черепу из кургана 6
  • Полноцветная антропологическая реконструкция
    по черепу из кургана 6
  • Открытие выставки в Кизильском краеведческом музее
  • Выставка «Кочевники.. ожившие образы» в Заповеднике «Аркаим»
  • Выставка «Кочевники.. ожившие образы» в Заповеднике «Аркаим»
  • Фото www.u24.ru. Директор Заповедника Аркаим Сластухина Е.И. на открытии выставке в Миассе

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ «КОЧЕВНИКИ: ОЖИВШИЕ ОБРАЗЫ»

Макурова Мария Раильевна, начальник музейного отдела, ОГБУК «Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим», ул. Ворошилова, 6, 454014, г. Челябинск, Российская Федерация, rafikova_m@mail.ru.

Макуров Юрий Сергеевич, начальник отдела заповедного режима, ОГБУК «Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим», ул. Ворошилова, 6, 454014, г. Челябинск, Российская Федерация, ymakurov@yandex.ru.

Шиманский Евгений Олегович, преподаватель кафедры истории России и зарубежных стран, Челябинский государственный университет, просп. Победы, 162в, 454084 г. Челябинск, Российская Федерация, evgenshim@yandex.ru.


[1]Названия памятнику дано по ближайшей к нему реке, которая протекает в Кизильском районе Челябинской области. Река, вероятно, получила название по характеру речной долины («мандэ», тюркск. – «широкая лощина»; -сар – «наверху», «верхняя часть»; -ка – «долина», «дно», «земля», «почва»).




Источник: proshloe.com