Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-09-03 09:02

Как добывают нефть в Арктике

Моя Земля

Арктика таит огромные богатства, к которым, разумеется, относится и нефть. Но открыть гигантские месторождения недостаточно — надо найти способы добывать, а в случае с Крайним Севером, еще и доставлять сырье потребителям. Именно эту задачу удалось решить «Газпром нефти», реализовав сразу три масштабных проекта освоения Арктики.

Остров «Приразломная»

Приразломное месторождение стало первым проектом добычи нефти на арктическом шельфе России. Платформа «Приразломная», специально построенная для этого, установлена в Печорском море в 60 километрах от берега. Казалось бы, это совсем недалеко, но дорога на шельфовый промысел начинается почти за тысячу километров от него — в Архангельске. Сначала от самого крупного города на севере европейской части России нужно на самолёте долететь до вахтового поселка Варандей, а оттуда уже на вертолёте до самой платформы.

Но это если погода лётная бывает, что вылета приходится дожидаться несколько дней — и это чтобы пролететь всего чуть больше полусотни километров. Но с северной погодой шутки плохи. Поэтому даже такой короткий перелёт все преодолевают в специальных спасательных костюмах — герметичных, позволяющих продержаться в ледяной воде Печорского моря до прибытия помощи.

Сама платформа прекрасно защищена от самых яростных арктических бурь, а они здесь не редкость. Зима в заполярье длится девять месяцев, и температура нередко опускается до -50 градусов. Штормы в этой части тоже явление частое. Но платформа способна выдерживать максимальные ледовые нагрузки и прямой удар волны высотой 10 метров. Неудивительно, ведь ширина стенок хранилища нефти — кессона — три метра.

Верхушка самого высокого сооружения платформы – буровой вышки — расположена в 122 метрах от уровня моря, но буровые работы из-за непогоды приостанавливать не приходится. Вышка защищена от любого внешнего воздействия и выдерживает нагрузку ветра, дующего со скоростью 51 м/с. А это самый настоящий ураган. А скважины, которые бурят с «Приразломной» достигают длины 8 км.

«Приразломную» можно сравнить с небольшим заводом, построенным на острове в открытом море. Ведь платформа массой полмиллиона тонн установлена прямо на дне. Здесь постоянно работают 200 человек. Безопасность их и окружающей среды обеспечивает полностью автоматизированная система, перекрывающая все скважины за несколько секунд.

Кроме того, все технологические операции проводятся внутри этого острова — нигде и никакого контакта с морем. Это касается и отходов производства — «Приразломная» работает по принципу нулевого сброса, поэтому они или закачиваются в специальную поглощающую скважину, или вывозятся на берег и уже там безопасно утилизируются.

Воду для технологических нужд забирают через специальные устройства, защищающие морских обитателей, и даже вертолеты летают над морем не ниже 500 м, чтобы шум не пугал животных. В общем, безопасность превыше всего.

Мессояхская группа месторождений

Если не брать в расчёт шельф, то самое северное нефтяное месторождение, из всех, что разрабатываются в России, расположено на Гыданском полуострове — Восточно-Мессояхское. Вернее, это целая группа Мессояхских месторождений, которую открыли ещё в 1985 году, но начали эксплуатировать только в 2012-м.

Это неудивительно, ведь ближайший к месторождению населённый пункт — посёлок Тазовский — находится от Мессояхи в 136 километрах. До недавнего времени здесь не было ни дорог, ни трубопроводов, по которым можно вывозить нефть — только бескрайняя тундра. Зимой здесь бывают морозы до -60 градусов, а снег лежит 8 месяцев в году.

Нефть Мессояхи залегает не очень глубоко, но она вязкая и застывает даже при не сильно низкой температуре. Поэтому перед тем как отправлять по трубопроводу, её приходится подогревать. Кроме того, залежи нефти покрыты мощными газовыми шапками, что затрудняет добычу. Планируется, что газ Восточно-Мессояхского месторождения, которое уже разрабатывается, будет закачиваться в подземное хранилище на Западно-Мессояхском, которое ждёт своей очереди. Потом эти запасы можно будет распечатать и рационально использовать.

Впрочем, и сейчас газ Мессояхи, который добывается вместе с нефтью, используется вполне рационально. Он становится топливом для газотурбинной электростанции, печей нагрева нефти и котельных. Это не только повышает эффективность работы месторождения, но и значительно сокращает выбросы парниковых газов — ведь раньше его просто сжигали. Кроме того, промысел не оказывает никакого влияния и на природу арктической тундры: сохранить слои вечной мерзлоты позволяет система термостабилизации опор зданий промысла и нефтепровода, проложенного над землей.

Новопортовское месторождение

На полуострове Ямал, где разрабатывается Новопортовское месторождение не было никакой инфраструктуры, как и на Мессояхе. Поэтому ключи к огромным запасам нефти и газа, обнаруженным ещё в 1964 году, удалось подобрать только в 2012-м. Строить трубопровод до ближайшей магистральной линии было слишком дорого, вывозить нефть зимниками — неэффективно, поэтому возникла очень смелая идея организовать транспортировку нефти по морю: по Обской губе, а потом по Северному морскому пути танкерами в сопровождении ледоколов. Для этого прямо в акватории Обской губы в 3,5 км от берега был возведён уникальный нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Это техническое сооружение, эксплуатация которого началась в 2016 году, высотой более 80 метров. Терминал может работать при 50-градусном морозе, противостоять воздействию двухметровой ледовой толщи. А пресноводный лёд Обской губы более твёрдый и прочный, чем солёный морской.

Для того, чтобы круглый год вывозить нефть с Новопортовского, «Газпром нефти» пришлось не только создавать «Ворота Арктики», но и строить собственный флот. Сегодня между месторождением и гигантским танкером-накопителем, установленным на рейде в Кольском заливе неподалёку от Мурманска, курсируют шесть танкеров ледового класса. В Обской губе им помогают два мощных суперсовременных дизель-электрических ледокола, а по Северному морскому пути ведут атомные ледоколы «Росатомфлота».

Проложив морскую дорогу арктической нефти в порты Европы, компания планирует сформировать на полуострове Ямал мощный добывающий кластер сразу из нескольких перспективных месторождений, которые будут опираться на инфраструктуру Нового порта.


Источник: vc.ru