Как советская власть загубила целину, мы знаем из обличительных статей. О том, что 30 годами ранее то же произошло в США, никто не рассказывает. Но, покопавшись в стыдливо спрятанных документах, можно восстановить ход ужасных пыльных бурь в Америке 30-х годов, получивших название «Пыльный котел».
Целина, только американская
Соединенные Штаты Америки большая страна, а потому имеют различные условия для жизни и ведения хозяйственной деятельности. В разных частях предпочтение отдается чему-то своему. Земли Канзаса, Колорадо, Северной и Южной Дакоты, Нью-Мексико, Оклахомы и Техаса были тысячелетними прериями, на которых коренные американцы выпасали тучные стада. Не зря эту землю называют Великие равнины - здесь на тысячи километров тянулись плодородные, дикие земли. В середине XIX века, с развитием транспортной сети и ростом населения, остро встал вопрос продовольствия, вот и пошли под плуг миллионы гектаров.
До Первой мировой войны освоение равнин велось умеренно - сеяли пшеницу, разводили скот, часть земли была под травами. Однако после войны возросли потребности в продовольственном зерне, идущем на экспорт. Американские фермеры постарались не упустить шанс - распахали каждый клочок земли. Скот забили, так как продавать зерно стало выгоднее. Чтобы не упускать деньги, забыли о важности севооборота, защите почв от ветров - длинный доллар, плывущий в руки, перевесил все остальное. Поля пахались и засевались пшеницей год за годом, стерню и солому просто сжигали. Но природа не терпит насилия над собой и умеет жестоко отвечать обидчикам.
Засуха и начало пыльных бурь
Люди своим безответственным поведением создавали предпосылки для пыльных бурь. Все началось с накрывшей центральную часть континента засухи. В 1930 году уровень осадков был катастрофически низок, земля, перегретая солнцем, высыхала и крошилась на мелкие частички, любое легкое дуновение ветра срывало ее и поднимало в воздух. Ветер, не встречая сопротивления чахлой растительности, набирал скорость, приобретая сумасшедшую силу, позволяющую поднимать в воздух уже не миллиметры, а сантиметры почвы. Пыльные бури, в том числе на Великих равнинах пусть и редкое, но все же обычное природное явление, но если раньше плотный травяной покров удерживал землю, то сейчас распаханная и уставшая земля не могла сопротивляться.
А длительная засуха повторялась через каждые два-три года. Пыльные бури, начавшиеся в 1930 году, гуляли по США целое десятилетие, то нарастая, то спадая.
Американцы скрупулезно подсчитали их: 1932-й - 14; 1933-й - 38; 1934-й - 22: 1935-й - 40; 1936-й - 68: 1937-й - 72; 1938-й - 61; 1939-й - 30: 1940-й - 17.
Министерство сельского хозяйства США к 1940 году установило, что от пыльных бурь земля потеряла плодородие на 14 миллионах гектаров, на 40 миллионах произошла гибель урожая, на 50 миллионах был запушен процесс разрушения почв. В воздух за время пыльных бурь поднялось более 350 миллионов тонн плодородной земли. В той или иной степени «Пыльный котел- затронул жизнь трети населения немалой страны.
Как все происходило?
Проблема пыльных бурь широко освещалась в прессе, государству было выгодно эксплуатировать эту тему - страдания нескольких миллионов далеких фермеров говорили многократно большему числу жителей городов - смотрите, есть те, кому хуже. Журналисты устремились в зону бедствия, отправляя в редакции страшные вести и жуткие фотографии. Не остались в стороне творческие люди - писались очерки, рисовались картины. Наиболее известной у нас книгой, описывающей страдания американских фермеров, стала «Гроздья гнева», в которой с присущим ему литературным талантом Д. Стейнбек описал начало пыльных бурь:
«Люди сидели по домам, а если им случалось выходить, они завязывали нос платком и надевали очки, чтобы защитить глаза от пыли. Пыль смешалась с воздухом, слилась с ним воедино, точно эмульсия из пыли и воздуха. Дома были закрыты наглухо, дверные и оконные щели забиты тряпками, но пыль незаметно проникала внутрь и тончайшим слоем ложилась на стулья и столы, на посуду. Люди знали: такая пыль уляжется не скоро. Утром она стояла в воздухе, точно туман, а солнце было ярко-красное, как свежая кровь».
Но в череде обычных пыльных бурь, наполняющих воздух пылью, встречались и по-настоящему свирепые, заставлявшие верить, что предсказанные беды апокалипсиса уже близки. Так, 14 апреля 1935 года вошло в историю как «черное воскресенье». Ветер, набрав скорость более 50 километров в час, поднял столько пыли, что ее стена шириной 150-200 километров, поднявшаяся высоко в небо, закрыла солнце. В этот день от удушья или под поваленными крышами домов погибло более двух сотен человек. Ветер вырывал деревья с корнем, валил столбы, срывал крыши амбаров, переворачивал автомобили, сбивал с ног людей. Пыль и песок засыпали целые улицы. Поднятая туча была так велика, что не развеялась, преодолев континент, и долетела до побережья, где ее могли наблюдать даже ушедшие в море корабли.
Последствия «черного воскресенья» были столь существенны, что через две недели правительство собралось на экстренное совещание и обсудило возможные меры по спасению сельского хозяйства. Была учреждена Служба по консервации земель.
«Пыльный котел» и Великая депрессия
Правительство понимало, что надо предпринимать срочные меры, но беда не приходит одна: трагедия «Пыльного котла» совпала с крахом американской экономики - Великой депрессией. Государство. подорванное тяжелейшим в истории страны финансовым кризисом, не могло ничем помочь страдающим от засухи и пыльных бурь регионам.
Раздаваемым обещаниям люди не верили, а начавшаяся в это время компания по ужесточению банковской дисциплины приводила к тому, что тысячи фермеров лишались земельных наделов за малейшую просрочку уплаты по закладной. В Канзасе за 1930-е годы не менее 300 000 семей пришлось покинуть обжитые места и тронуться в путь, ища хлеб насущный. Всего в это время несколько миллионов человек бросили дома и отправились в дорогу, надеясь найти лучшую жизнь. Люди, подгоняемые слухами, что где-то появилась работа, спешили туда, а навстречу шли измученные вереницы беженцев.
Из-за пыли в воздухе увеличилось число легочных заболеваний, пыль засоряла воду, мелкая домашняя скотина умирала от удушья, отмечались случаи гибели людей. Ветер и жара способствовали тому, что немногие уцелевшие гектары поражались многочисленными вредителями.
Только к концу 1930-х годов, преодолев последствия Великой депрессии правительство принялось выполнять выработанные учеными рекомендации.
? Будем рады поддержке - подписывайтесь и ставьте палец вверх.
Как спасали землю?
Начали с обучения фермеров ветрозащитному земледелию - подбор культур, внедрение севооборотов, посев ветрозащитных лесополос, новые приемы и технологии посева. Внедрялись технологии, останавливающие ветровую эрозию, - например направление пахоты становилось параллельным направлению господствующих ветров, а на склонах пахали поперек. Создавались центры, разрабатывающие рекомендации именно для данной местности, учитывающие традиции и специфику ведения сельского хозяйства. Разрабатывались и выпускались новые сельскохозяйственные орудия, дающие возможность сохранять нетронутым верхний слой пашни.
В общем, делалась то, что Советскому Союзу предстояло искать в скором будущем.
Повторение пройденного
Не прошло и полутора десятков лет, как СССР начал освоение целины, по сути повторившее трагические события в США, - так же бездумно распахали миллионы гектаров, и все это завершилось песчаными бурями. Некоторые видят в этом не глупость лидеров коммунистической партии, давшей отмашку непродуманной целинной кампании, а хитрую диверсию американских стратегов, знавших, что Советский Союз испытывает недостаток продовольствия, а потому клюнет на идею быстро получить зерно, распахав новые земли. Главное - подтолкнуть противника к неверному решению, а о последствиях ему не рассказывать.
Версия имеет право на существование - СССР на освоение целины потратил миллиарды рублей, а в итоге получил пыльные бури и вынужден был закупать хлеб у идеологических противников.
© Дмитрий Дьяконов